Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе (2 часа)
Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).
Тема предыдущего урока: «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».
Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.
Д/з к уроку: 1) группа «писателей» — «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;
2) группа «литературоведов» — собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;
3) группа «критиков» — собрать материал по критической литературе относительно творчества писателя;
4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».
Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».
Цели урока:
- обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
- развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
- воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.
Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.
Оформление доски: Кто – то должен будить людей! В.Ф.Тендряков
«Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.
Вступительное слово учителя.
-Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».
Запись в тетрадь темы урока.
2.
«Погружение» в слово расплата.
- Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.
- Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?
- Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.
- Спасибо, ребята.
Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?
Какие нравственные уроки дает нам повесть прощание с матерой
“Прощание с Матерой”- это повесть, которая рассказывает нам о драме русского народа из глубинки, который пытается ... холмик, за каждую веточку.. Распутин в своей повести старался в каждой строчке донести до нас, что без знания своих корней, своей ... является главной героиней повести. Именно в этой героине мы видим настоящую преданность к малой родине, которая выражается в ее следующих словах: “Правда в ...
_ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.
- А что еще объединяет эти произведения?
Запись слова расплата и ассоциаций к нему.
Чтение 2-3 работ. Например:
Расплата.
Преступление и наказаниеЧто значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мирКаково же возмездие? Расплата – зарплатаГлупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил
(Ответ)
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.
(Ответ +пометки в тетради:
- нравственные мучения героев,
- философские размышления, психологические портреты героев,
- влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),
- проблема «отцов и детей»,
- расплата – Раскольников (гибель, крах,падение)
3.
Представление писателя.
- Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?
- Да, ребята, вы правы.
«Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».
- Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.
- Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.
( Ответ:
- хорошо понимает людей, причем разных возрастов,
- добрый и честный человек,
- переживает за своих героев,
- заставляет читателя задуматься о происходящем.)
(запись эпиграфа и цитаты)
— Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.
4.
Беседа с классом по повести «Расплата».
- Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?
- К какому жанру относится «Расплата»? Почему?
- Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?
- Как книга читалась вами? А современниками Т.?
- Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки.
Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.
Главные герои в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)
... предательстве Андрия, торопится первым сообщить об этом Тарасу Бульбе. Главные герои в повести «Тарас Бульба» увлекают читателя своими диалогами и судьбами, ... он потерял своих детей, но не смысл жизни. Тарас целеустремлённо и беспринципно шел дальше, переступив ... и Тарас. Своим характером пошел в мать: обладает сентиментальной душой. Андрий – романтический герой. В нем на протяжении всей повести ...
- Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.
( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)
( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)
( «На одном дыхании»;
- сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;
- она интересна и детям, и более старшим людям;
- была экранизирована, ставилась на сцене.)
(Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем).
«Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)
- Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.
- Мог учитель предвидеть поступок Коли?
Вера учителя в своих учеников.
- Прозрение Сони. Что поняла девочка?
- История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.
- Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?
- Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?
- Кому же «расплата»?
- Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?
- Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»?
- Да, ребята.
Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»…
(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)
( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).
- Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.
( стр.217).
- Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.
(Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).
- Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и хорошего отца.
(Краткий пересказ:
- родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)
— Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.
Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви
... Коли правду. Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать ... собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда ... об этом их отцу. Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с ... кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой ...
- Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.
- Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная
- В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос.
Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье
- Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.
5.
Критики о повести.
- Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.
- Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?
(ответ, запись цитат)
- Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват »
- Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю».
- А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».
- М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».
(ответ)
6.
7.
8.
Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?
- Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».
Заключительная часть урока.
- Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.
Д/з: черновик рецензии.
- Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;
- окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;
- отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».
- она учит, что «совсем плохих людей не бывает».
Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»
15