УМК «Школа России» 3 класс. . Отзыв по картине М.А.Врубеля » Царевна — Лебедь» план-конспект по русскому языку (3 класс)

Сочинение

1.

Мотивационный

Словесн: беседа, ответы на вопросы

5 мин

Какую часть речи мы изучаем?

-Расскажите об имени прил.

-Какую роль прилагательные выполняют в тексте?

Из какого произв. эти строки?

-Назовите автора сказки?

-Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь?

-Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля

Тема урока- на доске

-Как мы будем работать по картине?

Формулируем учебную задачу.

будем писать сочинение; составим план текста описания; познакомимся с автором картины

зачитайте отрывок из сказки, где описывается чудесная царевна – Лебедь.

За морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выплывает, будто пава;

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

– Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?

17 стр., 8434 слов

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего ...

... понятия нравственное воспитание; рассмотреть вопрос о сказке как средстве нравственного воспитания в русской педагогике; изучить психологические особенности восприятия детьми сказок; выделить черты сказки как жанра устного народного творчества; проверить действенность воспитательного воздействия сказок на детей ...

Отвечать на вопросы

Читать отрывок из сказки

Отвечать на вопросы учителя

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Знакомство с картиной.

Работа над содержанием картины

10 мин

– Кто из вас слышал о художнике?

– Знакомы ли вы с его картинами?

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств.

В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров.

Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской.

С Мамонтовым и его семьёй художник совершил поездки по Европе, побывав в Италии, Франции и Германии, проездом в Греции и Константинополе. В 1896 году Михаил Александрович в Женеве обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, артисткой Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Жена Врубеля Забела-Врубель была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные роли в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Римского-Корсакова. Врубель очень любил музыку этого композитора и охотно создавал для его опер декорации и эскизы костюмов. Художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

– Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «сказка о царе Салтане». Определите характер музыки арии.

Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

6 стр., 2917 слов

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

... на различные преграды. Другие сочинения: ← Анализ сказки Морозко↑ ДругиеКолобок — анализ русской народной сказки → Сюжет Жили-были старик ... размышлению над этой проблемой, Воробьёв рассказывает историю молодого тракториста. Часто прилетали лебеди к ним на реку. ... разговаривают и чувствуют, как одушевленные. Избушка ходит, гуси исполняют команды. Сказка «Гуси-лебеди» учит любить свою семью, бережно ...

(Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).

Знакомство с картиной

— Какой сказочный герой изображён на картине? (На картине изображена сказочная, очень красивая царевна).

— Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).

— Рассмотрите головной убор и платье царевны. (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

— Почему художник показал нам вечер? (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

-Где происходит событие, изображённое на картине? (Событие происходит в море, вдали виден остров).

-Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).

-Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной? (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

Слушать биографию художника.

Рассматривать картину.

Отвечать на вопросы учителя.

Описывать картину.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Практич: написание сочинения

.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.:ответы на вопросы, самоанализ.

10 мин

Работа над сочинением

– Подберите синонимы к словам:

  • Художник – живописец, мастер кисти;
  • Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);
  • Картина – полотно, репродукция, холст;
  • Блестит – искрится, сияет, сверкает;
  • Поражает – удивляет, изумляет (богатство тонов).

– Следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Составим примерный план , на который будем опираться при написании сочинения.

  1. Примерный план

    -Остров в море.

-Прекрасная царевна.

-Чары волшебника.

-Превращение в лебедя.

-Мольба о помощи.

-Спасение.

— Запишите составленный по картине текст. Проверьте себя (учащиеся читают свои соченения)

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Конечно, ваши сочинения будут разными.