Описание «В чем красота русской зимы ?»

Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям

«В чём красота русской зимы?»

Цель: формировать умение строить речь в определённой композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал; продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлечённость, терпение, творческую активность, увлечённость, терпение, творческую активность, любовь к природе.

Оборудование:

  1. Альбомы «Времена года» с собранным материалом.

  2. Комплект таблиц «Отбор словаря». Слова даны с выделением орфограммами.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Вступительное слово. Читаю стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Чародейкою Зимою, Околдован лес стоит –, И под снежной бахромою,, Неподвижною, немою,, Чудной жизнью он блестит.

  • О чём говорится в этом стихотворении?

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Послушайте стихи А. Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в нашем воображении. (Стихи читают подготовленные ученики.)

  • Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?

3. Подготовка к предстоящему сочинению.

а) Обсуждение возможного плана сочинения.

  • Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своём сочинении?

б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, её красоту, какие образные выражения можно употреблять в сочинении.

  • Что можно сказать о зиме? (Чародейка, кудесница…) О снеге? О снежинках? О небе? О ветре?

(Вывешиваю плакаты со словарём, который заранее был подобран детьми.)

2 стр., 949 слов

Описание по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта

... Айвазовский искусно передает прозрачность зеленоватой волны. Когда она набегает на берег, сквозь кружево ее пены хорошо виден прибрежный песок. Яркая, артистически выполненная, картина «Море. ... создан Айвазовским в 1853 году, в период бурного подъема его творческой активности. Картина хорошо ... быть к лучшему! Сочинение 2 «Море.Коктебельская бухта» — всемирно известная картина Айвазовского, в которой он ...

  • Что вам нравится в ясную морозную погоду?

(Дети дают устные описания берёзы в инее, зимних узоров на стёклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом.)

  • Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?

в) Упражнения в распространении текста.

(Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.)

— Удачен ли этот рассказ? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: какая зима? Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница? А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у нас получились? (В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом (или мягким бархатным ковром), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а берёза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.)

г) Заключительная беседа.

  • Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

4.Составление плана предстоящего сочинения:

  • Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть.)
  • Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.

А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше выступление?

А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего города рисуется в вашем воображении?

Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы?

Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

5. Выбор эпиграфа.

6. План.

1. Наступила зима.

2. Зимняя фантазия

  • Ковёр зимы.
  • Деревья зимой.
  • Узоры на стёклах.
  • Сияние снежинок в ясную погоду.
  • Метель, пурга.

3. Настроение, вызванное красотой зимы (или За что я люблю зиму?)

7. Запись сочинения учащимися.

8. Чтение готовых сочинений.

9. Итог урока.

Проверку своих сочинений учащиеся проводят, пользуясь памятками 1 и 2.

Памятка 1

  1. Соответствует ли содержание текста теме?

  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

    13 стр., 6351 слов

    Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...

    ... к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...

  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

  7. Интересно и понятно ли всё изложение слушателю?

Памятка 2

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

  2. Правильно ли написал безударные гласные?

  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Не уверен – спроси учителя.

Примеры детских сочинений на тему «В чём красота русской зимы?»:

  1. В декабре после ненастной осени наступила волшебница-зима. Замахала она своей рукавицей и окутала берёзки серебристым инеем, а на ёлочки и сосенки надела снежные варежки.

Выпал мохнатый снег и ковром лёг на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. Однажды я выглянул в окно и увидел, что в воздухе на солнце переливаются снежинки. А если пойдёт снег и подует ветер, то начнётся пурга. Ветер будет крутить снег, не успокаиваясь ни на минуту, а потом с силой бросать его на землю.

Вот за эту красоту, за эти проказы я люблю русскую зиму!

  1. Наступила суровая морозная зима. Она принесла с собой ветер, метель, пургу.

Зима раскинула свой белый серебристый ковёр. Она покрыла им все поля и тропинки. А однажды мы ходили на экскурсию и видели, что ели и сосны стояли в снеговых шубках, а берёзка – в прозрачном инее. Потом мы вернулись в класс, а там мороз разрисовал окна необыкновенными веточками, а на веточках сверкали маленькие огоньки-жемчужинки. В ясную погоду я видела, как в воздухе искрились снежинки. Это было необыкновенно красиво! На следующий день я пришла в школу, и вдруг у нас в классе стало темно, посмотрела в окно, а там пурга!

Люблю зимушку за её снежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости.