Разделы:
Цели:
- Формировать понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции
- Содействовать эстетическому воспитанию.
- Способствовать развитию умения видеть художественные средства литературы, воспринимать произведение в единстве формы и содержания.
Оборудование:
- Портрет О.Генри.
- Рисунки учащихся по мотивам рассказа.
- Плакаты с высказываниями о юморе.
- Справочник лингвистических терминов под редакцией Д.Э. Розенталя
Эпиграф урока:
О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.
Н.В.Гоголь
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания
Учитель:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Да, мы вместе сочиним урок. А тема урока у нас сегодня “Грустное и смешное в рассказе О.Генри “Вождь краснокожих”. Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение.
В этом году вы познакомились с произведениями Гоголя – назовите.
- Чехова – какими?
Смешное вы встречали в сказках, небылицах, в загадках. Почему слово может вызвать смех? Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
Смех удерживает человека от плохого, а значит , делает лучше.
- Какие произведения вызывают наш смех? (Юмористические, сатирические).
- А каким вам кажется рассказ О.Генри?
СООБЩЕНИЕ учащегося о писателе:
– Американский писатель Уильям Сидней Портер, публиковавший свои произведения под псевдонимом О.Генри, начал писать рассказы в тюремной камере, куда привело его несправедливое обвинение в растрате. Он никого никогда не убил, ничего не украл, не ограбил. Так сложилась судьба. Работал честно. Был учеником аптекаря, два года провёл в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Доказать свою невиновность он не смог, да и кому доказывать? Бухгалтер ударился в бега.
Но дома осталась маленькая дочурка, и Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.
Было очень грустно, а перед Рождественскими праздниками – особенно. Люди спешат из магазина в магазин, чтобы купить подарки своим близким, сверкают ёлки, а его дочка не дождётся подарка.. А в тюрьме разве заработаешь? Денег не пошлёшь.. Но можно послать другое – и случилось чудо! Он написал рассказ, подписавшись псевдонимом О.Генри
Рассказ напечатали, на полученные деньги был послан дочери подарок. В литературе появился новый писатель – юморист.
Человек, который умеет смеяться тогда, когда ему очень грустно, наверное, очень сильный духом человек, волевой, обладает даром создавать другим хорошее настроение, это человек очень добрый, умеющий по-настоящему любить.
- О чём этот рассказ, который вы прочитали дома?
Один ученик составлял дома план приключений героя:
- Планы жуликов.
- Похищение мальчика.
- У пещеры:
а) вождь краснокожих и похитители;
- б) страдания Билла;
- в) на рассвете;
- г) решение снизить выкуп;
- д) письмо старому Дорсету;
- е) рухнувшие надежды;
- ж) возвращение.
2. Работа в группах
1-я группа готовила характеристику героев.
- Какие несоответствия мы увидели в поведении жуликов?
Чтобы обогатиться, они решили сыграть на чадолюбии, уверенные, что отец заплатит большой выкуп. Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями.
Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, чуть не плачет.
Вывод: в поведении героев много неожиданностей.
2-я группа готовила цитаты из текста: что смешного в самой ситуации рассказа, в сюжете?
Похищение ребёнка не выглядит ужасным,
Преступники не страшные, наоборот, их становится даже жаль, ребёнок швырнул камень в котёнка, дрался, чуть не снял скальп Биллу, довёл мужчину почти до инфаркта, превратил в “коня”, заставил есть овёс, сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить выкуп под покровом ночи.
3-я группа наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создаётся комический эффект.
Чтение в лицах сцены “Игра в разведчиков”,
Ученики: Билл выкатился, мальчишка крался, ухмылялся; хватаю, тащу, лягает, бледнеет, плюхается, начинает хвататься за траву. Вызывают улыбку и сравнения, используемые в тексте:Городишко плоский, как блин.
У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу.
Волосы такого цвета, как обложка журнала.
Дрался он как “бурый медведь среднего веса”.
Сравнение мальчика с веснушчатой дикой кошкой.
Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены”
Выражения типа: “хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу.
“Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича; время от времени он “испускал военный клич”, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”.
Учитель: Таким образом, смешное создаётся путём соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.
Соответственно, и характеристики он получил со стороны двух негодяев-похитителей: “дьяволёнок”, “хулиган”, “двуногая ракета”.
- А что вы можете сказать о характере вождя?
Он активен, энергичен, очень любознателен, не лишён фантазии и воображения, смел. Но в то же время он ленив, не желает учиться в школе, жесток по отношению к животным, людям, его шалости далеко не безобидны, он эгоистичен, непослушен, непредсказуем. Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, удовлетворяющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище,
Учитель: Ребята, хотели бы вы иметь такого друга? О чём заставляет задуматься произведение? Почему мальчик вырос таким? Как ему помочь? А как сложится его дальнейшая судьба?
Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие,
Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд.
3. Словарная работа:
ШАРАБАН –лёгкий экипаж, двухколёсный.
ВИДЫ ПАЛЕСТИНЫ В ВОЛШЕБНОМ ФОНАРЕ – идиллическое изображение мест, где Иисус провёл детство,
ДАВИД НОКАУТИРОВАЛ ГОЛИАФА – библейский царь Иудеи, нокаут –победа.
ЦАРЬ ИРОД – Билл намекает на библейский эпизод, в котором царь Ирод приказывает перебить всех младенцев мужского пола,
КОНСТЕБЛЬ – здесь: деревенский полицейский.
ИЛЛИНОЙС – название одного из штатов США.
4. Домашнее задание
Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания смешного.