Социально-психологический конфликт в фильме Р. Быкова «Чучело»

Эссе

Человек — существо социальное. И эти слова сказаны неслучайно.

Во все времена — и раньше и сейчас — человек не мог жить вне общества. Мы постоянно контактируем с другими людьми: ходим на учебу и работу, у нас появляются знакомые и друзья, мы заводим семьи и водим своих детей в детские сады и кружки. Современный человек состоит во множестве групп, возможно, даже не осознавая этого. Но все люди разные, по-разному воспитаны, живут в разных условиях, развиваются в разном окружении, и не всегда удается жить в гармонии друг с другом. Конфликты — это неотъемлемая часть нашего общения с окружающими людьми. Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за интересов, ценностей, установок. Они могут возникать абсолютно по разному поводу: мы что-то не поделили, нащи взгляды разошлись или мы просто не нравимся друг другу. Конфликты между людьми — явление достаточно частое. Проблема может заключаться как в нас самих, так и во внешних причинах, но факт остается фактом. Иногда это может быть ничего незначащая ссора, но иногда как следствие мы получаем разрушенную психику и жизнь.

Одной из наук, которая описывает данное явление, является социальная психология. Она помогает разобраться во многих проблемах, связанных с поведением человека в обществе, в том числе и в конфликтах, возникающих между социальными субъектами.Примером социально-психологического конфликта, который будет рассмотрен в данном эссе, является столкновение личности с обществом, снятое Р. Быковым в фильме «Чучело» по одноименной повести В. Железнякова. Анализ данного произведения поможет нам понять, в чем же заключается роль конфликта в обществе, каковы его функции, как он возникает и к чему это явление может приводить.

Анализ конфликта. Структура конфликта

Подростки, молодежные компании нередко бывают жестоки к своим сверстникам. Очень часто, не оценивая всю серьезность своего поведения от недостатка опыта, они переходят все мыслимые и немыслимые границы. При этом мотивы, свойственные взрослым людям, зачастую отсутствуют. Социально-психологический конфликт, который мы рассмотрим, также представляет собой столкновение личности и группы, представленные новенькой девочкой и классом. Обратимся к ним подробнее.

Лена Бессольцева — главная героиня фильма — одна сторона конфликта. Здесь она представлена как доброжелательный, улыбчивый, открытый миру человек. Появившись в новом для себя коллективе в первый же день, сказала: «Вы все такие хорошие!» [1]С первых же минут фильма она предстает как человек, не только не желающий никому зла, но даже не видящий его в других. Соглашаясь с ребятами, когда те смеются над ее дедушкой, она абсолютно не понимала всей трагичности ситуации. Хотя в последующем признала свою ошибку, пусть даже сделанную не со зла: «Я предала тебя, дедушка…Я — предатель».[1] Эти слова подчеркивают также то, что важнейшими ценностями для нее являются нравственные. В людях она старается видеть только хорошее. Лена несколько раз прощает человека, предавшего ее, и никак не желает видеть в нем труса, что свидетельствует о ее доброте. В ней всегда присутствует желание поддержать, оказать помощь, для этого она даже готова подставить себя. Это очень любящая девочка: принимает на себя вину мальчика, которого любит, чтобы избавить его от наказания одноклассников.

9 стр., 4233 слов

Биография Герберт Уэллс Человек-невидимка — художественный анализ. ...

... грамотно написать и по теме Биография Герберт Уэллс Человек-невидимка. Краткое содержание не дает понять ... Уэллс принадлежал к тому слою общества, который сформировался по-настоящему как явление массовое лишь в восьмидесятые - девяностые годы прошлого века, - к демократической интеллигенции. Люди, ... идея описать похождения невидимки казалась банальной. Разве не появлялись уже невидимки в десятках ...

У Лены с самого начала не складываются отношения с классом: она другая. Во-первых, она внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей». «Я — чучело, я — урод…». [1]Эти слова Лены отражают вовсе не то, что она некрасива, она просто другая: не интересующаяся модой, ко всем открытая, всем улыбающаяся и всех любящая. Но прозвище, данное ей одноклассниками, также подчеркивает разницу в поведении между ними: между открытостью и доверчивостью Лены и эгоизмом, корыстью, жестокостью класса, несомненно, находится пропасть.

