Вы писали в школе сочинение по картине Валентина Серова «Девочка с персиками»? Я — да. Вот только ума не приложу, что же я могла писать тогда по этому поводу? Заставь меня это сделать сейчас, я оказалась бы в затруднении. Описывать, анализировать, еще, не дай Бог, выводы делать – тут художник хотел сказать то, а там – это…Нет, совершенно не хочется! Хочется просто смотреть, долго-долго…
Картина меня притягивает, завораживает и не отпускает. Мягкие нежные краски, вибрирующий свет, делающий контуры предметов нечеткими, и какое-то неясное, но очень теплое чувство… «Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — так писал о своей работе автор. Мне очень нравится портрет юной Веры Мамонтовой. Хотя… вряд ли я смогу сказать о каком-либо полотне Серова: «Не нравится». И, если судить по длине очереди из желающих посетить новую выставку художника в Третьяковке на Крымском Валу, я не одинока в своих художественных пристрастиях.
Рассказать обо всем, что представлено на выставке, невозможно – к 150-тилетию художника на трех этажах собрано около 250 работ Серова из 29 музеев и 9 частных коллекций России и других стран. Поэтому я покажу вам то, без чего живопись Серова для меня немыслима. Это будет очень субъективно – но кто сказал, что в восприятии искусства может быть что-то объективное?
Это не просто детский портрет, это счастье, то самое детское беззаботное счастье, которое каким-то чудом перенеслось на холст. Рассказывают, что взрослого Михаила Михайловича, серьезного филолога, специалиста по Шекспиру, в которого с годами превратился жизнерадостный четырехлетний Мика, узнавали по этому портрету…И дело вряд ли во внешнем сходстве, мне кажется, узнаваемым был характер.
Характер чувствуется у всех моделей Серова – и в тех полотнах, что художник писал по собственному желанию, и в заказных портретах. А заказных было много – иметь портрет «от Серова» было модно и престижно. Хотя некоторые и побаивались — художник никогда не льстил тем, кого изображал. «Что делать, если шарж сидит в самой модели, — чем я-то виноват? Я только высмотрел, подметил». К слову, Серов не брался за работу над картиной, если заказчик был ему не интересен как личность, и не принимал указаний даже от августейших особ. Настойчивые советы императрицы Александры Федоровны по поводу «улучшения» портрета ее супруга закончились тем, что художник молча протянул государыне палитру и кисти – делайте, мол, сами…
Творчество Серова В.А
... серов художник портретист творчество "Мою Верушу портретом как-то не назовешь", - писал художник ... нравился тогда: находили его диким, непонятным, а именно Серова признавали". "Непризнанным" в то время был и Константин Коровин. Характерна в этом смысле дневниковая запись Владимира ... Серову заказы на портреты, художник писал оперных знаменитостей-гастролеров, и один из этих портретов, экспонированный на ...
Именно об этой работе Серова Константин Коровин напишет спустя много лет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…» Портрет подчеркнуто не параден. Не зная последнего российского императора в лицо, можно ли догадаться, что перед нами властитель огромной и могучей державы, не ожидавшей еще ни позорного поражения в русско-японской войне, ни ужасов Первой мировой, ни грядущих революций?
С другими заказчиками — аристократами, которые богатством и древностью рода могли поспорить с царской фамилией, Серов нашел общий язык легко и непринужденно. Работая над портретами членов семьи князей Юсуповых в их великолепном подмосковном имении Архангельское, художник получал истинное удовольствие.
Портрет младшего сына Феликса, последнего из рода Юсуповых – наверное, самый известный. Юный аристократ, утонченный красавец и эстет, изнеженный эгоист с декадентскими замашками… В то время ни художник , ни модель не могли знать, какая судьба уготована Феликсу Юсупову…Спустя годы, когда князь станет известен как главный участник убийства Распутина, в этом портрете «русского Дориана Грея» начнут искать черты силы, жестокости и чувства долга. Может, и правда, Серов разглядел что-то в этих глазах?
А этот портрет «юсуповского цикла» нравится мне больше всех. Парадный и – одновременно — камерный, такой простой и такой сложный…Серов пишет не только изысканную светскую красавицу, он видит в княгине обаятельную женщину с душой и характером, и трудно не заметить, насколько художник восхищен своей моделью, правда?
А вот вещь, написанная, как легко заметить, с совсем другими чувствами. Роскошный, воистину парадный портрет высокомерной дамы в вычурном туалете…Вам не кажется, что современники не зря подозревали художника даже не в иронии, а в сарказме?
Как сказал Александр Бенуа, Серов изобразил в своих портретах всю эпоху. Знаменитые писатели, ученые, коллеги-художники, композиторы, актеры, меценаты, общественные деятели, родные и друзья живописца – перед зрителем мелькают лица и характеры, такие разные и такие интересные.
Молодой бунтарь Горький времен «Буревестника» — как нескоро он станет «основоположником соцреализма» и «главным писателем СССР».
Мудрый Лесков с пронизывающим и грустным взглядом – картина написана незадолго до смерти писателя.
