Уроки Совы Филиновны (9)

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»

«Никакое общество… не сможет долго продер­жаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви», — писал В. Распутин. Проблеме исторической памя­ти посвящена повесть писателя «Прощание с Ма­терой».

В основе ее сюжета — реальная история. В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень тяжелым для жителей этих деревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, роди­тельские могилы. Вот этот драматический момент и становится сюжетом повести Распутина.

Матера в произведении — живое существо, она живет своей особенной жизнью, крепко, надёжно стоит на Ангаре. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная зем­ля, что имела она четкие границы, сразу за которы­ми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера?»

Слово «Матера» связано со словом «мать», для жителей она — первооснова, стержень, на кото­ром держится все их бытие. Остров этот имеет свою историю: видела Матера бородатых казаков, возво­дивших на Ангаре Иркутский острог, была свиде­телем жестокого боя между колчаковцами и парти­занами, создавала «коммунию-колхоз», жители ее защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. И теперь люди должны покинуть этот доро­гой им кусочек земли, переезжать на новые места. Это становится тяжким испытанием для жителей деревни, характеры людей начинают проявляться в этот момент, души обнажаются.

С горечью описывает Распутин процесс умира­ния деревни. «Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-преж­нему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят со­баки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с при­вычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы — их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покоси­лись заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жер­ди и доски — поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прика­салась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в но­вое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и ста­рухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения».

2 стр., 794 слов

Русская деревня. Какая она?

... но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ... положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ... именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля. Понравилось сочинение , тогда жми кнопку

Конфликт старого и нового реализуется в пове­сти путем столкновения персонажей. Так, местно­му начальству, бездумным исполнителям государ­ственных распоряжений (председателю Воронцову, Жуку), в произведении противопоставлены корен­ные жители острова: старуха Дарья, Настасья, Сима и ее внук Колька, Богодул. Для председателя глав­ное в жизни — карьера, он не местный человек, приезжий. А для Жука и вовсе нет ничего святого на этой земле. Характерна сцена разорения клад­бища, когда чиновники заботятся о туристах, а о коренных жителях забывают. Легко относится к пе­реселению и молодое поколение деревни — невест­ка Дарьи и ее внук Андрей, бездумно сжигает свою избу Петруха.

Нравственный идеал писателя воплощается в образе старухи Дарьи. Она отказывается от пере­езда из родной деревни, покуда не перенесут мо­гилки. Для нее очень значима память о предках, чувство любви к родной земле. Дарья у Распути­на — это воплощение народной совести, храни­тельница традиций. К ней тянутся люди, идут за советом, помощью и поддержкой. С образом Да­рьи связан у Распутина образ дома, который в по­вести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудоб­но — виновно и горько было сидеть в избе, ко­торую оставляли на смерть», — пишет В. Распу­тин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вымыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Ма­теры.

В повести также очень важен образ Старой ли­ственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистребимости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут уничтожить это пре­красное, сильное дерево. Так, по мысли писателя, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.

Все эти образы символизируют в повести ма­теринское начало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подорвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает ста­рое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой безжа­лостного разрушения прошлого или же сохраняя все лучшее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем.