1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.
В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.
Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.
Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.
Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.
Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.
Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).
Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой — в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.
В увертюре развиваются три образа:
образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),
образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),
образ Любви (побочная партия).
Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.
Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.
Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…
Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина: сопоставление
... восстания и личность Пугачева, восхищался им. Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства. Пугачев в произведении Пушкина Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина ...
Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.
Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.
Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.
Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.
Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.
В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.
Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.
Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.
В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.
Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.
Перейдём к Репризе.
Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.
Конфликт получает новое драматическое развитие.
Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.
Кода увертюры.
В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.
Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.
К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»? Выделите цветом правильный ответ:
опера; балет; увертюра-фантазия.
Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.
Ответ: увертюра-фантазия.
№ 2. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?
Мы помним, что в репризе звучание «Темы Любви» становится более торжественным, ей противопоставляется «Тема Вражды», она звучит тревожно, предваряя гибель героев. Поэтому правильный ответ: в репризе.