По картине Дейнеки Оборона Севастополя 6 класс описание

«Оборона Севастополя»: особенности картины

Живописец написал полотно «Оборона Севастополя» под влиянием новости о взятии нацистами этого города. В ТАСС А. А. Дейнека увидел опубликованное в оккупантской газете фото разрушенного города. Живописец был влюблён в Крым вообще и в Севастополь в частности, поэтому такое известие оказалось тяжёлым ударом. Он говорил позднее: «Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был поглощён всецело стремлением нарисовать картину».

Произведение А. А. Дейнеки сочетает монументальное на вид изображение и психологическое содержание. Создаётся впечатление, будто защитники в какой-то нереально белоснежной униформе сражаются не конкретно с нацистами, а вообще с тёмными злыми силами.

Центральный персонаж всей картины «Оборона Севастополя» — советский матрос. Он изображён развёрнутым в порыве, бросающим связку ручных гранат. Все мазки передают динамику. А А. Дейнеке всё никак не удавалось найти парня, согласного стать натурщиком. Однако одной из знакомых художника оказалась девушка-спортсменка, отличавшаяся крепким сложением. Она и позировала для полотна. Таким образом, матрос нарисован с женской натуры.

Цветовая палитра увеличивает динамизм картины. Враги, море и зарево написаны в тёмной гамме. Светлые моряки находятся в контрасте на фоне тотального мрака.

Сам А. А. Дейнеко отметил, что ему хотелось в предельно доступном виде показать извечную борьбу добра со злом, которая и была продемонстрирована в битве моряков с оккупантскими полчищами.

«Оборона Севастополя» Дейнеки

Полотно писалось в спешке и было встречено, мягко говоря, неоднозначно. Что не понравилось современникам?

Сюжет

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.

7 стр., 3165 слов

Оборона Севастополя в «Севастопольских рассказах» Толстого

... единым желанием написать картину »[1]. Панорама «Оборона Севастополя 1854 — ... от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город ... блокада. Работу над картиной Дейнека начал в конце ... от пожара, вызванного попаданием вражеской бомбы. Ближе к зрителям — разрушенные здания Корабельной слободки, населенной мастеровыми, отставными матросами ...

Фон боя — огненно-кровавое месиво. Черное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.

В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».

Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.

Контекст

Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го. Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.

Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.

За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершенности. Резюме подвел писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.

6 стр., 2765 слов

Творчество Александра Александровича Дейнеки

... Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию ... "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, ... конструктивизм. За время пребывания в "Октябре" Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и ...

Судьба художника

Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьезное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский. Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату. Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.

На 1930-е пришелся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, четко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.

После войны Дейнека вернется к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.

История создания

Художник посещал зону боёв возле Юхнова и выполнил там немало набросков карандашом, использованных затем для «Обороны Севастополя». При продумывании композиции А. Дейнеко увидел в качестве центрального образа матроса, держащего гранаты. Живописцу был чужд культ натуры. С неё он преимущественно выполнял наброски, затем проделывал основательную работу в мастерской, полагаясь на воображение, эскизы и память. Однако в случае с «Обороной Севастополя» важно было написать центральную фигуру как можно достовернее. Во время войны было трудно найти молодого мужчину, обладающего спортивным сложением и согласного на позирование. Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле.

Картина была создана в 1942, когда до победы было ещё далеко, а Севастополь был потерян. По этой причине целью «Обороны Севастополя» было не точное отражение исторической действительности, а укрепление духа и, вероятно, предсказание будущего поражения захватчиков.