Народ освобожден, но счастлив ли народ по поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

1861-й год — поистине знаменательный для нашей истории: император Александр II принимает судьбоносное решение и отменяет крепостное право. Но, как бы это ни звучало воодушевляюще, радоваться было нечему. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — такой мыслью задавался российский писатель Некрасов Н.А. в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо?” В ней он затрагивает тему жизни обычного русского народа, и живет ли он хорошо.

Главные герои поэмы — семеро бывших крепостных, отправляющихся в путешествие, дабы ответить на один единственный вопрос: кому на Руси жить хорошо? Общаясь с представителями разных слоев общества, перед ними медленно раскрывается ответ на их вопрос: “никому”. Жизнь многих крестьян, солдат, рабочих, с которыми они виделись, не только не улучшилась после реформы, но даже стала хуже.

Происходящее в те годы сильно перекликается с сюжетом поэмы. После реформы большая часть крестьянства и рабочих оказались на грани нищеты и голода: дворяне отдавали бесплодные и малополезные земли, за которые крестьянам еще нужно было платить повинность государству в течение многих лет. А если они не хотели этого делать, то им вообще доставалось всего лишь четверть от этих земель! Самое распространённое сословие России было в буквальном смысле обречено на голодную и бедную смерть.

Путешествуя по селам и городам, они встречают разных людей, для которых счастье заключается в чем-то своем. Для Матрены Тимофеевны, крестьянки, счастье заключается в непьющей семье, свадьба на добровольной основе, да освобождение мужа и ребёнка от обязательной воинской повинности. Поп размышляет о покое и богатстве как о наиболее значимых частях истинного счастья. Рабочие мужики рассказывают о своём счастье так: “дырявое, с заплатами, горбатое с мозолями”. У всех счастье разное, но никто так и не может его достичь.

Однако, сам Некрасов не считает счастье, к которому стремятся крестьяне, истинное. Свое мнение он выражает в образе Гриши Добросклонова — образованного человека с собственным ходом мысли: он знает что нужно делать и к чему стремиться, чтобы государство добилось благополучия. Автор вложил в этого героя все, что должно соответствовать истинному счастью: служение Отчизне, народу. В каком-то роде эта мысль перекликается и с другим персонажем — Ермилой Грининым. О нем сложены хвалебные легенды как о человеке честном и добропорядочном. В него вложили еще одно воплощение счастья как общего блага — честность и обязательность перед народом. Выражается это в истории Ермилы о мельнице, когда ему не хватало денег на залог и он отправился просить у народа.

11 стр., 5164 слов

Образ народного заступника гриши добросклонова в поэме некрасова ...

... вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на ... Это дорога народных заступников, революционеров, и Гриша не одинок в своем выборе: Немало Русь уж выслалаСынов своих, отмеченныхПечатью дара божьего,На честные пути ... революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии — Николая Добролюбова. Как и ...

Но, несмотря на эти образы, счастлив ли народ после той реформы? Ответ однозначен: “нет”. Условия жизни многих нищих крестьян только ухудшились после 1861-го года. Помимо этого, по мнению Некрасова, крестьяне стремятся не к тому счастью, к которому должны стремиться: в нем не раскрывается тема всеобщего благополучия.

Другие темы: ← По стихотворению Железная дорога↑ НекрасовПо творчеству Некрасова →

`

Сочинение 2 вариант

Некрасов написал замечательную поэму «Кому на Руси жить хорошо». Она сразу понравилась людям, и это произошло не случайно. Писатель описал в своем произведении самые основные проблемы, которые волнуют людей. Многие вопросы, которые поднял Некрасов в поэме, остаются актуальными и сегодня. В середине произведения писатель выдвинул на обсуждение один интересный тезис «народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Эта цитата в произведении появилась не случайно. Автор написал это высказывание отталкиваясь от политической и социальной обстановки в России. В то время отменили крепостное право, поэтому крестьяне начали жить по-другому. Этого события люди долго ждали и хотели быть свободными. Но, когда народ получил желаемое, он не стал жить счастливее.

Крестьяне, когда получили долгожданную свободу, столкнулись с огромными трудностями. Они не смогли наслаждаться ей в полной мере. У них ничего не было для начала счастливой жизни. У простого народа не было имущества, а земли остались у помещиков. Люди не имели возможности приобрести свою частную собственность. А если им это удавалось, то государство облагало их налогами. Перед бывшими владельцами крепостных крестьян встала дилемма. Они вынуждены были выбирать, как им лучше поступить. Что бы помещики хорошо жили, они были вынуждены грабить народ. Если бы они начали честно работать, тогда их доходы значительно уменьшились. Поэтому народ не стал жить лучше после отмены крепостного права. Люди наоборот стали еще более несчастными, чем были. Крестьяне по своей сути очень скромные люди им не нужно много для счастья, но в этот период они не имели и этого. Они могли радоваться мелочам. Крестьяне были не грамотными, и им было сложно выбраться из той ямы, в которой они оказались после отмены крепостного права. Они даже морально не готовы жить богато. Эти люди привыкли работать физически и выполнять приказы.

