Растлевающая власть денег (по роману О. де Бальзака «Отец Горио»)

Как много примеров в истории человечества, когда Люди, переоценивая власть денег, становились их рабами, теряя все лучшее, чем обладали до этого: моральные принципы, семьи, друзей. Люди сами превратили капитал, богатство в чудовище, монстра, безжалостно глотающего человеческие души, чувства, судьбы.

С растлевающей властью денег мы сталкиваемся и на примере многих героев из романа Оноре де Бальзака «Отец Горио».

Страшна судьба самого Горио, которого предали его любимые дочери. Бывший рабочий-вермишельщик, сумев­ший своей ловкостью, бережливостью, предприимчивос­тью, тяжелым трудом сколотить себе в молодости поря­дочный капитал, Горио бесконечно любил свою жену, после смерти которой перенес это чувство на дочерей. Счастье этих девушек стало единственной целью в жизни отца, однако, на мой взгляд, он неправильно понимал смысл этого счастья, которое для него заключалось в удовлетворении всех капризов и желаний, общественных почестях. С малых лет дочери Горио не знали недостатка ни в чем, любые их прихоти выполнялись незамедлитель­но. Так и выросли они, не зная цену деньгам, привыкшие только брать, но не отдавать, видящие в отце лишь источник богатства, неспособные ценить человеческую привязанность и преданность.

Отец Горио отдал своим дочерям все, что у него было, все, чем он дорожил когда-то: деньги, любовь, душу, всю жизнь. А умер нищим, одиноким, больным, среди чужих людей. На последние гроши его хоронят два бедных студента, а дочери, высосавшие жизнь из старика, не только не дали на лекарство и похороны ни копейки, но даже не явились, чтобы проводить отца в последний путь: «Дочери выжали лимон, а корку бросили на ули­цу». Конечно, они были очень заняты, когда отец Горио умирал, — готовились к балу. А после бала одна из них разбиралась с обманутым ею мужем, а другая, прихватив насморк, боялась заболеть еще сильнее. Кажется, что в этих людях умерло все человеческое, когда деньги заняли трон в их душе.

С губительной силой богатства, капитала столкнулся и Эжен Растиньяк, выросший в обедневшей аристократичес­кой семье, к которой был нежно, всем сердцем привязан. Родным молодого человека, воспитанного в провинции, «пришлось обречь себя на тяжкие лишения», чтобы дать ему возможность жить и учиться в Париже. Большие на­дежды возлагались на Эжена, от успехов которого зависе­ло счастье и благосостояние всей семьи.

10 стр., 4756 слов

Анализ пьесы свои люди — сочтемся островского

... женских характеров в пьесах А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» и «Гроза». сочинение «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Коллекция сочинений: «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна ...

Понимая и ценя самоотверженность родных, Растинь­як верит, что трудолюбие, способности, настойчивость по­могут ему сделать карьеру, достичь материального достат­ка, спасти семью от дальнейшего обнищания. Материал с сайта

Однако жизнь в Париже быстро рассеяла его надежды на возможность разбогатеть честным трудом. Эжен по­нимает, что без связей, первоначального капитала, обмана и лицемерия не добиться успеха в этом жестоком мире. Пока он молод, часто наивен и простодушен, честен перед собой, способен на искренние проявления сочувствия и милосердия и этим выгодно отличается от большинства представителей высшего света, куда его ввела знатная родственница. Но надолго ли хватит его добродетели, не забудет ли он о собственной семье в погоне за успехом и достатком, если, пораженный и возмущенный расчетли­вой жестокостью «света», он бросает ему вызов в конце романа, объявляет войну, а не возвращается к учебе и труду.

Мне кажется, что, борясь с несправедливостью и безду­ховностью такими же методами, человек не может выйти победителем из битвы, а лишь растеряет те нравственные ценности, которыми обладал до этого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