Очень важно для конфликта также то, что Лена приходится внучкой Бессольцеву, которого прозвали Заплаточником. Дедушка Лены — коллекционер картин. Он покупает их, отдавая большие деньги, при этом, абсолютно не заботясь о своем внешнем виде. В них заключается вся жизнь пожилого человека. Это свидетельствует о том, что главными ценностями в этой семье являются, прежде всего, духовные. Именно он привил Лене столь ценное качество, как любовь к людям: «Дедушка, ведь ты же говорил, что нужно быть милосердным!» [1]Как мы знаем, социальное окружение играет огромную роль в развитии, социализации личности. Под влиянием семейного окружения закладываются первые воззрения человека на жизнь, его ценности. Совершенно очевидно, что Лена Бессольцева, человек который сумел пережить и простить предательство, сумел устоять перед напором группы, сумел не потерять человеческого достоинства, — сильный человек. И именно дедушка взрастил в ней этот нравственный костяк.

Итак, Лена Бессольцева, личность, для которой, в первую очередь, важна духовная составляющая, которая заботится о счастье других людей, способная на альтруистические поступки. Уважение, доверие, открытость,- основные черты этого человека. Счастье других людей важнее для нее, чем свое. В этом вся Лена. Чувство любви, милосердия, желание быть хорошим другом и, главное, вера в людей — вот главные и единственные мотивы поведения девочки. Следование этим ценностям и есть неконформное поведение для данной группы, класса, в который попала девочка. Посмотрим, чем же характеризуется эта группа.

Школьный класс — малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, — а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.

1 стр., 435 слов

Влияние окружающей среды на человека жизни

Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...

Каждый из них преследует собственную цель, стремиться наказать виноватого. «Откуда у нее деньги на фирма, она же взяток не берет. — Пускай берет», «Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно работать. У нас государство богатое». [1] Эти цитаты еще раз отражают воззрения ребят на жизнь: готовность ради социального статуса, материального благосостояния пренебречь моральными принципами. Один из них сдает собак на живодерню за копейки.

Кроме того, неуважение к взрослым, пожилым людям, к их жизни и чувствам — еще одна характерная черта данной группы. «Всю свою жизнь под откос пустила: ни кола, ни двора, пятерых вырастила, ни один ни копейки ни шлет», — эти слова мальчик говорит о собственной бабушке. [1]Неуважительное общение с собственной мамой одной девочки также свидетельствует об этой черте группы. Их понятие «справедливости» исключает из себя все положительное наполнение: травля Лены Бессольцевой тому пример. Данная группа — идеальный пример характерного для этого возраста максимализма: «Живешь не по правде — расплата». И уж если расплата, то «по всем статьям». Жестокость здесь естественна, а что естественно, то не безобразно.

В этой группе очень четко прослеживается групповое давление на всех индивидов, ее составляющих.

Причем, в каком-то случае это эффект группового внушения [4], когда происходит искреннее соглашение с мнением большинства; а в каком-то только внешний конформизм или приспособленчество [3], как в случае с Димкой Сомовым, которому свойственна боязнь в расхождении собственного мнения и мнения группы. Кроме того, в данной группе наблюдается определенного рода сплоченность. [3,4]Все ребята достаточно много времени проводят вместе: прогулки, дни рождения. При этом нельзя сказать, что ценностно-ориентационное единство группы присутствует в полной мере: кому-то важнее социальный статус, кому-то наказание «несправедливости», предательства. Но за счет конформизма, можно сказать, что здесь господствует «групповое согласие». [3,4]

Кроме того, под влиянием наличия общей цели, они становятся как одно целое, действуя сообща. Цель их достаточно жестока, хотя сами они считали ее благородной: наказать, проучить предателя, а по сути, участие в травле беззащитного человека. Те, кто не вписался в их взгляды, высказал иные мысли или вмешался в действия, жестоко наказывался. Месть — основной мотив детей в данной ситуации. Так, мальчик, защищавший Лену, Васильев, при высказывании своих мыслей получал физическое наказание: избиение ногами, удар в лицо. Можно сказать, что данную группу сплачивало наличие совместной деятельности, цели. [3,4]

Наиболее выделяющимися представителями данной группы являются Железная Кнопка, Миронова, и Дима Сомов. Обратим на них наше внимание.

