Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» , Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойдённый мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник обращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей. Ещё большей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет Е. А. Нарышкиной», «Портрет М. И. Лопухиной», «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных». Особенным обаянием, привлекательностью и нравственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.
Героиней этого произведения живописи стала Екатерина Николаевна Арсеньева — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами предстаёт молодая кокетливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны русским женщинам.
Глядя на картину, понимаешь, что перед нами — жизнерадостная добродушная девушка с весёлым характером. С портрета на нас смотрят озорные, кокетливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздёрнут. На щеках лёгкий румянец. Алые губы задорно и весело улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи. На голове молодой фрейлины — небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.
Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повёрнута. Это подчёркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из лёгкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придаёт образу девушки лёгкость и воздушность. На белоснежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трёх рядов жемчуга. Украшения выполнены Боровиковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализации. В другой руке Арсеньева держит жёлто-зелёное яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумрудного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боровиковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне природы. Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зелёной кроной, слева виднеется часть зелёной растительности. Чуть выше за девушкой — серо-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.
По картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс
... в написании портретов, показывая задний план картины в блеклых, приглушенных тонах. При этом сама героиня на переднем плане выглядит наиболее реалистичной и живой. 5 класс Боровиковский - Портрет Е.Н. Арсеньевой ... и стать. У Екатерины чисто славянские черты лица, щечки с ямочками на щеках. Мастеру удалось лаконично передать характер своей героини. По портрету видно, что девушка довольна жизнью ...
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Боровиковский В. Л.
Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников — портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом — иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы Екатерины II. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого. Боровиковский был мастером религиозной живописи, однако, славу ему принесли портреты высочайших особ и петербургской знати. У него много камерных, интимных портретов, и даже в парадные портреты он вносит нотки камерности, даже сентиментальности.
Екатерина II в Царском парке. 1794 г.
Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых — с Румянцевским обелиском на фоне — находится в Русском музее, а другой — с Чесменской колонной — в Третьяковской галерее. Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а «казанской помещицей»( как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе — Царскосельскому парку. Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности. У ног ее резвится собака. И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест,которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен. Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы.
Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении «Капитанской дочки» Пушкина. Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: «Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.»
Творчество В.Л. Боровиковского
... в портретах Боровиковского. Александр Бенуа в своей книге дал противоречивую, но достаточно проницательную характеристику портретной манеры В. Л. Боровиковского: «Если сравнивать живопись Боровиковского ... Эта книга - настоящая энциклопедия шедевров живописи, скульптуры и архитектуры. «История ... в разгадке, в одухотворении изображенных лиц или всей своей эпохи. В этом отношении Боровиковский ...
Портрет князя Куракина. 1802 г. Портрет князя Куракина. 1802 г.
Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной обстановке. Фаворит любил пышность. Недаром его прозвали «бриллиантовым князем». Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский двор в миниатюре. Его наряды поражали роскошью. Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, что однажды буквально спас жизнь своему владельцу: попав в пожар, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря «золотой броне» своего кафтана. Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его «павлином». Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги. Портрет Куракина — один из самых блестящих парадных портретов в русской живописи. Нарядная одежда, украшенная золотым шитьем. разнообразные ленты и сверкающие бриллиантами звезды орденов, брошенная на кресло мантия, колонны и драпировки, Михайловский замок на фоне — все это создает в портрете обстановку чрезвычайной пышности. А надо всем этим великолепием доминирует лицо Куракина — хитрое и властное, с любезной и горделивой улыбкой.
Лизанька и Дашенька (1794)
Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура легко и непринужденно вписана в круг, линии сочетаются в мягком ритме. Близкими к миниатюрам по своему характеру были небольшие портреты, написанные масляными красками на металлических пластинках, картоне или дереве. Боровиковский много работал в этом жанре, в котором он написал камерный портрет молодых девушек — Лизаньки и Дашеньки. Девушки одеты и причесаны по моде, бытовавшей в дворянском кругу. Лиза и Даша — дворовые девушки князя Львова, превосходные плясуньи. Перед нами идиллическое, несколько манерное изображение двух юных грациозных девушек, прильнувших друг к другу с чувством «чистой и нежной дружбы», которую часто воспевали поэты той поры. Это настроение подчеркивают и светлые тона, и гармоничный, музыкальный ритм линий, и тонкая моделировка лиц, и мягкая живописная манера.