Один из главных персонажей Гриша понимает, в чем заключается главная проблема крестьян. Он считает, что они станут счастливыми только тогда, кода получат образование и станут грамотными. Он призывает людей стремиться идти вперед и не смотреть на прошлое.

В своем произведении Некрасов довольно точно передал настроение и проблемы народа после отмены крепостного права. Государство избавило людей от рабства, но не сделало их счастливыми. У многих появились новые проблемы, с которыми они не в силах совладать.

10 стр., 4688 слов

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

... вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России. Кому на Руси жить хорошо — анализ Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал ...

Сочинение Народ освобожден, но счастлив ли народ? (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости. В чем же секрет актуальности поэзии Некрасова? Разгадка — в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в широком освещении актуальных проблем современности, и, наконец, в прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России. Бесспорно, многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных путях развития России и давали на них исчерпывающие ответы. Видение же Некрасовым насущных проблем России и ее будущего было глубоко гражданственным.

Настоящее в произведениях Некрасова — время, когда нужно сделать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее — в освобождение людей от гнета и крепостных пережитков. Творческое кредо поэта особенно ярко выражено в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом», где поэт сравнивает свою музу с молодой крестьянкой, называет их родными сестрами: «И музе я сказал: Гляди — сестра твоя родная!» Я думаю, что это стихотворение раскрывает и взгляды Некрасова на Россию: поэт считал основным вопросом современной ему России вопрос крестьянский. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место в ряду произведений поэта: «Мороз, красный нос», «Орина, мать солдатская», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Дед Мазай и зайцы», и, наконец, поэма -эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этих произведениях Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопереживании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для себя «незримые, невидимые миру слезы», стремления сельских жителей к «мужицкому счастью». Например, стихотворение «Забытая деревня». В нем автор раскрывает нам страницу тяжелой крестьянской жизни: показывает бабушку Ненилу, ждущую «доброго барина», чтобы попросить у него немного леса для покосившейся избенки, крепостную девушку Наташу, мечтающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но самое страшное состоит в том, что эти простые желания крестьянских женщин никогда не сбудутся: барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его разрешения предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам абсурд зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по прихоти владельца крепостных душ.

Возьмем еще одно лирическое стихотворение поэта — «Несжатая полоса». Некрасов рисует портрет измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Читатель ощущает глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным крестьянам и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим России.

Если в стихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на настоящее России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Так, истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Будущее России, как полагал поэт, за такими как Гриша Добросклоно, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». То есть за теми, которые ставят общественные интересы выше личных, кто не может смириться с современным положение крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка на служение народу, его счастью, его будущему:

8 стр., 3528 слов

Образ музы в лирике некрасова

... Муза становится символом униженной и порабощенной России. Поэт выбрал образ крестьянки для своей Музы также не случайно. Некрасов — народный поэт, он всей душой любил Россию, а Россия ... она любит, способна от собственного счастья и благополучия. Героини обеих ... крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова ...

Лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,Что будет жить для счастия убого и темногоРодного уголка.

Вера в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том, что сам поэт уже не застанет этой эпохи, выражена в стихотворении «Железная дорога». Некрасов верит, что Россия «вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе, Жаль, только, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе».

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени — революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий — дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои — бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков, главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу самого счастливого человека в России, и э то были, как правило, люди богатые, которые обязаны быть счастливыми — купцы, дворяне, помещики, бояре, царь. Но искать счастливого мужики пошли в народ. А народ — это и есть те самые только что освобожденные крестьяне. Крестьяне — самый бедный и безправный класс, и искать среди них счастливого более чем странно. Но счастье есть и среди крестьян, но в то же время несчастий у них гораздо больше. Счастливы крестьяне, конечно, своей свободой, котрую они получили впервые за сотни лет. Счастливы по разным причинам: одни счастливы необычно большим урожаем, другие своей большой физической силой, третьи — удачной, непьющей семьей. Но тем не менее назвать крестьян счастливыми, даже чуть -чуть, сложно. Поскольку с их освобождением у них появилось очень много своих проблем. И счастье крестьян обычно очень локально и временно.

А теперь по порядку… Крестьяне освобождены. Это такое счастье, которое они не видели сотни лет, и, возможно, которое они вообще никогда не видели. Само счастье свалилось достаточно неожиданно, многие были к нему не готовы и, оказавшись на воле, были птичками, выраженными в клетке, а потом выпущенными на волю. В результате чего новый класс — временнообязанные, освобожденные крестьяне становился беднейшим. Помещики раздавать свою землю не хотели, и почти вся крестьянская земля принадлежала либо помещикам, либо общине. Крестьяне не стали свободны, лишь обрели новый вид зависимости над собой. Конечно эта зависимость не такая, как крепостная, но это была зависимость от помещика, от общины, от государства. Назвать это полной свободой или счастьем очень сложно. Но привыкший ко всему русский народ мог находить и тут счастливые моменты. Для русского мужика самое большое счастье — водка. Если ее много, то мужик становится очень счастливым.