Железная Кнопка является негласным лидером класса. Ее поведение определяется желанием выделяться: быть принципиальной, волевой, независимой. «Честность — понятие растяжимое: сказал честно, а поступил подло. Ты же знаешь, я не хотела идти в кино, но предать я не могу». «У меня ко всем один счет: живешь не по правде — расплата». [1]

4 стр., 1502 слов

Разрешение конфликтов

... ситуации; т.е. полного разрешения конфликта, достижения соглашения между его участниками не происходит. Л. Гринхелг, анализируя разрешение конфликтов ... конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта. 1. Разрешение конфликтов: ...

Тем не менее, эти качества необходимы ей лишь для того, чтобы сохранять лидерство. Именно она преследует цель наказать всех предателей, как бы жестоки не были методы.

При этом она испытывает положительные эмоции по отношению к Лене: «А Бессольцева — человек…Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась …». [1]Эти цитаты, несомненно, говорят о ее характере, а, возможно, также и об атмосфере в семье, которая отражается на ней. В конце она произносит: «Вы все как моя мама: лишь бы все было шито-крыто». [1]Мы понимаем, что она осознает, что ответственность за все произошедшее, за жизни детей несут не только они сами, но и родители, и учителя, и все окружающие.

Еще одним представителем, является Дима Сомов. Он занимает особое место в системе образов. Являясь своего рода авторитетом, он производит впечатление человека, которые ничего не боится, преследует благородные цели: он пытался защитить Лену перед классом, спасти собак от Вальки, заработать денег независимо от родителей. С одной стороны, он даже не зависит от других и этим выделяется. «Он был такой…как в книжке. Никого не боялся, всегда был первым…». [1]

Но впоследствии, в сложной ситуации, оказалось, что он, также как все в этом классе, не может без него существовать. Это как раз тот случай конформизма — приспособленчества, — о котором мы говорили выше. Ему свойственна трусость, он оказался способен на множественное предательство.

Мотивы его поступков также очевидны. Не выделяться — вот, что главное. Он боялся сказать группе о своем поступке, боялся мести, боялся оказаться «не как все».

Желание сохранять лидерство, боязнь осуждения и отчуждения от данного общества, группы пересиливает в нем все. В ситуации, когда все хотели идти в кино, а он высказывал мысль о том, чтобы остаться на урок, ему сказали: «Да кто ты такой? Ты, что, начальник, а мы должны тебя слушать?». [1]Он тут же перешел на их сторону и даже предложил одолжить денег. В ситуации с Леной он не только не сознался в своем поступке, но еще и принял участие в ее травле.

В итоговой сцене он вызывает жалость. Ситуация, произошедшая с этим человеком, показывает, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний, задействовать не одного и не двух других людей и, возможно, даже испортить жизнь некоторым из них.

Социальная среда, в которой воспитываются эти дети, играет свою роль: разведенные или пьющие родители, мама, у которой все должно быть «шито-крыто», низкое материальное положение, мрачная обстановка города. Дети оказываются обделенными: кто-то в одном, кто-то в другом. Незря все они рвутся в Москву как в другую жизнь и ожесточаются, когда поездка срывается.

Как мы видим, данный конфликт происходит в основном из-за разницы в ценностях, установках, разницы в воспитании, в окружении. Бескорыстие, желание помочь, открытость, доброта и сила характера противопоставляются трусости, эгоизму, жестокости, желанию наказать всех. Несомненно, также столкновение двух жизненных позиций главных героев — Димы Сомова, героя, способного рассуждать о благах коллектива, но трусливого и безнравственного на деле, и Лены Бессольцевой, хрупкой, немного нелепой девочки, но поистине сильного и прекрасного человека. Рассмотрим более подробно возникновение и развитие данного конфликта.

2 стр., 770 слов

Причины возникновения конфликтов между людьми

... ведь достаточно часто в процессе конверсации между людьми возникают некие конфликты. Конфликты само по себе слово неоднозначное. С одной ... кричать и угрожать мальчишкам. Инаиболее частые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это происходит тогда, когда есть различные представления о ... и взгляды на ту или иную ситуацию, то 99,9% того, что конфликта не будет. Но если участники заведомо ...

