Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев. Помещики представлены в поэме глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Сатирически изобразил Некрасов паразитическую жизнь помещиков до реформы, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало».
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню,-
вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола иной и не могла быть жизнь помещиков, их мораль и взгляды:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новым условиям жизни барин приспособиться не может и не желает — неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин — «Последыш».
Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина. Этот барин «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы «Последыша», еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий.
Крестьянская Русь в изображении Некрасова (Поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
... склонность к поэтическому творчеству. Этот образ, неслучайно появившийся в тексте поэмы, развивает идеал, описанный Некрасовым в стихотворении «Памяти Добролюбова», делая его более приземленным, ... крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей. Здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева. Показывая тяжесть крестьянской ...
Крестьяне, которых встречали странники — это люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Мужицкое счастье — «дырявое с заплатками, горбатое с мозолями». Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их «Барщинная», «Солдатская», «Соленая», «Голодная». «Тоска-беда замучила», «тошен свет, правды нет» — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой», Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. Но никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто сохранил в себе силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — «богатырь святорусский». Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. История Савелия и его товарищей повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Таков Яков Верный — холоп примерный и дворовый князя Переметьева – раб по своей психологии, который счастлив, вылизывая господские тарелки.
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена — раба любимая…
В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодое поколение мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромные возможности. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Некрасов считает, что русский народ достоин лучшей жизни.