Сумрачный , которого Серов увидел в образе то ли байронического романтика, то ли уставшего Мефистофеля.
Яркий и противоречивый портрет яркого и противоречивого человека. Иван Абрамович Морозов – один из представителей знаменитой купеческой династии, богач, предприниматель, меценат, благотворитель и коллекционер современной западной живописи. Вальяжный «хозяин жизни» и тонкий ценитель прекрасного – таким он получился у Серова, написавшего Морозова на фоне натюрморта Матисса.
Великая и величественная Ермолова – темные тона, никакого антуража, только она – слава и гордость русского театра.
И воздушно-невесомая, сказочно-прекрасная, неземная Анна Павлова – Сильфида. Этот рисунок Серова послужил эскизом афиши Русских сезонов в Париже и надолго стал их символом.
Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка ...
... восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове 4. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками» 5. Беседа по содержанию картины 6. Составление плана работы над сочинением 7. Оценивание себя. 8. Рефлексия ... где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.) - Ребята, откуда вы узнали эту информацию? (Учитель рассказывал, в классе читали и ...
Раз речь зашла о театральных интересах художника, то не вспомнить гениальную, не побоюсь этого слова, «Иду Рубинштейн» невозможно. Современники Серова не оценили эту картину – привыкшие к реалистической или импрессионистской манере художника критики посчитали почти сливающуюся с фоном фигуру слишком угловатой, схематичной, даже карикатурно-уродливой. Успех к полотну пришел только после смерти автора…
В том же зале, где и портрет древней как мир Саломеи и Клеопатры — Иды, посетителей выставки ждет и другая «архаика» в исполнении Серова. Существуют несколько авторских вариантов «Похищения Европы»:
Прочтение художником древнегреческого мифа в манере модерна мало кого может оставить равнодушным. Лицо Европы напоминает о фресках Кносского дворца, о древних вазах и статуях Кор с их знаменитой «архаической» улыбкой…
Тема портретов кисти Серова неисчерпаема, но еще несколько работ я просто не могу не показать. Моделями художнику послужили не знаменитости, а близкие ему люди, ставшие известными благодаря кисти гениального мастера.
Портрет юной кузины Маши художник считал одной из своих лучших работ. Удивительно теплая, солнечная, умиротворенная вещь… Мне кажется, слово «мягкая» тоже отлично подойдет.
Существует еще один, более поздний, портрет Марии, который в нашей стране знают гораздо меньше. К счастью, выставка дает возможность познакомиться и с этой картиной – ее привезли из музея Орсе. Львова прожила долгую жизнь во Франции, и о ней и ее портрете рассказывают удивительно романтическую историю. Когда Мария Яковлевна была уже пожилой дамой, ей встретился один эмигрантов, узнавший (да-да, узнавший) ее по глазам, которые помнил по картине «Девушка, освещенная солнцем». Оказывается, он был влюблен в незнакомку с портрета – с тех пор, как давным-давно увидел картину в Третьяковке…
Одной из любимых моделей Серова была Генриетта Гиршман, жена фабриканта и известного московского коллекционера, утонченная, образованная женщина, которую поклонники называли первой красавицей Москвы. Ею восхищались творческие люди Серебряного века: художники, писатели, музыканты, композиторы, и одним из них был Валентин Серов. Он написал несколько замечательных портретов «нездешней красавицы», как часто называли Генриетту.
Это самый поздний и самый трагический ее портрет – он был начат после гибели ребенка Генриетты и не закончен из-за смерти художника… Вам не кажется, что женщина на картине похожа на печальную Мадонну эпохи Возрождения?
Живописные и графические портреты – излюбленный жанр Валентина Серова. С этим не поспоришь, но были в творчестве художника и исторические полотна, и бытовые зарисовки, и декоративные работы, и книжные иллюстрации, и, конечно, пейзажи.
Когда я смотрю на эти полотна, мне хочется бросить все и поехать в Тверскую область, в бывшую усадьбу Домотканово, где у друзей – Дервизов — подолгу гостил Серов, перенося местные красоты на холст. Сейчас там музей художника.
Мне кажется, что без этих картин разговор о Серове был бы незаконченным. Впрочем, незаконченным он будет и так – говорить о художнике и рассматривать его полотна можно бесконечно. Поэтому на выставку я пойду еще раз. Может быть, и не один.
Дюрер альбрехт «портрет барбары» описание картины, анализ,
... Дюрер: не самовлюбённый Нарцисс, а любящий сын и добрый христианин, меланхолическая натура и вдумчивый философ. Портрет Барбары Дюрер. Мать художника Портрет Альбрехта Дюрера Старшего, отца художника ... картинам Дюрера, безусловно относится большая часть портретов и автопортретов, но здесь мы поговорим именно о его «серьёзных» полотнах, ... художника нежность подлинного натуралиста. Омар (1495) Трава ...
А вам нравятся картины Серова?
Светлана Ветка
Фото: tretyakovgallery.ru, wikiart.org, commons.wikimedia.org