Лев Толстой и размышления о патриотизме

У великого русского писателя, Льва Николаевича Толстого, есть малоизвестное сочинение «Патриотизм и правительство» («Патриотизм или мир» — черн.вариант), написанное в 1900-ом году. В данном сочинении присутствует ряд спорных тезисов, и, чтоб вам не пришлось полностью его прочитывать (хотя я все-таки вам советую это сделать), я кратко напишу его основную суть.

Но для начала нужно знать о Льве Николаевиче вот что: он был истинным гуманистом и под его началом зародилось религиозно-этическое общественное движение с идеологией, опиравшейся на такие принципы, как всепрощение, непротивление злу насилием, пацифизм, отказ от вражды с любым народом. И поэтому мнение Толстого о роли государства и патриотизма в жизни общества может показаться нам, патриотам России 21-го века, несправедливым и откровенно бредовым, а некоторые любители конспирологии и теории заговора даже подумают, что Толстой, если и не был предателем, то во всяком случае поддерживал революционеров в их стремлении разрушить государственность Российской Империи. Однако это не так: он был гуманистом и все его призывы исходили именно из гуманистических убеждений (и это нужно помнить!).

Вкратце ознакомившись с его сочинением, мы попытаемся переложить его основные постулаты на реалии 21 века и посмотрим, что из этого выйдет. Начнем:

Во-первых, по мнению Толстого, в прошлом, когда людям приходилось драться за еду, патриотизм был оправдан, но после того, как «около 2000 лет тому назад высшими представителями мудрости человечества начала сознаваться высшая идея братства людей», патриотизм постепенно начал становиться «отжившей идей». Однако правительства разных стран, обладая всеми средствами влияния на общество, пользуются этой идеей, чтобы, искусственно прививая любовь к отечеству, поддерживать свою власть, порабощать и угнетать людей, управлять своим народом и устраивать империалистические войны, чтобы люди, поддавшиеся под влияние патриотизма, шли друг друга убивать. Таким образом, патриотизм для Льва Толстого — это, и «чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам», и, одновременно, способ управления людьми, которым пользуются правящая элита, чтобы реализовывать свои преступные интересы.

Во-вторых, Л.Н. Толстой считал, что благодаря развитым средствам коммуникации, единству промышленности, торговли, искусств и знаний в современном мире все народы: русские, немцы, французы, англичане, поляки, финны и т.д. — могут мирно сосуществовать на взаимно выгодных друг другу дружеских, экономических отношениях. Каждый простой человек, считал Толстой, изначально не хочет убивать и сам не хочет быть убитым, он не хочет войны, он хочет спокойной жизни, хочет иметь семью, общаться с друзьями, вести хозяйство, и только правительства виноваты в разжигании насилия и бессмысленных кровавых вакханалий.

11 стр., 5467 слов

«Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой

... не делает их «недостаточными» или ограниченно действующими. Простота делает их бессмертными. Такие истины будут действовать и влиять на общество всегда. Говоря о величии простых истин, Лев Николаевич Толстой ... объясняет вот что: понять и услышать друг друга проще, если люди поговорят. Прямой ... не сдобровать: все важные, надутые, а тут какой-то Никита что-то не сделал. Ату его! Большой начальник расцвёл ...

И в-третьих, чтоб наступил мир во всем мире, Л.Н. Толстой призывал упразднить все правительства, ведь всякое правительство, а тем более, правительство, обладающее военной силой, является не чем иным, как машиной насилия и орудием угнетения, а потому — самым опасным учреждением. И если упразднить это учреждение, то, как считал Толстой, просто напросто «исчезнет орган, который, став ненужным, сделался вредным». И люди, по-мнению Толстого не начнут друг друга и убивать, ведь, почему уничтожение органа насилия должно привести к насилию и убийствам? — спрашивает нас Толстой.

Но каким образом он предлагал упразднить правительства? Насилием, как этого хотели революционеры? Нет.

«Мы не признаем кровопролития, да, кроме того, у них оружие и деньги, и они выдержат дольше, чем мы… Единственное спасение в том, чтобы внушать людям, что убивать нехорошо, учить их тому, что весь закон о пророке в том, чтобы делать другим то, что хочешь, чтобы тебе делали. Молчаливо пренебрегайте этим высшим классом, отказываясь преклоняться перед их воинственным идолом. Перестаньте поддерживать проповедников, которые проповедуют войну и выставляют патриотизм, как нечто важное… Мы не будем поступать на службу. Не будем стрелять по их приказанию. Мы не будем вооружаться штыками против доброго, кроткого народа. Мы не будем по внушению Сесиль Родса стрелять в пастухов и земледельцев, защищающих свои очаги… «Мир на земле!» —может наступить только тогда, когда люди отделаются от войск и будут желать делать другим то что хотят, чтобы им делали… Поймите, что спастись от всех ваших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам и когда смело вступите в область той высшей идеи братского единения народов, которая давно уже вступила в жизнь и со всех сторон призывает вас к себе».

Таким образом, складывается вполне логичная концепция, которая, если описать ее простым языком, выглядит так:

Мир на Земле наступит, если все люди откажутся от насилия и начнут считать друг друга братьями. Чтобы это произошло, люди должны отказаться от идеи патриотизма. Чтобы отказаться от идеи патриотизма, люди должны упразднить органы власти.

В этой концепции, основанной на идеях гуманизма, патриотизм действительно является чем-то плохим, а именно, преградой на пути человечества к мирному сосуществованию всех народов.

Однако эта концепция была абсолютно не применима в реальной жизни как в начале 20-го века, так и сейчас. Не применима потому, что человек существо иррациональное; не применима потому, что люди никогда не перестанут друг друга убивать; не применима потому, что с каждым годом людей становится все больше, а ресурсов — все меньше. И если мы сложим оружие и вместо танков начнем производить кастрюли, нас захватят и сделают сырьевым придатком. Если мы не будем отвечать на агрессию по справедливости, то справедливость не наступит никогда. Нам остается лишь принять правила игры и все время укреплять нашу боевую мощь, одновременно выстраивая прагматичную международную политику с другими странами.

19 стр., 9210 слов

«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...

... Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Слайд ... судьбу главного героя. Случайное событие изменило мировоззрение молодого человека, вернуло его с небес на землю, показало, что на земле есть не только любовь и прекрасные чувства. Н. Толстой «После бала» ...

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, должны сплотиться вокруг идеи независимой самодостаточной России, мы должны объединиться перед лицом общего врага и достойно принять этот вызов. Вот что значит патриотизм. Так было и в смутное время, и в войне 1812-го года и во времена Великой Отечественной Войны.

Хотя, в чем-то Лев Николаевич Толстой оказался прав. В некоторых случаях патриотизм — вредное явление. Взгляните на американских патриотов, которые с искренней любовью к Родине жестоко убивают людей в Ираке, Ливии и Афганистане. Взгляните на солдат нац.гвардии Украины, которые обстреливают тех, кто всего-навсего захотел федерализации. Они являются теми самыми боевыми петухами и гладиаторами, которые убивают и умирают за чужие интересы. Их действительно можно назвать «жертвами патриотизма», того самого губительного патриотизма, против которого выступает Толстой.

Но мы не такие. Нам не нужны империалистические войны за чужую нефть. При этом мы не сложим оружие, ведь оно — гарант нашей безопасности