Как указывает Петровская, в своем возникновении и развитии конфликт проходит несколько стадий. Тем не менее, далеко не все конфликты затрагивают их все. Ситуация, рассмотренная нами в данном эссе, проходит в своем развитии все стадии.

Объективная конфликтная ситуация между Леной и классом возникла тогда, когда Лена взяла на себя вину Димки Сомова. Класс сорвал урок, сбежав в кино. Вернулось только два человека — Лена, потому что разбила коленку, и Дима, потому что забыл деньги. Диму поймала учительница, и он рассказал, почему класс отсутствует, из-за этого их не взяли на экскурсию в Москву. Лена слышала разговор Димы с учительницей, и во время разборок в классе взяла вину Димы на себя.

Важным моментом является то, что Лена была влюблена в Диму: они дружили, гуляли, он пытался ее защищать, она считала его лучшим другом и думала, что он считает. В тот момент, когда она брала вину на себя, Дима не решался сказать правду, а Лена не представляла действительной картины. Ее образ конфликтной ситуации в самом начале не соответствовал той среде, где она находилась, и объективно она еще не оценила человека, за которого вступилась. Она объявляет о своей вине даже с некой радостью, думая, что совершает благое дело — выручает друга, пытаясь избавить его от испорченной репутации. Тот факт, что она стала человеком, который «заложил», для нее ничего не значил, она его даже не осознавала. [2]

Очень важно также то, что возникновение конфликтной ситуации произошло не только вследствие Лениных действий, но вследствие бездействий Сомова — истинного виновника.

Внутриличностный конфликт этого человека заключался в том, что он был виноват, но сказать этого классу он не мог, боясь потерять позиции, которые имел, боясь вступать в конфликт. Он мучился от этого: «Я самый подлый трус…и подраться мне не страшно, но сказать все всем я не могу…» [1]Внутренний конфликт этой личности влечет за собой внешний между другими людьми, когда впоследствии он начинает метаться между Леной и классом и окончательно переходит на сторону последнего. Именно вследствие отсутствия внутренней определенности, уверенности у одного человека, возникает конфликтная ситуация, которая задействует и других человека.

Осознание конфликтной ситуации с одной стороны — со стороны класса — происходит мгновенно. Они начинают воспринимать ее как предателя, человека лишившего их поездки в Москву, как единственного шанса в жизни. Причем тут же происходит переход к конфликтному поведению. Реакция группы мгновенна: скооперировавшись, они объявляют ей бойкот, гонят по улице.

Осознание же со стороны отдельной личности — Лены, происходит не сразу. Долго она воспринимала Диму как друга. Когда он пугал ее кабаном, она говорила: «Это они его заставили. У него тряпка во рту». [1]И только после действительно жестоких действий — погони, нападения — происходит понимание серьезности всей ситуации. «Даже если тебя гонят, даже если их много и они тебя бьют, нельзя бежать, никогда нельзя бежать!» [1]Пожалуй, в этом заключается один из ключевых моментов данного конфликта: одна сторона не сразу отреагировала на возникновение конфликтной ситуации, воспринимая свои действия как само-собой разумеющиеся. Эмоциональное состояние личности, а также ее воспитание в некоторой степени помешало ей объективно оценить обстановку. То есть, вначале мы имеем дело с неадекватно понятым конфликтом. [2]

3 стр., 1470 слов

Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде

... сказать по правде, это никогда ни к чему хорошему не приводит. Но если всё-таки задуматься, то всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? Ответ на данный вопрос я ... Чтобы вывести это сочинение введите команду /id39884 Итоговое сочинение: Когда непонимание между людьми приводит к вражде? В итоговом сочинении на тему «Когда непонимание между людьми приводит к вражде?» тема раскрывается на ...

