Баллады «Людмила» и «Светлана»

  • ..Здесь несчастье — лживый сон;
  • Счастье — пробужденъе.
  • В. Жуковский

    Идея человечности, которую Василий Андреевич Жуковский пронес через всю жизнь, одухотворила и его лирику. Помня о неотвратимых утратах и ранах сердца, он поет взволнованно и даже патетически о любви к человеку.

    При мысли великой, что я человек.

    Всегда возвышаюсь душою.

    Личность, по мысли Василия Андреевича, должна быть ежеминутно готова к участию и состраданию, потому что— «все в жизни к великому средство…» Гуманность окрыляет человека и поднимает его над низменным и прозаически тусклым существованием, ободряя его и помогая преодолеть жестокие удары судьбы. Многие стихотворения Жуковского увлекают читателя в волнующий мир, прекрасное «далеко»:

    Иль Предчувствие сходило

    К нам во образе твоем

    И понятно говорило

    О небесном, о святом?

    Часто в жизни так бывало:

    Кто-то светлый к нам летит,

    Подымает покрывало

    И в далекое манит.

    Рядом с лирическими жанрами — элегией, посланием, песней и романсом — живет в творчестве поэта баллада.

    Баллады Жуковского — это «театр страстей», где до предела напряжены ситуации, где фантастика непосредственно вмешивается в судьбы персонажей, где чувства и настроения героев изменчивы, а поступки непредсказуемы. Людмила, героиня одноименной баллады, решается на бунт и защищает свою любовь, но неумолимый рок карает ослушницу:

    • Расступись, моя могила;
    • Гроб, откройся, полно жить;
    • Дважды сердцу не любить.

    На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель:

    • О Людмила, грех роптанъе;
    • Скорбь — создателя посланъе;
    • Зла создатель не творит;
    • Мертвых стон не воскресит.

    Но эта смерть воспринимается и самой героиней, и читателями как освобождение от земных страданий, воссоединение душ любящих, которых на земле разлучил рок. Воспринимается это все, скорее, как сказка, нежели трагедия.

    Тихий, страшный хор завыл:

    • «Смертный ропот безрассуден;
    • Царь всевышний правосуден;
    • Твой услышал стон творец;
    • Час твой бил, настал конец».

    Героиня другой одноименной баллады, Светлана, до смерти напугана страшным сном, но рок ее пощадил. В непонятной и вихревой атмосфере «метели и вьюги» героев охватывает душевное смятение, противоречивые переживания:

    15 стр., 7393 слов

    Анализ баллады светлана жуковского

    ... масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика. Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских ... молится. Главная мысль Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и ...

    «Как могу, подружки, петь?

    Милый друг далеко;

    Мне судьбина у мереть

    В грусти одинокой…»

    Герои его произведений стремятся убежать от преследующей их судьбы, противятся карающему их несправедливому року.

    Два прибора на столе.

    «Загадай, Светлана;

    В чистом зеркале стекле

    В полночь, без обмана

    Ты узнаешь жребий свой:

    Стукнет в двери милый твой

    Легкою рукою…»

    За всем этим Жуковскому видится непримиримое противоречие и противостояние вспыхнувшего чувства — общественным устоям, новой личной морали — омертвевшим этическим догмам. В его балладах осуждается корысть, низменные страсти, индивидуализм и эгоизм и воспевается невинность, чистота и душевная щедрость.

    «Я с тобой, моя краса;

    • Укротились небеса;

    Твой услышав ропот!»

    Оглянулась… милый к ней

    Простирает руки.

    «Радость, свет моих очей,

    Нет для нас разлуки…»

    Автор убежден, что всем воздается по заслугам — это общий мудрый закон бытия, управляющий миром. Поэтому верная и любящая Светлана награждается встречей с любимым.

    О! не знай сих страшных снов

    Ты, моя Светлана…

    Будь, Создатель, ей покров!

    Ни печали рана,

    Ни минутной грусти тень

    К ней да не коснется…

    Будь вся жизнь ее светла.

    Будь веселость, как была,

    Дней ее подруга.

    Наперекор жестокому веку, Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. По желанию автора соединяются и расстаются влюбленные, страшное превращается в смешное, наказываются виновные — во всем царит принцип высокой человечности.

    Отворяйся ж,

    Божий храм;

    Вы летите к небесам,

    Верные обеты;

    • Соберитесь, стар и млад;

    Сдвинув звонки чаши, в лад

    Пойте: многи леты

    Черпая сюжеты баллад в народном эпосе, там же, в народной морали он находит свой гуманизм. Для поэта важна была не столько русская основа его произведений, сколько национальное мировосприятие.

    Яркое начало баллады «Светлана» стало не просто данью «лубочной» России, а опорой на национальные традиции.

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали:

    «За ворота башмачок.

    Сняв с ноги, бросали;

    • Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили

    Счетным курицу зерном;

    • Ярый воск топили…

    Современные же читательницы воспринимают эти строки почти как «руководство к действию».

    Жуковский работает не только над «русскими», но и над античными и средневековыми сюжетами баллад. При этом он стремится отыскать национальное, характерное в самом складе мышления героев и в общей атмосфере действия, не касаясь внешних примет эпохи, отвлекаясь от экзотики и декоративного фона.

    14 стр., 6705 слов

    По русской литературе : «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ...

    ... возникла блестящая плеяда историков-романтиков. В области литературы, живописи или музыки выделить «национального» лидера затруднительно. Что же касается архитектуры, то в этой сфере, помимо возрождения ... Его баллады включают, как правило, разнотипные повторы – анафоры, эпифоры, лексические, синтаксические повторы, вариации одних и тех же образных, сюжетных мотивов внутри отдельного произведения и ...

    Баллады Василия Андреевича познакомили Россию с европейскими народными преданиями. Поэт ввел в национальное художественное сознание множество неизвестных русскому читателю произведений. Это была большая работа, которая расширяла идейный и художественный кругозор русского общества, придавая нашей литературе еще не обжитый ею художественный мир.

    Пал великий Ахиллес!

    Машут фурии змиями.

    Боги мчатся к небесам…

    И карающий громами

    Грозно смотрит на Пергам.