«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Л.Толстой. и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и др. В по- вести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведе- ния.
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных усло- виях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая пос- ле предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом.
Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.
Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом де- ле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стой- кость.
Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предс- тоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, ко- торый всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыха- ния остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она челове- ку, чтобы беззаботно относится к ее концу».
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.
Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии». Рыбак еще не согла- сился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел уми- рать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял созна- ние, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жесто- кими, следователь — хитрым и жестоким.
Готовые сочинения я очень плохо знаю деревенскую жизнь с проблемами и текстом
... вошедший в наши души, манит и тянет к себе на протяжении всей жизни. Мне кажется, именно проблеме любви к малой родине посвятил свои рассуждения автор. Писатель, вспоминая деревню ... герои повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» не собираются переезжать в посёлок городского типа. Им сложно смириться с затоплением острова, где они провели всю жизнь. В ...
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, опре- делиться в отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уве- ренность в праве требовать от других то же, что с себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». «Иди ты к черту!» — следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства поме- шали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в слу- жении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: про- должение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товари- щам и, в конечном итоге, искупление вины.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о челове- ческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одно из самых сильных качеств повести «Сотников».
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое нравственное начало усматривается в этом произведе- нии. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за на- род, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-filmu-voshojdenie-po-povesti-v-byikova-sotnikov/
Проблема нравственного выбора в повести «Сотников»
... встретиться взглядом с Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о «единственной реальной ценности всего сущего и для человека тоже» — о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле после смерти? ... Быков, является не только самым правдивым, реалистичным, но и психологическим. Только ему одному удалось достовернее других показать все лицо войны. А все, потому что он ...
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/