-Что главное в рассуждении?(тезис)
-Как легче сформулировать тезис?(из вопроса)
-Какие проблемные вопросы можно поставить? ( уч-ся предлагают : Почему сносят памятники? О чем может рассказать памятник? и др.)
— Я предлагаю тему сочинения: «О чем может рассказать памятник Николаю 1 ?»
Напишите в рабочих листах в задании №3 в первом столбике ,как вы думаете.
О чем может рассказать памятник? |
О чем мне рассказал памятник Николаю 1? |
-В конце урока вы вернетесь к этой таблице, заполните 2 колонку, и ответ на этот вопрос станет тезисом вашего сочинения.
-А для того чтобы доказать эту мысль, вы должны использовать описание, что и станет основной частью вашего сочинения.
— Для этого мы совершим виртуальную экскурсию к памятнику Николая 1, которая станет возможной благодаря тем ребятам, кто создал 3 D модель памятника. Она позволит нам рассмотреть детали, элементы этого памятника, для того чтобы мы могли дать точное его описание .( Конечно, нам повезло, что мы живем в Петербурге, можем увидеть этот памятник воочию, но, может быть , не все еще с ним близко знакомы.)
-Вспомните, с чего начинаем описание памятника? (где находится)
-На какой площади находится этот памятник?
-В задании №4 вам предложены фрагменты карт с Сенатской, Дворцовой и Исаакиевской площадями).
-Отметьте кружочком , на какой из этих площадей находится памятник.
-Как вы думаете, почему именно на этом месте установлен памятник? ( исследоват. задание заранее дано учащемуся, он же и может навести ребят на правильный ответ, задав нужные вопросы )-ответ уч-ся
-Какую еще важную информацию о памятнике нужно обязательно сообщить в самом начале ? ( время открытия – смотрим на самом памятнике, соотносим дату с годом смерти Николая 1).
-Запишите в таблицу № 5 в 1 колонку , где название памятника Николаю 1, эту дату.
-Кто автор проекта этого памятника?
Попробуйте определить это, пользуясь информацией, данной вам в таблице задания № 5.
Соедините стрелочками слова 1 и 2 колонок.(если назовут только Монферрана, спросить:
— Мог один человек воплотить в жизнь свой замысел? (нет).
— Мог П. Клодт( исходя из дат жизни) принять участие в создании памятника? (мог)
-Именно этот скульптор создал фигуру самого Николая 1 и коня.
-Запишите это имя в 3 колонку этой таблицы.
Кто еще трудится над памятником, кроме скульптора?( архитекторы, инженеры, садовники, декораторы)
Памятник |
Автор проекта |
Создатели памятника Николаю 1 |
Медный всадник |
О.Монферран (1786 -1858) |
|
Александровская колонна |
П.К.Клодт(1805 -1867) |
|
Николаю 1 |
Э.Фальконе (1716 -1791) |
|
Мари Колло (1748- 1821) |
-Ребята, что вы знаете о правлении Николая 1?Каким оно было для России?(предполагаются ответы о жестком, грубом императоре, «жандарме Европы» и т.д.)
А кто из вас может сказать о заслугах этого императора, о событиях, связанных с его правлением? (возможные ответы)Если ответов никаких не будет…
-А может сам памятник ответить нам на этот вопрос?
Давайте рассмотрим внимательно постамент. Как видите, он пышный, красивый, многослойный. Кстати, в облицовке пьедестала использовано несколько видов мрамора, гранита, порфира.
Обратите внимание на эти выпуклые изображения . Кто знает, как они называются?( барельефы, горельефы)( если не знают, предложить найти в листах- словарях эти слова с лексическим значением )
-Сколько их на пьедестале? (4)
-Что же на них изображено? ( задания даны заранее уч-ся, которые выступят на уроке в качестве экспертов после предполагаемых ответов уч-ся)
Работа в парах — В таблице к заданию №6 соотнесите номер картинки с соответствующей буквой названия события, изображенного на барельефе.
1 2 3 4
А: «Холерный бунт на Сенной площади»
Б : «Восстание декабристов»
В : «Награждение Сперанского, издавшего «Свод законов Российской империи»
Г : «Открытие Веребьинского моста на железной дороге»
Запишите рядом ваш ответ, обменяйтесь с соседом по парте .Проверьте свой ответ с записью н а доске(до этого он был закрыт плакатом).
