Тема. Коллективное мини-сочинение «Звуки зимы»
Цели. Закрепить полученные ранее знания (предложение, текст, строение текста, признаки зимы).
Учить детей писать сочинение по опорным словам. Активизировать интерес к слову, речи, диалогическому общению. Развивать письменную речь, творческие и рефлексивные способности. Воспитывать умение работать в группе.
Ход урока
-
Организационный момент
Создание положительных эмоций у учащихся для работы на уроке.
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо.
Формирование трех групп. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую).
По цвету карточки формируются три группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка – указатель соответствующего цвета.
2. Вводная часть
1. Формирование трех групп. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую).
По цвету карточки формируются три группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка – указатель соответствующего цвета.
Учитель: Закройте глаза и послушайте. (Звучит музыка Чайковского «Времена года»).
Учитель. Что вы услышали?
Дети. Различные звуки живой, неживой природы и человека.
Учитель. А как об этом сказать, используя глаголы?
Дети. Шелестеть, кричать, кружить, воет, кроет, плачет …
Учитель. Что общего в лексическом значении этих глаголов?
Дети. Обозначают звуки.
Учитель. Глаголы, обозначающие звуки, называются глаголами звучания. (Звучит магнитофонная запись звуков). Что вы услышали? (голоса птиц, шаги, треск сучьев, что происходит в природе) Какое время года? По каким признакам вы догадались, что это зима?
Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах
... служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была ... учителем. Марина Иванова Эссе «Мир современных детей глазами педагога» «Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает, их молчание подозрительно!» современных детей Современный ребенок в моих глазах ...
Дети. Ветер воет, треск сучьев…
Учитель. Почему зимой мы особенно рады каждому звуку?
Дети . Рады первому снегу, катанию на санках, игре в снежки.
Учитель : Вы услышали разные звуки, но
Здесь мало услышать,, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце., Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно,, Чтоб в душу созвучья, Нахлынули дружно.
Учитель. Давайте попробуем коллективно написать мини-сочинение «Звуки зимы «.
3. Этап вызова
Учитель. Слушая запись можно было услышать различные звуки живой, неживой природы и человека. ( Учитель раздает листы-полоски, на каждом записываются слова.. )
Учитель: Запишите за 1 мин все глаголы звучания, связанные с зимой, которые вы вспомните ( дети записывают глаголы и их озвучивают ).
4. Учитель.
Дети. Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.
Учитель. Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Какое слово объединило первую группу? Вторую? Третью? К какой группе относится каждый глагол? Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком. . Задача каждой группы учащихся: выписать «свои» глаголы и подобрать к ним ассоциации — существительные, обозначающие источник звука.
Учитель: В результате проделанной работы первая группа, что у вас получилось ( дети читают ), вторая группа, третья группа.
Летит, сверкает, порхает, трещит, похрустывает, съежился, стынут, озябли, зовет, празднует, запорошило, помогают, надеются, ждут. Замирает, спит, звенят.
1 .
Птицы — чирикать, щебетать, дятел – долбить, люди– зябнуть, лось – пробирается, лиса – праздновать, заяц – съежился.
2 .
Река стынет, ветер воет, снег похрустывает, лед потрескивает.
3 .
Человек смеется, чихает, кашляет, топает, поет.
5. Этап работы с текстом
Учитель: прежде чем приступить к написанию сочинения, я предлагаю образовать 4 группу «Художников» в то время, когда мы будем писать сочинение, они буду рисовать картину «Звуки зимы».
Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой
... время года. Чаще всего описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега. Яркий пример тому - картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной ... Декабрь месяц снежный, снег запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха и спокойна, уютно спит, закутавшись в снежные ...
Учитель. Начало сочинения уже есть. ( Учитель вывешивает на доску лист ватмана со следующим текстом )
У каждого времени года свое звучание. Оно не похоже одно на другое. У зимы очень много звуков.
Учитель. Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: «синие» – о звуках живой природы, «красные» – о звуках неживой природы, «желтые» – о звуках, издаваемых человеком.
Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате реальной работы на уроке получилось три части текста:
У зимы очень много звуков. Это и шум метели, и легкий шелест падающего снега. Шуршание снежного покрова под ногами, при морозе, и скрип замерзших деревьев.
Вот по снегу пробирается соседский пес Ташка, и слышно как под его лапами хрустит снег. Где-то в глубине леса слышен вой волка и громкий голос лося.
Люди расчищают дорожки от снега. Дети катаются на санках и весело смеются.
6. Этап рефлексии, Все листы вывешиваются на доску
Учитель. Как вы думаете мы закончили свою коллективную работу?
Дети: Нет. У нас нет заключительной части в сочинении!
Учитель : Как можно закончить наше коллективное сочинение?
В результате обсуждения дети придумывают заключение: «Все рады приходу зимы!)
Учитель : Группа художников вы готовы показать картину «Звуки зимы»? ( да, мы готовы показать вам эту картину ).
Замечательная картина , я смотрю на нее и мне очень хочется прочитать вот такие строки.
Не ветер бушует над бором,, Не с гор побежали ручьи,, Мороз-воевода дозором, Обходит владенья свои., Глядит – хорошо ли метели, Лесные тропы занесли,, И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,, Красив ли узор на дубах?, И крепко ли скованы льдины, В великих и малых водах?, Идет – по деревьям шагает,, Трещит по замерзлой воде,, И яркое солнце играет, В косматой его бороде.
7. Рефлексия и самооценка., Желтый — 4, красный — 5, синий – 3
8. Домашнее задание
Учитель. Пользуясь собранным сегодня материалом, дома напишите свое сочинение “Звуки зимы