Для русских баб счастье — хороший урожай, убранный дом, накормленная семья. Такое бывало довольно редко, поэтому бабы были менее счастливые, чем мужики. Дети крестьянские были тоже не очень счастливы. Их заставляли работать за взрослого, но при этом есть за ребенка, бегать за водкой, они постоянно получали от пьяных родителей и сами, вырастая становились ими. Но были отдельные личности, которые считали себя счастливыми — люди, которые радовались тому, что обычному человеку может быть противно или непонятно. Один радовался тому, что у своего помещика он был «любимый раб». Он допивал за ним и его свитой лучшие заморские вина, доедал лучшие блюда и болел «царской» болезнью — подагрой. Он был счастлив по -своему и его счастье стоит уважать, но мужикам обычным это очень не понравилось. Друге радовались хоть какому -то урожаю, который мог их прокормить.

6 стр., 2618 слов

Вопрос 65. «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы счастья, долга, смысла жизни

... за крестьян… Сочинение: Счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов) (405 слов) Проблема счастья является основной в эпической поэме Н. Некрасова. С самого начала пути странники задаются вопросом: кто же счастлив на Руси? В путешествии они находят множество людей, которые ...

И это было действительно счастье для тех крестьян, которым было совсем не до радости, настолько они были бедны. Но не такого счастья искали семь странников. Они искали счастья истинного, полнейшего, а значит такого, при котором больше ничего не надо. Но найти такое счастье нельзя. Тут не говорится даже о крестьянах, у высших сословий тоже всегда есть свои проблемы. Помещики никак не могут быть счастливы, потому что прошло их время. Крепостное право отменили и помещики вместе с этим потеряли огромное влияние своего сословия, а значит и никакого счастья у нхи в жизни не было. Но это помещики, а речь шла о крестьянах…

Вариант 3

Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых, несправедливо рекрутированных солдат… Николай Алексеевич верил в величие простого русского народа, в творческие ресурсы, смекалку, доброту. Он считал положение народа несправедливым, видел, как проявляется жестокость.

Россия тогда ещё сохраняла крепостной строй, многие просвещённые люди видели его отсталость. За границей давно уже забыли про эту дикость. Впрочем, нельзя забывать, что в Новом Свете рабство ещё должно было развернуться.

Тема русских крепостных проходит через всё творчество Некрасова. Например, в стихотворении «Муза» она представлена несчастной крестьянкой. Или стихотворение «У парадного подъезда» также показывает несчастных просителей. Пожалуй, самым значимым трудом в этом вопросе стала поэма «Кому на Руси?..» Вот только дело в том, что написана она уже практически после отмены крепостного права. И она не доведена поэтом до финала, исследователи даже спорят по поводу порядка глав. Впрочем, каждая из них представляет отдельную историю, которые соединены между собой лишь путешествием тех, кто ищет того самого счастливца.

Итак, в поэме нет счастливого, кроме народных заступников – новых людей, хотя, формально, жизнь у них очень тяжелая. Но счастливы они своим предназначением. Счастья не найти ни у священника, который говорит, что все помещики разъехались, поэтому никто церковь не поддерживает. Нет счастья и в странной усадьбе, где все делают вид, чтобы не расстроит больного старика, что крепостное право не отменили. Несчастлива и женщина-крестьянка, за которую лишь раз заступилась жена губернатора…

Известна цитата о том, что разорванная цепь крепостного права ударила по барину, но это и понятно. Были люди в подчинении – теперь нет, беднее жизнь, меньше власти и почёта. Но с другой стороны – цепь эта и по мужику простому ударила! Никакой защиты больше нет, ни порядка.

Нельзя сказать, что все крепостные были готовы к свободе. Они чаще всего были неграмотные, «темные», привыкшие, что за них всё решить барин. Может быть, в этом и до сих пор кроется то, что люди перекладывают ответственность на кого-то другого, сами делать ничего не хотят, даже ничем не интересуются.

8 стр., 3950 слов

«Всегда ли человек имеет право называться Человеком?»

... такие книги, их сердца не становятся каменными. Глава II . Всегда ли человек имеет право называться Человеком? 1. Традиции русской классической литературы в повести. В литературе можно назвать немало ... неудивительно, что собака добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве. Духовный облик рассказчика сказался ...

Поэт не только поднимал важные темы в своих стихах, но и вёл социально-общественную деятельность за отмену крепостного права. Можно понять по его заметкам, что причину негатива после отмены он увидел в том, что реформа провелась сверху, без вникания в сложности народа.

Другие сочинения: ← О книге Человек-амфибия Беляева (отзыв, моя любимая книга)↑ ДругиеМой друг Вася от имени Валека →