Проблема нравственного выбора в повести «Сотников»

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ , Год написания, История создания

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция

Жанр – повесть.

Направление

Анализ 2

Каждое произведение, которое написал Быков, является не только самым правдивым, реалистичным, но и психологическим. Только ему одному удалось достовернее других показать все лицо войны. А все, потому что он сам был на войне и все события происходили прямо на его глазах.

Оказывается, у него был лучший друг по имени Рыбак, с которым они вместе воевали. Вот только Сотник пришел с войны, а вот его друг нет. Все жители города очень сильно гордились этим человеком и решили наградить его посмертно. Вот только спустя некоторое время он вернулся домой, и для всех это было просто потрясением. Они начали расспрашивать его, что с ним произошло. Оказывается, он попал в плен и очень долго там находился, но неожиданно ему удалось сбежать и вернуться домой.

Здесь сразу же становится понятно, что произведение разделяется на две композиции. Сначала уход на войну ребят, а потом один из ребят вернулся, а о второй вернулся немного позже.

Каждый из героев вспоминает ту жизнь, которая была у них раньше, а ведь о некоторых событиях им не хочется вспоминать, но воспоминание само воспроизводит все это.

3 стр., 1080 слов

Анализ 16 главы повести И.С. Тургенева «Ася»

... зачем посвятила его в свои планы: «…и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну?» Герой ведет себя очень ... Шестнадцатая глава повести повествует о свидании героев. Мы знаем, что молодые люди шли на него с разными намерениями. Ася хотела признаться в своих чувствах и ... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Автор ставит каждого из героев в очень непростую ситуацию. Сначала им приходится отправляться на войну, потом их приход. Один из героев получает заболевание. Во время войны начинается разруха и голод и порой приходится несколько дней ничего не кушать или кушать, что попадет под руку. В такой ситуации они должны сделать только один выбор, от которого будет зависеть их жизнь.

Рыбак старается любыми способами сделать так чтобы сохранить свою жизнь. Раньше он даже не задумывался о своей жизни, но когда попал на войну все очень сильно меняется. Теперь единственной его целью является спасти и защитить свою родину и сражаться за нее до конца.

Для того чтобы раскрыть характер каждого из героев автор использует правильные и психологические зарисовки. Каждая из зарисовок является многогранной, а также разноплановой и правдивой. И благодаря этому читатели полностью видят и ощущают на себе все эмоции, которые испытывают герои.

Также здесь встречаются и некоторые эпизоды из детства каждого героя. И при помощи них можно понять, как воспитывался герой, и как это повлияло на него в будущем.

Здесь указываются все проблемы, которые являются актуальными и сегодня. Поэт заставляет читателей научиться правильно и по-другому воспринимать все события и делать все для того чтобы этих страшных событий никогда не произошло.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Сотников»

Нравственный выбор в повести В.Быкова «Сотников» , Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»

I . Слово учителя.

13 стр., 6442 слов

Честь и бесчестие в повести «капитанская дочка»

... честь и бесчестие капитанская дочка капитанская дочка честь и бесчестие сочинение на тему честь и бесчестие в повести капитанская дочка Источник: http://Sochineniye.ru/kak-v-povesti-pushkina-kapitanskaya-dochka-razvivaetsya-tema-chesti-i-beschestiya/ Тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ...

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней перековеркала! Под страшным ветром из пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать сложный выбор: любым путём сохранить единственно-неповторимое – жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей. Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор героям приходится делать. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже. Самому Быкову партизаном быть не довелось, и вот как он объяснял замысел своего произведения: « Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

II . Анализ повести.

  1. Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что «совсем не понятно» Рыбаку в поведении напарника?

(Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, «что другие отказались»)

  1. Как Василь Быков в мелочах показывает разницу характеров, отношения партизан к происходящим событиям, их целей, жизненных позиций?

(а) Рыбак вспоминает Любку – «огонь-девка!» Сотников: «У тебя ещё девки на уме?»

б) При виде сожжённого хутора Рыбак: «Подрубали, называется». Сотников: «Выдал кто-то»

в) Разговор об отсутствии у Сотникова хорошей шапки. Рыбак: « Зато в деревне у каждого мужика шапка» Сотников: « Что же, с мужика снимать?»)

3. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качан? Почему? Поменялось ли оно со временем или «нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины»?

( «Ты немцам служишь, поэтому нам враг», — говорит Рыбак старосте. Для партизан нет

уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи.

Однако Рыбак не убивает Петра, думая: « Если что, его накажут другие».)

4. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак всё-таки не бросил товарища? Что им двигало?

