Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором.
(Дети пересказывают такие случаи.)
Учитель. Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Докажите словами из текста.
Дети. — Мне понравился Чук. Он увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы.
- Мне не нравится Чук тем, что он грубо обошелся с младшим братом: со злостью разломал и швырнул его пику.
Учитель. А как надо?
Ученик. Надо было объяснить младшему брату, как себя вести, ведь Чук был старше и должен нести ответственность за Гека, а не провоцировать его на драку.
Учитель. А теперь прочитайте слова, которые можно соотнести с иллюстрацией в учебнике. Какой момент рассказа она отражает? Отражает ли эта иллюстрация главные черты характера мальчиков, которые послужили причиной дальнейших приключений и происшествий? Какие это черты?
(Ребята отвечают.)
Учитель. Это ваши мнения, а теперь найдите, как у автора: кто был виноват в том, что телеграмма пропала?
(Ребята перечитывают отрывок из текста на страницах 141142, останавливаясь на репликах автора:
- «…от злости у него затряслись руки»;
- «…проклятый Гек… яростно тыкал пикой в желтую картонку…»;
- «…которые он не истратил, как Гек, на разные глупости…»;
- «…Чук вырвал у Гека пику, переломал ее о колено и швырнул на пол»;
- «…как ястреб налетел Гек на Чука…»;
- «…громко завопил оскорбленный Чук…»
Учитель. А можно ли было избежать ссоры? Как, по вашему мнению, должны были поступить воспитанные мальчики?
(Ребята высказывают свои мнения.)
Учитель. А теперь давайте попробуем составить характеристики этих героев и запишем в таблицу, которая дана в учебнике.
(Ребята выполняют работу в тетради. Можно предложить выполнять это задание по вариантам: одна группа составляет характеристику на Чука, а вторая — на Гека.
Педагог глазами. Обзор детских сочинений «Современный учитель ...
... ребята не очень дружные. Думаю, Сергею Анатольевичу удается прививать любовь к своему предмету. Я знаю нашего учителя физкультуры лучше, чем другие ученики ... с. Тулиновка Педагог глазами детей. Я родилась в семье учителей: мама – учитель , папа –учитель физкультуры, бабушка - бывший учитель химии и директор ... своим ученикам. Впервые я узнала его в первом классе, и он сразу мне понравился. Чтобы ...
Затем проводится обсуждение характеристик, сравнение поведения и поступков героев, их характеров.
Чук
Возраст |
Черты характера |
В чем проявились? (ссылка на текст) |
Лет 56 (на год старше Гека).
|
Запасливый. |
Деньги не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5я строка снизу).
|
Увлечение коллекционированием. |
-..он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»… (с. 141, 1й абзац).
|
|
Несдержанный. |
«…от злости у него затряслись руки» (с. 141, 2й абзац снизу).
|
|
Хитрый. |
Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с. 143, 2й абзац сверху).
|
|
Грубый. |
Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол (с. 141, 2я строка снизу).
|
|
Конфликтный и бестактный. |
Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку. |
Гек
Возраст |
Черты характера |
В чем проявились? (ссылка на текст) |
Лет 45 (на год моложе Чука).
|
Незапасливый. |
Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука) (с. 141, 4я строка снизу).
|
Не увлекался коллекционированием. |
«У Гека такой коробочки не было…» (с. 141, 2й абзац сверху).
|
|
Имел способности к пению. |
«Зато он умел петь песни» (с. 141, 2й абзац сверху).
|
|
Разиня. |
«Да и вообще Гек был разиня…» (с. 141, 8я строка сверху).
|
|
Не терпел обид и оскорблений. |
Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление (с. 142, 1й абзац сверху).
|
|
Был честным. |
На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя (с. 143, 11я строка сверху) |
Исходя из данных характеристик, учащиеся обобщают работу, называют общие и различные черты характера братьев.