По русскому языку в жанре «Отзыв». Отзыв о фильме «Царь»

Сочинение

В священный праздник Сретенья Господня

Передала на утренней заре.

Молитвенным покоем дышит утро.

И так из века в век, из года в год

В сей день светло, божественно и мудро

Исход зимы несёт весны приход.

Зима не держит вверенных позиций:

Природой всё давно предрешено.

Не будет ни роптать она, ни злиться –

Спокойно примет то, что суждено.

Природа-мать из ласковых ладоней

Весну-младенца матушке зиме

В священный праздник Сретенья Господня

Передала на утренней заре…

Фильм «Царь» не развлекательный. Смотришь в тишине. В состоянии гнетущем. Это уже потом, когда «выдохнешь», начинаешь думать о том, чему стал свидетелем. Однозначных оценок не даешь: понимаешь, что не всё так просто, как хотелось бы.

Одно название чего стоит! Ведь не «Царь Иван Грозный» — просто «Царь». Скажем, у А.И. Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». У А.Н. Толстого – «Пётр I »… А режиссёр Павел Лунгин снял кинофильм с философско-отвлеченным названием «Царь». Картина, реалистично воссоздающая один из эпизодов кровавой истории нашей страны, заставляет в очередной раз задуматься о роли личности в истории, о роли человека, в руках которого оказалась власть.

Помните, об этом же размышлял устами Раскольникова Ф.М.Достоевский. По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении и послушании. Это «твари дрожащие», «материал», как называет их Раскольников. Другие же — «необыкновенные» — имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников считает, что «сверхчеловеки» имеют право совершать любое преступление ради великой цели. По теории Раскольникова, Иван Грозный имеет право на преступления.

Приходится признать, что и иные взявшие на себя власть — люди необыкновенные. Они действуют так, как, по их мнению, они должны действовать, поступают так, как, по их мнению, требует поступать их высокая должность.

Может, и правда, должны? Ведь всякая власть от Бога!

У Иисуса Христа были ученики, у Ивана Грозного – опричники, у всякого властителя Якова – свои приспешники. Без того как?

15 стр., 7165 слов

Права человека и обязанности – “Права и обязанности человека ...

... давайте же сделаем всё, от нас зависящее, и подарим ей безмятежное и достойное будущее. nsportal.ru Сочинение на тему “Права и обязанности человека Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва ... права, чтобы это унизило, оскорбляло и позволяло бы с высока смотреть на других людей. Уже давно прошел то время, когда люди делились на бедных и богатых, на царей и ...

А как в узде держать завистников и инакомыслящих? Если не страхом, то чем еще?

Интересно, что человеческое невозможно уничтожить даже в самом высоком правителе. Иван Грозный, как и другие «цари», нуждается в любви, в дружбе, в радости, нуждается в Боге – в поддержке и прощении.

Иван Грозный (не так ли, как ты, да я, да целый свет) не может победить свою гордыню, проявляет трусость, предает. Его «иудин» поцелуй – последнее прости лучшему другу, посмевшему пойти против царской воли.

А что народ? В последней сцене трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» «народ безмолвствует». В последней сцене фильма «Царь» народ отсутствует. Что бы это значило? Испугались «твари дрожащие»? Осудили? Если осудили, то кого? Может, вспомнили пословицу «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»?

Симпатии зрителей на стороне митрополита Филиппа – умного, спокойного, милосердного, с достоинством несущего свой крест. Его власть не менее могущественна, чем власть Ивана Грозного. И он, получается, тоже идёт на преступление ради великой цели. Филипп не повинуется царю, считая его действия преступными. Но, если всякая власть от Бога, то, получается, что Филипп не повинуется воле Божьей! Или «на всё воля Божья»?

Воля Божья была на то, чтобы из уст юродивого сошли слова правды, которые, увы, ведут его на костёр. Ведомые волей Божьей предают земле тело митрополита и гибнут в огне монахи, крепкие в вере своей.

Верующие люди: и царь, и митрополит, и люди их окружения – живут фанатично, истово, одержимо. Это держит зрителя в напряжении на протяжении всего фильма.

Мои симпатии на стороне девочки. Для неё нет врагов и друзей. Она со всеми. Её вера так непосредственна, так красива! И сильна! Её вера останавливает, смиряет Зверя.

Можно убить человека, но огонь веры вечен. Медведь не трогает митрополита Филиппа, который выходит на место языческой казни, чтобы поднять чудотворную икону Богородицы, выпавшую из рук погибшей девочки.

Трудно было смотреть фильм «Царь», эмоционально трудно. В какие-то моменты казалось, что зло разрушительно и всесильно, но тяга людей к вере, к добру, к милосердию, к справедливости берет верх.

Вера живет сама по себе, вне наших представлений о ее носителях.