( Выбор у Рыбака невелик: бежать самому, спастись, принести овцу в отряд или спасать

товарища. Но, понимая, что если он бросится на помощь, то убьют обоих, приходит к

выводу: «..пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь». Сотников

же отстреливался как мог, спасая тем самым Рыбака от гибели, прикрывая его отход. «Он

понял, что задержал их [полицаев], и это вызвало короткое удовлетворение». Стараясь не

рассуждать, Рыбак «двинулся по своему следу назад». Почему? Нужно было бы что-то

объяснять в отряде: «Но что он скажет в лесу?» Не стремление помочь товарищу движет

им, а боязнь ответственности)

5. Какова роль внутреннего монолога Сотникова (глава 6)? Чем же измеряется «степень отваги в бою, бесстрашие и твёрдость перед лицом врага»? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

3 стр., 1461 слов

Анализ произведения сотников быкова

... вины. Сочинение-отзыв на повесть В. Быкова «Сотников» Сочинение-отзыв на повесть В. Быкова «Сотников» Жизнь! Мы ... Сотникову противопоставлена энергичная и решительная натура Рыбака. Но как произошло, что именно Рыбак ... отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, ...

( «Он страдал от своей физической беспомощности» и старался не встретиться взглядом с

Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о «единственной реальной ценности всего сущего

и для человека тоже» — о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле

после смерти? Что сильнее – физические способности или сила духа?

История допроса русского полковника напоминает сцену из рассказа М.Шолохова «Судьба

еловека». Оба героя: и полковник, и Андрей Соколов — сумели вызвать к себе уважение

жесткого врага, одержали духовную победу над имеющими

власть фашистами).

6. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил 3 года(!) старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

( Рыбак «был незлой человек», ему «по душе было живое, реальное дело», энергичен, в бою

умеет

«вовремя принять решение», «чувствовал себя полноценным партизанским бойцом».

На войне ему даже казалось легко, ведь цель борьбы была ясна, « а над прочими обстоя

ельствами он не очень раздумывал». Но ведь на войне приходится не только стрелять!

Настораживает также и его отношение к больным и слабым. Он «почти с неприязнью

слушал нездоровое дыхание товарища», испытывал пренебрежение к тем, кто «чего-то

не мог, не умел». Наверное, и решение красного командира Левинсона («Разгром»А.Фадеев)

о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…)

7. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта?

И почему её вспоминает именно Сотников?

( Сотников вспоминает плен и исхудавшего лейтенанта, от раненой ноги которого исходил

запах гнили, обречённого на гибель всем своим «полусумасшедшим видом». Обессилевший

без воды и пищи, с лихорадочным блеском в глазах, он ценой собственной жизни даёт

возможность спастись другим. Значит, и находящиеся в полушаге от гибели могут на

войне быть бойцами! Этот человек оказался сильнее многих более здоровых! Сотникова

этот лейтенант спас, и он не сможет поступить иначе в подобной критической ситуации.)

8. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Дёмчихе?

( Рыбаку вдруг захотелось, « чтобы первым поднялся Сотников», он же

на четвереньках

выполз из-под крыши, встал и поднял руки. «Гибель как будто откладывалась, это было

главное». Не делает попытки защитить Дёмчиху, говорит с полицаями негромко и уныло,

опускает в разговоре голову. О поведении Сотникова думает: « Какого чёрта он задирается?»

Сотников «мучительно переживал оттого, что так подвёл Рыбака да и Дёмчиху…он в

отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли – погибли бы, но

только вдвоём». Заступается за женщину, отвечает не сдерживаясь, смотря в лицо

конвоиру, называет полицаев палачами, истязателями, гадами. Единственное, что тревожит-

«только бы выгородить Дёмчиху»)

9. Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

7 стр., 3153 слов

Роль родительского наставления в жизни человека

... отца, помогли герою стать счастливым. Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека Каждый родитель дает ребенку жизненные советы на протяжении всего процесса воспитания. Иногда эти советы бывают ... Если говорить кратко, то роль родителей в формировании личности может быть, несомненно, разной. В каких-то семьях есть устоявшиеся традиции тесного семейного общения и взаимодействия, ...

  • тон разговора
  • ответы на вопросы
  • отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана

Как вы считаете, прав ли Рыбак, думая, что «отсутствие всякого выбора предельно сузило его возможности»? Есть ли вообще такая возможность в подобной ситуации?

(Сотников сразу разгадал хитрую игру полицая и не поддался на уловки Портнова. Он не

пытается изворачиваться, готов терпеть пытки, но ничего не говорит об отряде.

