1) Почему, по мнению М.Ю. Лермонтова, любовь может быть созидательна и разрушительна?
2) Когда и почему человеку необходимы герои?
3) Какие картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной?
4) Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?
5) Что означает для человека выражение «плыть по течению» или «против течения»?
1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «Симфонией жизни»?
2) Какие события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору между ними?
3) О чём думает человек, вглядываясь в звёздное небо?
4) Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
5) Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?
Тренировочное сочинение пройдёт 20 ноября
Апробация технологии проведения итогового сочинения будет проведена в российских регионах 20 ноября этого года, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. «Так как у нас сочинение проводится в таком формате в первый раз, то мы специально, чтобы отработать технологию организации сочинения, 20 ноября организуем апробацию проведения сочинения. Для его проведения регионы должны до 10 ноября разработать самостоятельно темы по тем направлениям, о которых уже говорилось, и определиться со школами, в которых будет проведена апробация. Мы рекомендуем, чтобы было задействовано не менее 30% школ», — сказал Кравцов.
Методические рекомендации
Н.В. Беляева. «Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году»
1. Юбилей М.Ю. Лермонтова
3 стр., 1329 слов
Как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: ...
... умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы. В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; ... рассуждение, в кот. выделяют тезис и доказательства: а) пример, б) его объяснение. Требования к формулировке вопросов и заданий : Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся: ...
- «Мцыри»
- «Герой нашего времени»
- «Демон»
- «Песня про царя Калашникова…»
- «Кавказский пленник»
- «Нет, я не Байрон, я другой…»
- «Тучи», «Нищий»
- «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
- «Парус», «Смерть поэта»
- «Бородино»
- «Когда волнуется желтеющая нива…»
- «Пророк» \
— «И скучно и грустно»
2. Вопросы, заданные человечеству войной
- «Слово о полку Игореве»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание)
- В.В. Быков «Сотников» (предательство)
- В.О. Богомолов «Иван» (мужество)
— А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/112-spisok-literatury-dlya-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu.html
Образцы сочинений по направлению «Недаром помнит вся Россия…»
Рассказ о ванюшке судьба человека. Образ и характеристика ванюшки ...
... поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с основными ... – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.) – Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, ...
При написании итогового сочинения (3 декабря 2014 года ) следует помнить:
- объём сочинения 4-5 страниц;
- суммарный объём введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
- почерк должен быть разб
орчивым;
- нужно соблюдать поля;
- писать желательно синей или фиолетовой пастой;
- на выбор темы тратить не более 15 минут;
- в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;
- не менять тему в процессе написания сочинения;
- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
- удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами;
- с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);
- нумеровать страницы черновика;
- строго придерживаться избранной темы;
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
- не сбиваться на пересказ текста;
- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
- не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
- если не помнишь автора критической работы или её название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»: «критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);
Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/101-metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-ekzamenacionnogo-sochineniya-po-literature-11-klass.html
Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/101-metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-ekzamenacionnogo-sochineniya-po-literature-11-klass.html
Любви и верности. Читайте далее
... любви – верность, борьба, понимание, самоотдача, самопожертвование, способность противостоять невзгодам. Это классическое произведение является, пожалуй, самым эмоциональным, ярким и глубоким. В нём широко и ясно раскрыта тема любви и верности. Читайте далее: ... жный Перечисленные качества и особенности Петра и Февронии послужили модели идеальных мужских и женских характеристик. И на протяжении уже ...
Список возможных тем по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»
- «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»
(А. С. Пушкин)
- «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь «
(Г. А. Медынский)
— «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»
(А. П. Платонов)
— «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…»
«Творчество Лермонтова в иллюстрациях русских художников»
... жизни М.Ю.Лермонтова его произведения не иллюстрировались. 2. Первым обращением к творчеству Лермонтова художника ... русских и советских художников к произведениям М.Ю. Лермонтова. Великое наследие Лермонтова ... гг. появились интересные произведения на сюжеты Лермонтова: были закончены давно начатые ... тем, что иллюстрации обогащают книгу и помогают читателю в постижении идей автора. А если художник ...
(М. Ю. Лермонтов)
— «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)
- Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
— «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…»
(В. Г. Белинский)
- Подвиг народа в Великой Отечественной войне
- Тема мужества на страницах русской литературы
- Любовь и война на страницах русской литературы
- «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)
- «Мужество есть великое свойство души;
- народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин)
Читать далее: http://sochinenie11.ru/vopros/104-spisok-vozmozhnyh-tem-po-napravleniyu-voprosy-zadannye-chelovechestvu-voynoy.html
Как написать сочинение «Вопросы, заданные войной…»
Тема войны неисчерпаема. Мы предложим лишь самые очевидные формулировки тем. Отметим лишь, что русские авторы, пишущие о войне, делают акцент на героизме и нравственном выборе, а зарубежные авторы просто стараются показать ужасы войны.
Список возможных тем по направлению «Недаром помнит вся Россия…»
Перечень конкретных тем по направлению «Юбилей М. Ю. Лермонтова» для подготовки к «президентскому» сочинению. Не исключено, что какая-либо из них может встретиться на экзамене.
8 стр., 3560 слов
«История православной книги и отражение христианских мотивов, ...
... II История православной книги на примере русской литературы XIX века, в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева "Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящего…" Духом ... «Воцарение правды» (1809, Пс. 96), «Упование на защиту Божию» (1811, Пс.58), «Сострадание» (1813, Пс. 41). Текст переложения, как и всех остальных, очень близок к тексту оригинала: ...
- «Россия, Русь! Храни себя, храни…» Родина в творчестве М. Ю. Лермонтова
- «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Трагедия судьбы Григория Печорина
- «И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей» (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени»)
- «Не верят в мире многие любви…» (М. Ю. Лермонтов)
- Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова
— «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)
— «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Читать далее: http://sochinenie11.ru/lermontov/103-spisok-vozmozhnyh-tem-po-pervomu-napravleniyu.html
Темы сочинений опубликуют за 15 минут до экзамена