Портрет А. И. Безбородко с дочерьми
На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все трое позируют перед нами, демонстрируя свою любовь друг к другу, а равно их общую любовь к умершему сыну и брату — это его портрет в миниатюре в руках у младшей сестры. Картина Боровиковского — трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Если же пристальнее вглядеться в лица изображенных, чувствуется наблюдательность художника. Графиня Безбородко была не только нежной и заботливой матерью, но и рачительной хозяйкой, властной, несколько грубоватой, в это время уже немолодой женщиной. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. У младшей — Клеопатры — лицо некрасивое, своенравное и полное живости. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. Одна из богатейших невест в России, имевшая приданое в десять миллионов, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Супруги не сошлись характерами и разъехались. Клеопатра Ильинична была настолько расточительна, что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, но объявила себя несостоятельной в пяти миллионах. И все-таки при пристальном взгляде на картину, большой любви и нежности между матерью и дочерьми нет, скорее они демонстрируют эту любовь, но все смотрят не друг на друга, а в разные стороны.
Описание портрета захарка. по картине венецианова «захарка»
... Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды). По окончанию знакомства с картиной ...
Портрет М. И. Лопухиной 1797 г.
Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, изображена в возрасте 23 лет. На фоне пейзажа — колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Тихая дремлющая природа навевает ей сладкие грёзы, приятные мечты, а может быть, легкую грусть. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Бледный колорит картины еще более усиливает впечатление мягкой задумчивости, придает образу поэтическую одухотворенность.
Красота Лопухиной в свое время пленила императора ПавлаI, была его фавориткой, а когда она вышла замуж, он устроил должным образом судьбу молодой четы.
Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Известно также, что через год после написания портрета она умерла от чахотки.
Поэт Яков Полонский написал такие строки под впечатлением от портрета:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали, Страданья, тень любви, и мысли, тень печали, но красоту ее Боровиковский спас., Так часть души ее от нас не улетела и будет этот взгляд, и эта прелесть тела, К ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, прощать, страдать, молчать.
(Рассказ о фаворитках Павла I)
Портрет Д.П.Трощинского (1793-1796)
Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась необычно. Сын войскового писаря, учившийся грамоте у дьячка, он к концу жизни дослужился до поста министра и был назначен членом Государственного совета, достигнув вершины служебной лестницы. Трощинский был человеком «отличною твердостью и редким в делах государственных искусством одаренным». Написанные им документы и указы по ясности мысли и четкости изложения стоят в ряду лучших произведений делового слога того времени. Характер у него, по-видимому, был нелегкий. По словам одного из современников, Трощинский всегда «казался «старее своего возраста, «имел вид несколько угрюмый. Друзьям был друг, а врагам враг». Портрет работы Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике, настолько художник проник в характер Трощинского. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым взглядом и твердыми очертаниями рта.В нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. Чувствуется и угрюмая настойчивость человека, вышедшего «из низов», который ничего не получил «по праву рождения», а всего добился сам. Есть в Трощинском и важность сановника, гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, привыкшего распоряжаться людьми.
По картине Портрет дочери художника Оли Сурикова
... Семейный, полный чувственности портрет. Суриков никогда не писал портреты на заказ. Произведения обычно писались с родственников, в момент вдохновения художника. Портрет дочери Василий Иванович написал в период своего самого ... к теплому кафелю печи. В такой позе однажды и застал ее отец. Миловидность дочери вдохновили Сурикова, и через месяц в гостиной стоял портрет, где была изображена Оленька ...
Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796 )
На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке. Она очаровательна и жизнерадостна, подвижна и целеустремленна. Чувствуется, что девушка полна ощущения счастливой молодости, легкости бытия. Художник показал ее яркий, дерзкий характер, умение свободно, полной грудью вдыхать прелесть природы и саму жизнь. Весь облик девушки очень русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, узкие, чуть раскосые глаза. Колорит картины гармонично объединяет образ девушки и окружающую ее природу.
Портрет Ф. А. Боровского (1799)
Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Парадная форма, орден Георгия, который давался за боевые заслуги, и традиционная батальная сцена на фоне повествует о том, что перед нами бравый генерал — участник блестящих побед русского оружия суворовских времен. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Вероятно, таким он и был, и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения лица и изображенного.
Портрет Гаврилы Романовича Державина
Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Твердая осанка, исполненная выразительности. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией. Портрет парадный, в нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, значительность его фигуры.
Портрет Муртазы-Кули-Хана (1796)
Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем: «Приблизительно около месяца у нас гостит персидский принц Муртаза-Кули-Хан, лишенный братом своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию. Это человек добродушный и предупредительный. Он попросил осмотреть Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз; он провел там три или четыре раза подряд, рассматривая все, что там находится, и смотрит на все как настоящий знаток, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания». Возможно, Екатерина смогла увидеть в персидском госте больше, чем Боровиковский, но и положение их было неравное. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его умном и тонком лице. Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца — его бледное лицо и черная борода, выхоленные руки с розовыми ногтями, величавая поза и, наконец, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей. Красота и изысканность цветовой гаммы, торжественность и монументальность композиции делают портрет Муртазы-Кули-Хана одним из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.
