Методическая разработка развития речи в 8 классе» -рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1) план-конспект по русскому языку (8 класс)

-Что главное в рассуждении?(тезис)

-Как легче сформулировать тезис?(из вопроса)

-Какие проблемные вопросы можно поставить? ( уч-ся предлагают : Почему сносят памятники? О чем может рассказать памятник? и др.)

— Я предлагаю тему сочинения: «О чем может рассказать памятник Николаю 1 ?»

Напишите в рабочих листах в задании №3 в первом столбике ,как вы думаете.

О чем может рассказать памятник?

О чем мне рассказал памятник Николаю 1?

-В конце урока вы вернетесь к этой таблице, заполните 2 колонку, и ответ на этот вопрос станет тезисом вашего сочинения.

-А для того чтобы доказать эту мысль, вы должны использовать описание, что и станет основной частью вашего сочинения.

— Для этого мы совершим виртуальную экскурсию к памятнику Николая 1, которая станет возможной благодаря тем ребятам, кто создал 3 D модель памятника. Она позволит нам рассмотреть детали, элементы этого памятника, для того чтобы мы могли дать точное его описание .( Конечно, нам повезло, что мы живем в Петербурге, можем увидеть этот памятник воочию, но, может быть , не все еще с ним близко знакомы.)

-Вспомните, с чего начинаем описание памятника? (где находится)

-На какой площади находится этот памятник?

задании №4 вам предложены фрагменты карт с Сенатской, Дворцовой и Исаакиевской площадями).

-Отметьте кружочком , на какой из этих площадей находится памятник.

-Как вы думаете, почему именно на этом месте установлен памятник? ( исследоват. задание заранее дано учащемуся, он же и может навести ребят на правильный ответ, задав нужные вопросы )-ответ уч-ся

-Какую еще важную информацию о памятнике нужно обязательно сообщить в самом начале ? ( время открытия – смотрим на самом памятнике, соотносим дату с годом смерти Николая 1).

-Запишите в таблицу № 5 в 1 колонку , где название памятника Николаю 1, эту дату.

-Кто автор проекта этого памятника?

Попробуйте определить это, пользуясь информацией, данной вам в таблице задания № 5.

Соедините стрелочками слова 1 и 2 колонок.(если назовут только Монферрана, спросить:

— Мог один человек воплотить в жизнь свой замысел? (нет).

— Мог П. Клодт( исходя из дат жизни) принять участие в создании памятника? (мог)

-Именно этот скульптор создал фигуру самого Николая 1 и коня.

-Запишите это имя в 3 колонку этой таблицы.

Кто еще трудится над памятником, кроме скульптора?( архитекторы, инженеры, садовники, декораторы)

Памятник

Автор проекта

Создатели памятника Николаю 1

Медный всадник

О.Монферран (1786 -1858)

Александровская колонна

П.К.Клодт(1805 -1867)

Николаю 1

Э.Фальконе (1716 -1791)

Мари Колло (1748- 1821)

-Ребята, что вы знаете о правлении Николая 1?Каким оно было для России?(предполагаются ответы о жестком, грубом императоре, «жандарме Европы» и т.д.)

А кто из вас может сказать о заслугах этого императора, о событиях, связанных с его правлением? (возможные ответы)Если ответов никаких не будет…

-А может сам памятник ответить нам на этот вопрос?

Давайте рассмотрим внимательно постамент. Как видите, он пышный, красивый, многослойный. Кстати, в облицовке пьедестала использовано несколько видов мрамора, гранита, порфира.

Обратите внимание на эти выпуклые изображения . Кто знает, как они называются?( барельефы, горельефы)( если не знают, предложить найти в листах- словарях эти слова с лексическим значением )

-Сколько их на пьедестале? (4)

-Что же на них изображено? ( задания даны заранее уч-ся, которые выступят на уроке в качестве экспертов после предполагаемых ответов уч-ся)

Работа в парах — В таблице к заданию №6 соотнесите номер картинки с соответствующей буквой названия события, изображенного на барельефе.

1 2 3 4

А: «Холерный бунт на Сенной площади»

Б : «Восстание декабристов»

В : «Награждение Сперанского, издавшего «Свод законов Российской империи»

Г : «Открытие Веребьинского моста на железной дороге»

Запишите рядом ваш ответ, обменяйтесь с соседом по парте .Проверьте свой ответ с записью н а доске(до этого он был закрыт плакатом).