Пытается договориться с Портновым только с одной целью – спасти Дёмчиху., Ещё до допроса Рыбак много думает, как «перехитрить полицию», прикидывает пути, не

исключая в своих хитростях «припутать старосту», которому, якобы, «это не слишком

прибавит…вины перед немцами, а им, двоим, возможно, и повезёт». По сути дела, готов

подставить кого угодно, лишь бы спасти свою шкуру. На допросе, особенно не размышляя, отвечает на все вопросы, поставляя под удар отряд Дубового, говорит, что одного из полицаев

подстрелил Сотников. Быстро отказывается от попытки спасти Дёмчиху. В конце допроса

«почтительно поднялся со стула», «с деланной преданностью взглянул в…глаза полицейского».

Уж какая здесь хитрость, сплошное предательство!)

10. Какие мысли охватывают всех обитателей «камеры смертников» после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

( Пётр Качан: «Звери!»

Рыбак: «Тихо вы! Услышат!», Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак «ужаснулся при мысли, что то же самое могли

сделать

с ним».)

11. Чем собрался «поторговаться» Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13 глава? Что символизирует собой «крысиный угол»?

( На чашах весов для Рыбака — собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком

другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый

бежит с тонущего корабля, с другой – вызывает чувство брезгливости как загнанная

в угол крыса.

«Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на

самой хлопушке», -писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное

место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.)

12. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

(Сотников собственная жизнь — судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси

Пётр собственная жизнь – честь 68-летнего старика, Бася собственная жизнь – судьба людей, помогавших ей, И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.)

13. Зачем автор рассказывает историю Баси? Какое отношение она имеет к судьбам главных героев?

( 13-летняя девочка, оказавшаяся в «камере смертников» по вине партизан, оказалась

сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.)

14. И после рассказа о Басе – история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят.

Рыбак

Сотников

действует под влиянием инстинктов совесть является мерилом поступков

2 стр., 783 слов

По произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

... и перекатываться. Трусость в бою и ее последствия В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках ... что больше не может так жить, и решает менять свою жизнь к лучшему. Он снова садится в пилотскую кабину, и становится ... врагами, и считает, что победить их будет крайне непросто. Однако, как-то раз, его самолет подбивают, и он оказывается в ...

спасение собственной шкуры ответственность за жизнь других людей

предательство последняя попытка спасти безвинных

черта, отделяющая от людей взгляд мальчика, полный «безутешного горя и

сочувствия»

«одна петля на двоих»

Теперь он всем и всюду враг. И видно, Героическая смерть, нашедшая

самому себе тоже». отклик в сердцах людей.

Самоубийство как спасение.

III. Выводы.

В 1944 году Василь Быков оказался около сборного пункта военнопленных, а впоследствии вспоминал это событие: « И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешённый взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нём когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трёхцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблёскивали три знакомые буквы «РОА»…

Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента всё не было, фронт находился в жёсткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя. И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел.

Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат хитрости…»

(сила духа, чувство ответственности за жизнь других людей, честность)

  • Испытывает ли Василь Быков отвращение либо презрение к этому пленному и к герою повести Рыбаку? Почему? Обоснованно ли такое цитатное название нашего урока?

IV. Дом.задание.

Письменное рассуждение: «Две дороги к одной петле»

5

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

10 стр., 4770 слов

Значение словарей в жизни человека

... существующую между ними связь. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и ... словаря на немецком языке началась в 1950 г., а закончилась в 1958 г. выходом в свет третьего тома. Это крупнейший из законченных современных этимологических словарей. На русский язык словарь ...

суть и идея произведения

Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Проблема нравственного выбора в повести Быкова «Сотников»

“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной

коллизии произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.

Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю.

18 стр., 8794 слов

По литературе : «Тема войны в произведениях В. Быкова»

... в ней могли претендовать и другие произведения, но и эти четыре повести – пусть даже только четыре – дают ясное представление о том, что творчество Быкова ... сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то неплохого – предателя («Сотников»), пекущийся прежде всего о себе, ... героев Быков: как сохранить человечность в бесчеловечных обстоятельствах, что человек может в этих условиях, где та граница, ...

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Композиция , Композиция повести двухчастная:

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

2 стр., 780 слов

Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников»

... двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных усло- виях, возможно, ... В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак ... по-разному реагируют на предс- тоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, ...

Проблема нравственного выбора в повести «Сотников»

“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть. Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”. В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — следует ответ. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”. На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса: “Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников”. Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая Дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, — пишет автор. А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть. Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.