Творчество В.Л. Боровиковского (2)
... Екатерина поспешила устранить остатки независимости Украины. Художник уехал в Петербург спустя полтора года после указа императрицы, поздней осенью 1788 года. Жизнь и творчество в Петербурге О первых годах жизни и творчества Боровиковского ... моментом в судьбе и творчестве художника явился заказ на исполнение картин, посвященных императрице Екатерине II. Владимир Боровиковский написал две картины, в ...
Портрет О.К.Филипповой (1790)
Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского — портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П.С. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. О том, что это действительно раннее произведение художника, говорит и некоторая неуверенность кисти и отсутствие установившихся живописных приемов. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Перед нами женщина, далекая от светской суеты, живущая в уединении, в а сельской жизни. Свободная живописная манера, легкий эскизный мазок, сочетание светлых приглушенных тонов отвечают настроению спокойной созерцательности.
Портрет Павла I в белом далматике. 1800г.
В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Павел на картине в торжественном одеянии, в котором он желал себя видеть на парадном портрете. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. Это именно парадный портрет, говорящий о положении человека, о чем говорят и все его аксессуары. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка.
(Рассказ о фаворитках Павла I)
Портрет сестер Гагариных. 1802 г.
В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений — портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Они принадлежали к богатому и знатному княжескому роду. Особенно процветали Гагарины при Павле I, когда родной брат княжон Гагариных женился на фаворитке императора Лопухиной. Художник представил сестер Гагариных музицирующими. Младшая играет на гитаре, одном из любимых инструментов того времени, старшая сестра держит нотный лист. Позы молодых девушек изящны и немного изнеженны, жесты легки и грациозны. Одежды, по моде того времени несколько напоминающие античные хитоны, падают плавными классическими складками, более мелкими у младшей сестры и более крупными, монументальными у старшей. Изысканны цветовые сочетания в картине: голубовато-белое и серое платья, коричневая гитара, лилово-розовая шаль, голубое небо и темная зелень деревьев. Лица девушек объединены семейным сходством и общим настроением «нежной мечтательности». В то же время можно заметить, что у младшей княжны лицо менее правильное, но живое и насмешливое, а у старшей — более классическое, но чуть расплывшееся, с большими томными глазами.
Портрет Скобеевой (2-я пол. 1790-х гг.)
А вот еще один шедевр Боровиковского — портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она еще девочкой попала в дом Д.П.Трощинского, который воспитал ее как дворянку и сделал своей любовницей. Уезжая на ревизию в Сибирь, Трощинский отправил молодую женщину в свое смоленское имение, подальше от соблазнов светской жизни. Вряд ли он мог предположить, что там его возлюбленная познакомится с местным помещиком Скобеевым и выйдет за него замуж, приобретя тем самым права дворянства. Работая над этим портретом. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. Поза женщины. ее белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке — все это как бы «скопировано» с портрета Арсеньевой. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.
Портрет торжковской крестьянки Христиньи (1795)
Интересен по замыслу небольшой портрет торжковской крестьянки Христиньи, кормилицы в семье Львовых. Христинья — молодая женщина с приветливым и чуть смущенным лицом. Ее ласковая улыбка, изящная осанка и нарядная одежда создают образ, полный праздничной приподнятости. В то же время зрителя не оставляет ощущение скромности и душевной чистоты крестьянки. Сочувственное, но и несколько идиллическое отношение к народу было свойственно многим в это время. Просвещенные люди конца XVIII века с интересом приглядывались к крестьянам, «не испорченным роскошью», живущим в мире простых чувств, в тесном общении с природой.
Портрет М.И.Долгорукой (1790-е гг.)
А это портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Долгорукая — сильная и сдержанная женщина с крупными и резкими чертами умного лица. В ней нет и следа томной мечтательности. Она сидит прямо, с энергично поднятой головой и спокойно сложенными на коленях руками. Контуры фигуры ясно очерчены, фоном служит не голубизна пейзажа. а плоскость стены. С большим мастерством художник создает образ женщины, сдержанной. строгой и решительной.
Биография
Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775).
Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.
В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.
В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.
Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе Умирающего сфинкса, которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».
Женат не был; детей не имел[4].
Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-bezborodko-s-dochermi/
- Алексеева Т. В.
Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
- Серков А. И.
Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
- Маркина Л. А.
«… Красоту её Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
- Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. Авт.-сост. Е. Столбова, А. Максимова. — СПб., 2009. — (Альманах / Русский музей; вып. 232).
