Наблюдательность очень важна для развития речи. Учитель в процессе обучения организует систему наблюдений за природой, отдельными предметами и процессами. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это также сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Описания бывают деловые (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально-образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»).
В начальных классах мы рекомендуем следующие виды описаний:
описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью»).
В сочинения по прошлым наблюдениям вводится дополнительная, осложняющая задача — элемент сравнения;
описание трудового процесса, выполнявшегося учениками: «Как сделать скворечник?», «Как посадить дерево?» и т.п.;
описание картин природы и других явлений, предметов: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими, потому что у детей много материала. Последовательность, полнота описания должны быть подготовлены беседой.
Во 2-3-м классах сочинения по наблюдениям могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. (Описание процесса не следует путать с повествованием!) В 4-м классе сочинения могут быть записаны полностью.
* * *
Тема: «Сочинение «Экскурсия в зимний парк»»
ХОД УРОКА (фрагмент)
Подготовительная беседа.
Учитель: Какие деревья и кустарники вы видели в парке (в саду)? Чем вы любовались в парке (в саду )? Что из увиденного на экскурсии вам хотелось бы нарисовать?
Составление плана. Примерный план
1. Заснеженный парк. (Снег чистый, белый, голубоватый, серебристый; снег блестит, искрится, сверкает.)
Деревья зимой. (Хвойные, лиственные, без листьев, голые, в снегу, хмурые, нарядные.), Хорошо в зимнем парке! (Красиво, сказочно…)
Образец сочинения
Сочинение описание яблоневого сада
... нас своими плодами, но за каждым из них нужен уход. осенний сад От земли поднимается пряный запах. Теперь под ногами нет зеленого ковра. ... А иногда мама высушивает их и тогда такой подарок от осеннего сада радует нас до следующей осени. А вот совсем сухие листья чуть ... осенний сад Каждый год я жду начала осени с большим нетерпением. За городом у нас есть дача. Я и отец всегда вместе ездим туда на ...
В зимнем парке
Вчера был теплый солнечный день. Мы всем классом ходили на экскурсию в зимний парк. Там много снега. Он белый и немножко голубоватый. Под солнцем снег искрится. Только у стволов деревьев он растаял.
В парке растут хвойные и лиственные деревья. Они очень нарядные. На ветвях деревьев — шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются. Снежная пыль сверкает в воздухе.
Очень красиво в зимнем парке!
(Игорь К.)