Работа в группах .
Класс делится на 4 группы, каждой из которых предлагается один из барельефов: нужно коротко описать, что изображено и попробовать предположить, почему это событие является знаковым для правления Николая 1 ).
Эксперты добавляют, уточняют ответы.
Учащиеся коротко записывают информацию в листах рядом с картинкой барельефа.
Учитель: Ребята, изменилось ли ваше мнение о Николае 1 после этой информации, которую мы узнали, рассматривая памятник?
-Продолжим рассматривать пьедестал. Как видим, его украшают … женские фигуры. Кстати, их лица ( а современники это точно знали) –точные копии лиц жены Николая 1 и трех его дочерей: Марии, Ольги и Александры .Как вы думаете, что значат эти фигуры? Что у них в руках? Как называются такие фигуры? ( Аллегорические).
(ищут это слово в словарике а рабочем листе, если не помнят значение).Что олицетворяют предметы, изображенные в женских руках?
Попробуйте догадаться, что они означают.(меч-Сила, зеркало- мудрость, крест и Библия- вера, весы- правосудие).
-Запишите в таблицу задания №7 , что они означают.
предмет |
Что олицетворяет |
-Обменяйтесь листами с соседом по парте
Желающих ответить спросить, поправить, если нужно, записать всем правильный ответ.
— А теперь пора переходить к вершине композиции: собственно скульптуре .(попросить напомнить имя ее автора)
-Что представляет собой скульптура?( конную статую высотой 6 м.)
-почему конная?(традиция)
— Какую скульптуру напоминает вам этот памятник? (Медный всадник)
-Как изображен император? (что следует описать? позу, одежду, коня)
— Почему именно в такой одежде?(Николай 1 был шефом Конногвардейского полка, любил его) (обратить внимание на запись этого слова ,также имеющегося в словаре)
Задание №8
Вам дан фрагмент текста –описания скульптуры с пропущенными орфограммами и словами, называющими предметы одежды, оружие. Пользуясь словарем, выберите нужные слова, вставьте их в текст .Сильные учащиеся должны распространить данные предложения и добавить свои.(учитель в это время проходит по рядам, просматривает записи, справившихся просит помочь тем, кто затрудняется).
-Что удивляет вас в этом памятнике? Что в нем необычного?( только 2 точки опоры-копыта коня).(если будет время, информацию о том, как это удалось Клодту)
… Кстати, после революции 1917 г. власти собирались снести памятник как напоминание о царизме, но искусствоведы защитили памятник как раз этой историей его уникальности и архитектурной ценности.
Представьте сегодня Исаакиевскую площадь без этого памятника…Поистине памятник архитектурного и скульптурного искусства.
_Вспомните , какой еще проблемный вопрос мы ставили в начале урока? (почему сносят памятники?)
-Можете включить элемент рассуждения и в этой части сочинения, когда будете описывать уникальность скульптуры? (Да)
-Итак, мы закончили обсуждать основную часть-собственно описание. О чем можно сказать в заключение сочинения? (напомнить, что вывод перекликается с тезисом).
Вернитесь к таблице задания №3 ,запишите во второй столбик : о чем рассказал вам памятник?
Если при заполнении 2 столбика вы поняли, что в 1 столбике у вас не хватает каких- то слов, то добавьте их в первый столбик ручкой другого цвета.
Выберите из всех слов 2-3 самых важных, значимых ,на ваш взгляд, понятия. У вас получится вывод, например, «Памятник Николаю 1 рассказал мне не только о……(что было записано в 1 столбике) , но и о…..(самое важное, ставшее для вас открытием)
Итак, каким должен быть план сочинения ? (обращаемся к таблице зад. №2), добавляем в план
- Вступление ( о чем именно можно написать? Зачем нужны памятники?-ответ на вопрос 1 задания)
- тезис(ответ на поставленный вопрос)(смотри зад №3)
2.Аргументы(собственно описание памятника : обратите внимание на последовательность, в какой мы знакомились с памятником
-где находится
-авторы
-время открытия
-описание пьедестала(барельефы, аллегорические фигуры, сама конная фигура)
3.Вывод.
Рефлексия.
-Ребята, был ли полезен для вас этот урок?
-Узнали что-то новое ?
— отметьте знаком эмоциональности на рабочем листе .