Урок «Грустное и смешное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»

Разделы:

Цели:

  1. Формировать понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции
  2. Содействовать эстетическому воспитанию.
  3. Способствовать развитию умения видеть художественные средства литературы, воспринимать произведение в единстве формы и содержания.

Оборудование:

  • Портрет О.Генри.
  • Рисунки учащихся по мотивам рассказа.
  • Плакаты с высказываниями о юморе.
  • Справочник лингвистических терминов под редакцией Д.Э. Розенталя

Эпиграф урока:

О, смех – великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха.

Н.В.Гоголь

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда-

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Да, мы вместе сочиним урок. А тема урока у нас сегодня “Грустное и смешное в рассказе О.Генри “Вождь краснокожих”. Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение.

В этом году вы познакомились с произведениями Гоголя – назовите.

  • Чехова – какими?

Смешное вы встречали в сказках, небылицах, в загадках. Почему слово может вызвать смех? Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Смех удерживает человека от плохого, а значит , делает лучше.

  • Какие произведения вызывают наш смех? (Юмористические, сатирические).

  • А каким вам кажется рассказ О.Генри?

СООБЩЕНИЕ учащегося о писателе:

– Американский писатель Уильям Сидней Портер, публиковавший свои произведения под псевдонимом О.Генри, начал писать рассказы в тюремной камере, куда привело его несправедливое обвинение в растрате. Он никого никогда не убил, ничего не украл, не ограбил. Так сложилась судьба. Работал честно. Был учеником аптекаря, два года провёл в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Доказать свою невиновность он не смог, да и кому доказывать? Бухгалтер ударился в бега.

Но дома осталась маленькая дочурка, и Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

Было очень грустно, а перед Рождественскими праздниками – особенно. Люди спешат из магазина в магазин, чтобы купить подарки своим близким, сверкают ёлки, а его дочка не дождётся подарка.. А в тюрьме разве заработаешь? Денег не пошлёшь.. Но можно послать другое – и случилось чудо! Он написал рассказ, подписавшись псевдонимом О.Генри

Рассказ напечатали, на полученные деньги был послан дочери подарок. В литературе появился новый писатель – юморист.

Человек, который умеет смеяться тогда, когда ему очень грустно, наверное, очень сильный духом человек, волевой, обладает даром создавать другим хорошее настроение, это человек очень добрый, умеющий по-настоящему любить.

  • О чём этот рассказ, который вы прочитали дома?

Один ученик составлял дома план приключений героя:

  1. Планы жуликов.
  2. Похищение мальчика.
  3. У пещеры:

а) вождь краснокожих и похитители;

  • б) страдания Билла;
  • в) на рассвете;
  • г) решение снизить выкуп;
  • д) письмо старому Дорсету;
  • е) рухнувшие надежды;
  • ж) возвращение.

2. Работа в группах

1-я группа готовила характеристику героев.

  • Какие несоответствия мы увидели в поведении жуликов?

Чтобы обогатиться, они решили сыграть на чадолюбии, уверенные, что отец заплатит большой выкуп. Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями.

Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, чуть не плачет.

Вывод: в поведении героев много неожиданностей.

2-я группа готовила цитаты из текста: что смешного в самой ситуации рассказа, в сюжете?

Похищение ребёнка не выглядит ужасным,

Преступники не страшные, наоборот, их становится даже жаль, ребёнок швырнул камень в котёнка, дрался, чуть не снял скальп Биллу, довёл мужчину почти до инфаркта, превратил в “коня”, заставил есть овёс, сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить выкуп под покровом ночи.

3-я группа наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создаётся комический эффект.

Чтение в лицах сцены “Игра в разведчиков”,

Ученики: Билл выкатился, мальчишка крался, ухмылялся; хватаю, тащу, лягает, бледнеет, плюхается, начинает хвататься за траву. Вызывают улыбку и сравнения, используемые в тексте:Городишко плоский, как блин.

У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу.

Волосы такого цвета, как обложка журнала.

Дрался он как “бурый медведь среднего веса”.

Сравнение мальчика с веснушчатой дикой кошкой.

Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены”

Выражения типа: “хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу.

“Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича; время от времени он “испускал военный клич”, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”.

Учитель: Таким образом, смешное создаётся путём соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.

Соответственно, и характеристики он получил со стороны двух негодяев-похитителей: “дьяволёнок”, “хулиган”, “двуногая ракета”.

  • А что вы можете сказать о характере вождя?

Он активен, энергичен, очень любознателен, не лишён фантазии и воображения, смел. Но в то же время он ленив, не желает учиться в школе, жесток по отношению к животным, людям, его шалости далеко не безобидны, он эгоистичен, непослушен, непредсказуем. Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, удовлетворяющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище,

Учитель: Ребята, хотели бы вы иметь такого друга? О чём заставляет задуматься произведение? Почему мальчик вырос таким? Как ему помочь? А как сложится его дальнейшая судьба?

Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие,

Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд.

3. Словарная работа:

ШАРАБАН –лёгкий экипаж, двухколёсный.

ВИДЫ ПАЛЕСТИНЫ В ВОЛШЕБНОМ ФОНАРЕ – идиллическое изображение мест, где Иисус провёл детство,

ДАВИД НОКАУТИРОВАЛ ГОЛИАФА – библейский царь Иудеи, нокаут –победа.

ЦАРЬ ИРОД – Билл намекает на библейский эпизод, в котором царь Ирод приказывает перебить всех младенцев мужского пола,

КОНСТЕБЛЬ – здесь: деревенский полицейский.

ИЛЛИНОЙС – название одного из штатов США.

4. Домашнее задание

Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания смешного.