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 513—526. ISBN 978-5-9916-3527-1.
- Петрушевский Ф. Ф.
Боровиковский, Владимир Лукич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
— СПб., 1890—1907.
Произведения
- Портрет М. И. Лопухиной
- Муртаза Кули-хан
- Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Галерея
- Портрет М. И. Лопухиной
- Лизонька и Дашенька
- Александры Павловны], 1796
- Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
- Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799
- Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского, 1799
- Портрет Павла I, 1800
- Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина (1801—1802) (Третьяковская галерея, Москва)
- Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802 (Третьяковская галерея, Москва)
- Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814
Портрет Марии Лопухиной
Иосиф Андреевич Павлишак
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:, Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Владимир Лукич Боровиковский русский ху]дожник конца XVIII начала XIX вв., непревзойдён]ный мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник об]ращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей. Ещё боль]шей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет Е. А. Нарышкиной», «Портрет М. И. Ло]пухиной», «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных». Особенным обаянием, привлекательностью и нрав]ственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиков]ского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.
Героиней этого произведения живописи стала Ека]терина Николаевна Арсеньева фрейлина импера]трицы Марии Фёдоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами предстаёт молодая кокет]ливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны русским женщинам.
Глядя на картину, понимаешь, что перед нами жизнерадостная добродушная девушка с весёлым ха]рактером. С портрета на нас смотрят озорные, кокет]ливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздёрнут. На щеках лёгкий румянец. Алые губы задорно и ве]село улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи. На голове молодой фрейлины небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.
Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повёрнута. Это подчёркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из лёгкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придаёт образу девушки лёгкость и воздушность. На бело]снежных руках Екатерины Николаевны браслет из трёх рядов жемчуга. Украшения выполнены Борови]ковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализа]ции. В другой руке Арсеньева держит жёлто-зелёное яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумруд]ного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боро]виковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне приро]ды. Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зелёной кроной, слева виднеется часть зе]лёной растительности. Чуть выше за девушкой серо]-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.
Сын иконописца
Владимир Боровиковский. Святые апостолы Фома и Варфоломей (фрагмент).
1770-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Лизынька и Дашинька (фрагмент).
1794. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. Святые апостолы Лука и Иаков (фрагмент).
1770-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде. Его отец Лука Боровиковский происходил из казаков. Оставив военную службу, он занялся иконописью, создавал фрески в храмах и монастырях.
Владимир Боровиковский учился рисованию под руководством отца, а потом помогал ему выполнять заказы. На своих первых портретах будущий художник изображал миргородских дворян. Искусствовед Александр Майкапар писал: «Творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства».
В 1770-х Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который тогда был предводителем дворянства Миргородского уезда. В 1787 году Капнист пригласил художника расписать дом в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым.
Роспись стен и живописные панно, которые создал Боровиковский, понравились Екатерине II, и она пригласила художника переехать в Петербург. В 1788 году Боровиковский прибыл в столицу. Первое время он жил у архитектора и поэта Николая Львова. Тот познакомил художника со своими друзьями — писателями Гавриилом Державиным и Иваном Хемницером. Кроме того, Львов помог Боровиковскому найти учителей живописи — портретистов Дмитрия Левицкого и Иоганна Лампи.
В 1790-х Владимир Боровиковский стал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых. Искусствовед Александр Майкапар писал об этой работе: «Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках».
В эти годы Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х он создал 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(
Портрет Марии Лопухиной — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017) ) . А Николай Заболоцкий, любуясь Лопухиной, написал следующее: «Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной , дано, Души изменчивой приметы Переносить на полотно» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).
Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность – голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес. Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями — Н.Д.), жена егермейстераС. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017)).
Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-…копия(14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям — спустя 5 лет) после свадьбы умерла. Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном. При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной. Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись artlibrary.ru/picture/2546копия (14.05.2017)).
Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского. «Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи… sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).
«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи… sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)*).
«Молодая женщина на картине откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно. Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy…копия(14.05.2017)).
Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников – это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани. «В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).
«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками – струящиеся ткани. Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma… otvet.mail.ru/question/18859050318.03.16копия(14.05.2017)).
В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора. Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи… sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).
В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы. Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия, незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость, полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив… ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).
Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой» розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе, несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив… ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).
Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив… ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).
Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение, Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего», конечно. Цветовая гамма полотна – нежна и переливчата. На обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив… ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).
Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив… ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).
Как относились современники к данному произведению Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. «Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме.. kulturologia.ru/blogs/220915/26366копия(14.05.2017)).
Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже. А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи… sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).
*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка. |