Работа в группах .

Класс делится на 4 группы, каждой из которых предлагается один из барельефов: нужно коротко описать, что изображено и попробовать предположить, почему это событие является знаковым для правления Николая 1 ).

Эксперты добавляют, уточняют ответы.

Учащиеся коротко записывают информацию в листах рядом с картинкой барельефа.

Учитель: Ребята, изменилось ли ваше мнение о Николае 1 после этой информации, которую мы узнали, рассматривая памятник?

-Продолжим рассматривать пьедестал. Как видим, его украшают … женские фигуры. Кстати, их лица ( а современники это точно знали) –точные копии лиц жены Николая 1 и трех его дочерей: Марии, Ольги и Александры .Как вы думаете, что значат эти фигуры? Что у них в руках? Как называются такие фигуры? ( Аллегорические).

(ищут это слово в словарике а рабочем листе, если не помнят значение).Что олицетворяют предметы, изображенные в женских руках?

Попробуйте догадаться, что они означают.(меч-Сила, зеркало- мудрость, крест и Библия- вера, весы- правосудие).

-Запишите в таблицу задания №7 , что они означают.

предмет

Что олицетворяет

-Обменяйтесь листами с соседом по парте

Желающих ответить спросить, поправить, если нужно, записать всем правильный ответ.

— А теперь пора переходить к вершине композиции: собственно скульптуре .(попросить напомнить имя ее автора)

-Что представляет собой скульптура?( конную статую высотой 6 м.)

-почему конная?(традиция)

— Какую скульптуру напоминает вам этот памятник? (Медный всадник)

-Как изображен император? (что следует описать? позу, одежду, коня)

— Почему именно в такой одежде?(Николай 1 был шефом Конногвардейского полка, любил его) (обратить внимание на запись этого слова ,также имеющегося в словаре)

Задание №8

Вам дан фрагмент текста –описания скульптуры с пропущенными орфограммами и словами, называющими предметы одежды, оружие. Пользуясь словарем, выберите нужные слова, вставьте их в текст .Сильные учащиеся должны распространить данные предложения и добавить свои.(учитель в это время проходит по рядам, просматривает записи, справившихся просит помочь тем, кто затрудняется).

-Что удивляет вас в этом памятнике? Что в нем необычного?( только 2 точки опоры-копыта коня).(если будет время, информацию о том, как это удалось Клодту)

… Кстати, после революции 1917 г. власти собирались снести памятник как напоминание о царизме, но искусствоведы защитили памятник как раз этой историей его уникальности и архитектурной ценности.

Представьте сегодня Исаакиевскую площадь без этого памятника…Поистине памятник архитектурного и скульптурного искусства.

_Вспомните , какой еще проблемный вопрос мы ставили в начале урока? (почему сносят памятники?)

-Можете включить элемент рассуждения и в этой части сочинения, когда будете описывать уникальность скульптуры? (Да)

-Итак, мы закончили обсуждать основную часть-собственно описание. О чем можно сказать в заключение сочинения? (напомнить, что вывод перекликается с тезисом).

Вернитесь к таблице задания №3 ,запишите во второй столбик : о чем рассказал вам памятник?

Если при заполнении 2 столбика вы поняли, что в 1 столбике у вас не хватает каких- то слов, то добавьте их в первый столбик ручкой другого цвета.

Выберите из всех слов 2-3 самых важных, значимых ,на ваш взгляд, понятия. У вас получится вывод, например, «Памятник Николаю 1 рассказал мне не только о……(что было записано в 1 столбике) , но и о…..(самое важное, ставшее для вас открытием)

Итак, каким должен быть план сочинения ? (обращаемся к таблице зад. №2), добавляем в план

  1. Вступление ( о чем именно можно написать? Зачем нужны памятники?-ответ на вопрос 1 задания)
  2. тезис(ответ на поставленный вопрос)(смотри зад №3)

2.Аргументы(собственно описание памятника : обратите внимание на последовательность, в какой мы знакомились с памятником

-где находится

-авторы

-время открытия

-описание пьедестала(барельефы, аллегорические фигуры, сама конная фигура)

3.Вывод.

Рефлексия.

-Ребята, был ли полезен для вас этот урок?

-Узнали что-то новое ?

— отметьте знаком эмоциональности на рабочем листе .