Неконформное поведение Лены можно рассматривать с двух точек зрения: первая — как воспринимают ее ребята: она рассказала учителю, предала; вторая — объективное поведение: взяла вину на себя, помогает человеку, радуется этому, что тоже является несвойственным для этой группы. конфликт психологический конформизм

Далее конфликт развивается по нарастающей. В те моменты, когда класс гонит Лену по улице, они становятся больше похожи на бездумно действующую толпу, которая следует одному брошенному призыву. [4]

Пиковой точкой конфликта является сцена на костре. Эта сцена очень важна, она представляет собой некий переломный момент в отношениях Димы и Лены. Он так и не смог сказать правду и, перейдя на другую сторону окончательно, начинает принимать участие в травле Лены: бросает ее платье, поджигает чучело. Самый яркий за весь фильм пример конформизма, полного подчинения нормам группы, приспособленчества. Вся эта сцена похожа на некое жертвоприношение. И когда Бессольцева спасает чучело и бежит с ним, все разбегаются. Надо отметить, что этот момент очень важен. «Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась», — слова 12-тилетней девочки. [1] Момент, когда детская, подростковая жестокость доходит до самого края. Эмоциональное, психологическое напряжение достигает своего пика. [2]

Еще один напряженный момент конфликта происходит на дне рождения Сомова, когда Лена приходит, побритая наголо, танцует, как ни в чем не бывало, затем раскрывает им всем глаза друг на друга. Именно тогда звучат слова Мироновой: «Бессольцева — человек, не то, что вы, все хлюпики…» И после этого конфликт идет на спад. [2]

Разрешение конфликта, как заключительная стадия, происходит, во-первых, за счет преобразования объективной ситуации — после признания Сомова; во-вторых, как следствие после изменения образов, имеющихся у сторон — «предателем» оказался Сомов, а не Лена, она стала «молотком, а все остальные гвозди». Очень важной частью является конец: Лена отказывается объявлять Диме бойкот. Это свидетельствует о том, что пережив такое испытание, она сумела сохранить человеческие качества. Более того, она искренне не желает, чтобы на ее месте оказался кто-то другой, пусть даже человек ее предавший. Ее слова: «Я была на костре», — свидетельствуют об этом. [1]Итак, в данном случае имеет место полное разрешение конфликта. [2]

Важен тот факт, что в данном случае конфликт сыграл не только деструктивную, но также и конструктивную функцию. [2]

Деструктивная функция проявилась во многих аспектах: внутриличностный конфликт Сомова привел его к психологическому дискомфорту, что в итоге привело к полному подчинению группе, то есть к разрушению неких аспектов личности; до психологической напряженности, дискомфорту, практически нервного срыва была доведена Лена: «За что мне все это! Я не хочу жить!».[1]

16 стр., 7774 слов

Конфликт как элемент организационной культуры

... анализе организационной культуры следует выделить три основных момента: базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, ...

Но не менее важна конструктивная функция данного конфликта. В данном случае конфликт, в особенности его разрешение, сыграло познавательную роль для класса, данной группы людей. Возможно, это послужит им впоследствии толчком к разумному поведению с людьми. «Мы детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо!», — сказала, плача, одна из участников группы. [1]

Осознание сделанного отображается в фразе, написанной на доске после отъезда Лены: «Чучело, прости нас!» [1]Эти последние моменты очень важны, так как, возможно, именно тогда произошло некое переосмысление ценностей, образов, детей начали волновать другие проблемы, в частности их собственное поведение.

Итак, конфликт, рассмотренный нами, отображает столкновении жизненных позиций, взглядов, установок, воспитания — всего того, что представляет из себя человек.

Очень четко показано конформное поведение. «Быть как все» нередко считается оптимальной позицией: все смеются, и ты смеёшься, даже не понимая шутки; все осуждают, и ты осуждаешь, не понимая, в чем заключается вина. Вариантов масса, когда человек переступает через себя, ради того, чтобы не отличаться от коллектива. Эффект группового влияния ни лицо. Неконформное поведение тоже ярко отражено, но таких личностей, способных противостоять толпе гораздо меньше, чем Сомовых. В жизни не всегда конфликт проходит все стадии, и развязка не всегда заканчивается полным осознанием своей вины.

Данная ситуация затрагивает много аспектов: показывает, к каким последствиям может внутриличностный конфликт привести, как он влияет на разрушение личности, рассматривает конформное и не конформное поведение с разных точек зрения, описывает динамику конфликта на примере личности и малой группы, а также его функции.

Список использованных материалов

1. Фильм Р.Быкова «Чучело», Тверь, 1983г.

2. Л.А. Петровская О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта; М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143

3. А.Л.Журавлев Социальная психология: Психология малых групп

http://www.situation.ru/app/j_art_501.htm

4. Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник.: Социальная психология групп; 2003