Конспект по русскому языку И. И. Шишкин «Рожь»

«Конспект урока по русскому языку И. И. Шишкин «Рожь»»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

по картине И.И.Шишкина

«Рожь»

в 5 классе

Тема урока:

Тип урока:

Предполагаемы результаты:

Личностны е:

Метапредметные результаты

  • Регулятивные : умение осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • Коммуникативные : умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве;

умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • давать определение понятиям;
  • учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Предметныерезультаты

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

Задачи урока:

Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

1)Повторить понятия: тема, основная мысль, стиль текста;

2)Сформировать умения описывать картину;

3)Подготовить учащихся к написанию сочинения;

4)Развивать наблюдательность;

5)Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к живописи.

Оборудование:

Ход урока:

I .Орг.момент : приветствие, постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного художника Ивана Ивановича Шишкина, обратим своё внимание на картину «Рожь» и подготовимся к сочинению.

Запишите сегодняшнюю тему нашего урока –

Учащиеся записывают.

II .Слово учителя (на экране просмотр презентации с портретом художника и репродукциями его картин. Параллельно прослушивается музыкальный фрагмент «Времена года (Песня жаворонка)» П.И. Чайковского).

16 стр., 7629 слов

По картине рожь шишкина 4, 7, 8 класс

... тему урока, цель, задачи. (Будем готовиться к сочинению — описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь».) Откройте тетради, запишите –Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь» В чём особенность написания сочинения по картине? Что для этого ...

Учитель: Знаменитый русский художник Иван Иванович Шишкин воспел красоту русской природы. Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Корабельная роща» и другие (показ слайдов).

Критик В.В.Стасов писал: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».

Картины Шишкина привлекают простотой и естественностью композиции, фотографической точностью письма. Но вглядитесь в них пристальнее, внимательнее. В картине «Рожь» колышется под ветром море колосьев, полевая дорога уводит вдаль, к соснам-великанам. И невольно возникают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей. Художник не просто запечатлел на полотне бесхитростный пейзаж, но создал обобщенный образ родной сердцу русской природы.

Во время сообщения учителя, учащиеся смотрят презентацию.

Учитель: Сейчас вы просмотрели репродукции картин И.И. Шишкина и прослушали музыку.

Кто-нибудь догадался, кому принадлежит эта музыка и как называется это произведение?

Ответы учеников.

Учитель: правильно. Это П.И.Чайковский (на экране проецируется портрет композитора).

Пётр Ильи́ч Чайко́вский-— русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, известные вам балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Вы послушали музыку. Это произведение называется «Времена года».

1)Как вы думаете, какое время года соответствует этому музыкальному отрывку?

2)Что говорит о том, что это лето?

3)Какие звуки в музыке подтверждают это?

4) Как вы думаете, какой это месяц? Почему?

5) Соответствует ли эта музыка картине, которую вы сейчас видите на экране?

6) Что объединяет эту музыку и картину?

Учитель: теперь давайте прослушаем стихотворение Феодосия Савинова «Родина».

(Выразительное чтение стихотворения наизусть подготовленное двумя учениками заранее).

Учитель: стихотворение связано как-то связано с картиной?

Можете ли вы почерпнуть информацию из стихотворения для написания сочинения?

III . Подготовка к сочинению-описанию картины И.И. Шишкина «Рожь». Беседа по вопросам:

Учитель: Рассмотрим репродукцию картины и ответим на несколько вопросов.

1) Что изображено на картине?

2)Что мы видим на переднем плане, на заднем?

6 стр., 2910 слов

Развёрнутый план к сочинению по литературе «Проблема будущего ...

... только хозяев, но и даже свою маму. Мини-сочинение «Вишневый сад» — комедия, написанная Антоном Павловичем Чеховым, и ... рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные ... живет настоящим. Он единственный, кто разрабатывает планы по спасению сада, но из-за бездействия многих, его ... Герой первого рассказа – учитель греческого

3)Что является центром картины?

4) Краски каких тонов использует художник? Как вы думаете, почему?

5) Почему даже одна эта картина позволяет нам утверждать, что Шишкин прекрасно знал русскую природу и умел передать всю её прелесть и величие?

6) Какие чувства вызвала картина?

IV . работа над планом сочинения:

Учитель: Мы рассмотрели с вами картину. Давайте составим план сочинения.

(Дети предлагают свои варианты каждого пункта плана.

На доске учитель записывает наиболее удачные ответы)., Ориентировочно план может выглядеть следующим образом:

Дети читают примерный план сочинения.

Учитель : Итак. Мы с вами составили план описания картины .Но напоминаю, что в плане сочинения обязательно должно быть три основных пункта: вступление, описание картины и заключение. Рассмотрим каждый из них подробнее. Во вступлении вы можете сказать о художнике, о его любимых темах, которые он изображал на картинах.

Основная часть – описание картины – может включать в себя пункты из плана, который представлен на доске.

Этот план примерный, вы по желанию можете изменить некоторые пункты или составить другой список вопросов, подобный этому.

заключении

Составьте план вашего сочинения.

Дети составляют и записывают план в тетрадь.

В это время на экране проецируется картина И.И. Шишкина «Рожь» и звучит музыка И.П. Чайковского «Времена года. Июль».

Учитель : давайте проверим, какой план сочинения у вас получился? ( План зачитывают два ученика, учитель комментирует).

VI . Языковая подготовка:

Учитель: представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом.

  • Давайте поработаем с лексикой, которую вы можете использовать в своём сочинении.

Задание: приведите примеры синонимов к словам: художник, картина,, изобразил.

Учитель : художник?

Учащиеся: живописец, творец.

Учитель: правильно, следующее слово – картина.

Учащиеся: рисунок, полотно.

Учитель : эти слова подходят. Какие ещё синонимы вы можете назвать

к слову картина?

Учащиеся: художественное произведение.

Учитель: правильно, молодец! Но точнее будет – произведение живописи.!

Учитель: . Теперь подберите синонимы к глаголу – изобразил.

Учащиеся: написал, нарисовал.

Учитель: Хорошо! А теперь поработаем с лексическим значением слов.

Какое лексическое значение имеет слово пейзаж?

Учащиеся затрудняются ответить.

Учитель : Посмотрите на экран (на экране проецируется лексическое значение слова пейзаж. Электронный словарь интернет ресурс).

5 стр., 2444 слов

Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне

... Сл Текст Сл Текст 1 СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 класса О ВЕЛИКОЙ 10 жизни многих миллионов людей. Наш дедушка ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ учитель Лапуга М.А. кавалер пяти боевых орденов, 2 Сибиряки – наши деды ... Произведение М.Ю.Лермонтова мне очень понравилось. Б. Место писателя в мировой литературе. 1 . План построения сочинения - сравнения. Место произведения в творчестве писателя. 13. - ЧТО ДЕЛАЛ? КУЛЬМИНАЦИЯ ...

Пейзаж: 1) Общий вид какой-нибудь местности.

2) Описание природы в литературном произведении.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-roj-shishkin-klass-konspekt/

3) Рисунок, картина, изображающая виды природы.

Учитель: это слово многозначное, как вы думаете, какое толкование больше всего подходит к нашей теме?

Учащиеся : значение под номером 3.

Учитель : теперь рассмотрим лексическое значение слов – пейзажист.

(На экране проецируется лексическое значение слова Электронный словарь интернет ресурс. )

Пейзажист: Художник, живописец, специализировавшийся на пейзажах.

Учитель: ребята, составьте с этими словами предложения .