Русский язык, Тема: Сочинение-описание с элементами рассуждения
Цель урока
-
развитие письменной и устной монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса, формирование навыков описания картины, составления словесного этюда, обучение выразительному чтению, интонационному разнообразию;
-
развитие образного, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.
Оформление и оснащение урока
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа с классом
Р.Сеф Чудо.
Ты еще не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин «Посуда»,
Возле дома номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка.
Восторженное удивление, сожаление, призыв, тайна,
(Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком —
Что изобразил И.С.Глазунов на своей картине? ( Серый асфальт, он занимает все пространство на картине, а в центре нарисован маленький беленький цветок, который пробивается через трещину в асфальте ) Есть ли что-то общее, схожее в сюжете стихотворения, ваших иллюстрациях к нему и сюжете картины И.С.Глазунова? ( Да, стихотворение и картина похожи: они одинаково называются, и поэт, и художник рассказали об обыкновенном чуде — о маленьком растении, которое пробивается к жизни сквозь толщу асфальта ) А чем то, что нарисовали вы на своих иллюстрациях к стихотворению, отличается от изображенного художником? ( На наших рисунках показана улица, дома, магазин, люди, а у художника этого нет — только асфальт и цветок)
Каким я вижу будущее своего села
... краски, люди. И как приятно видеть пробивающуюся сквозь землю первую зеленеющую травку, шагать по улицам, упоенным ароматами черемухи и ... лет. Педагоги школы создают комфортную психологическую обстановку на уроках, а это залог успешного восприятия и усвоения нами ... Альтернативное название Дмитриевское, вероятнее всего, было дано Царевщине по одному из престолов храма или имени нового землевладельца, ...
Как вы думаете, почему И.С.Глазунов отказался нарисовать улицу и изобразил на своей картине только асфальт и цветок? ( Потому что это и есть самое главное, остальное неважно; цветок и асфальт — два главных героя, они противопоставлены друг другу )
4. Составление словесного этюда.
Опишите, каковы эти два героя. Внимательно еще раз рассмотрим картину, подберем опорную лексику. (Учитель записывает на доске предлагаемые учениками слова)
Асфальт — серый, мрачный, безжизненный, давящий землю.
Какое чувство возникает у вас, когда вы видите серый, безжизненный асфальт?
Нерадостное чувство, сумрачное, становится грустно.
А цветок? Каким показал его художник?
Цветок — маленький, беленький, тоненькие стебельки, крошечный, единственный, жалобный листочек, хрупкий, беззащитный, трогательный, нежный.
Какие чувства он вызывает?
Радость, тепло, становится светло на душе, удивление, восхищение.
Что же удивляет, восхищает вас в этом крошечном растении?
Сила, мужество, смелость; то, как он борется с тяжестью асфальта; жажда жизни., Составление плана сочинения, Написание сочинения
Подведение итогов урока: Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее