Анализ и история создания пьесы Островского «Бесприданница»

Все идеи произведений Островский брал из судебных дел — в 1843 г. по рекомендации отца автор работал писцом в Московском суде. После ему определенное время пришлось работать мировым судьей в Кинешемской губернии. Наблюдая за разными разбирательствами, писатель вдохновлялся самыми актуальными общественными и бытовыми конфликтами.

Островский являлся театральным писателем, потому все пьесы он создавал за довольно короткое время. Но произведение «Бесприданница», замысел которого Александр Николаевич задумал в 1874 г., было завершено лишь в 1878 г.

женщина родом из дворянской, но бедной семьи

Писатель считал свою пьесу наилучшим произведением за все свое литературное творчество. Однако она была встречена довольно холодно. Критики и просто ценители сочинений Островского сильно разочаровались пьесой — они не понимали ее, потому сочли заурядной и скучной, при этом с тривиальным сюжетом.

Анализ «Бесприданница» Островский

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Жанр и композиция

Это произведение написано в жанре психологической драмы. Все персонажи пьесы изображаются в столкновениях и действиях. В ней описывается острый конфликт, показанный на фоне общества.

13 стр., 6201 слов

Паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя (2)

... красоты и таланта. По произведению: «Бесприданница» По писателю: Островский, Александр Николаевич Характеристика Паратова ... и ведёт себя с ними довольно хорошо. По отношению к Ларисе ... творческой истории «Грозы». Почему » … Сочинение >> Литература и русский язык [Электронный ... не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она ... после сознается, что обручен — у него «золотые цепи». Вот тогда ...

Лариса Огудалова и Юлий Карандышев играют роль героев, которые противостоят обществу:

  1. Девушка описана как «лишний человек», которому сложно жить в век буржуазного общества из-за ее глубокой и удивительной личности.
  2. Юлий Карандышев берет на себя роль «маленького человека», отчаянно пытающегося доказать его значимость в обществе, которое только смеется над ним.

Безвыходность героя — это одна из причин, почему он решил взять Огудалову замуж. Нищета не дает возможности этим людям проявить себя — противоборство духовного и материального описывается на протяжении всего произведения.

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался. Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом. По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, обществом воспринималась как человек второго сорта. Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Краткое содержание

Произведение повествует о судьбе Ларисы Огудаловой. Девушка воспитывалась матерью Харитой Игнатьевной, последняя была гостеприимной и хитрой, она давала обеды в честь своей дочери. На шумных праздниках проворная женщина устраивала смотрины своей одаренной и изысканной Ларисы, «вытягивая» так деньги из потенциальных кавалеров, приходивших взглянуть на девушку и послушать, как она поет.

Но дочь являлась противоположностью Хариты Игнатьевны — ей были не по нраву званые вечера, постоянные оценки со стороны, притворство своей улыбки. Девушке не требовалось богатство, ей нужна была лишь спокойная и мирная жизнь где-то в глухой деревушке. Но мать желала для себя «достойной» и обеспеченной жизни, потому использовала красоту своей дочки, все время искала ей богатого кавалера.

Единственная причина, почему главной героине пришлось мучиться и в дальнейшем умереть, было то, что у девушки не было приданного. Общество превозносило ее, но и одновременно отталкивало. Никто не решался жениться на бесприданнице. В то время девушки не работали, а лишь вели хозяйство, соответственно, не могли материально помогать семье.

5 стр., 2423 слов

Должен ли разумный человек жить чувствами?

... сама возможность жизни». Написать сочинение по на тему: должен ли разумный человек жить чувствами? для современного человека важен, прежде всего, разум. ... чувствами? ведь и они играют определённую роль в нашей жизни. должен ли разумный человек жить чувствами? на одном из этапов эволюции люди ... пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, ...

Описание персонажей

Образы персонажей пьесы ярко характеризуют купеческое сословие той эпохи — это личности, для которых искренние чувства людей, находящихся ниже по классу, ничего не стоят.

Характеристика главных героев:

  1. Харита Игнатьевна. Мать главной героини, обедневшая дворянка. Ее главная задача в жизни — удачно отдать замуж дочку без приданого. У нее нет денег, но она пытается держаться на уровне богачей. Организует званые вечера, пытаясь казаться обеспеченной. Для нее чувства человека не интересны, главное это богатство и положение в обществе.
  2. Лариса Огудалова. Юная девушка, отлично танцует и поет. Ее беда только в том, что у нее нет приданого. Ее душа мечтает о светлых и искренних чувствах. Она осознает унизительное положение нищей невесты. Безропотная и покладистая, она ищет на взаимность от Паратова. Для сохранения положения в обществе, она выходит замуж за чиновника, но девушка его не любит.
  3. Юлий Карандышев. Глупый и завистливый и чиновник. Он не очень богат, с высокомерием относится к главной героине, считая себя выше Ларисы. Пытается жениться на девушке по меркантильным причинам, таким образом хочет уравняться с богачами. Он самовлюбленный эгоист, из чувства униженной гордости в последнем эпизоде убивает героиню.
  4. Сергей Паратов. Уважаемый и богатый человек. Любимец девушек, всегда в центре внимания.

    Используя наивность главной героини, соблазняет ее. Со временем прокутил все свои деньги, теперь хочет жениться по расчету, для этого отыскал другую богатую невесту.

  5. Аркадий Счастливцев. Бывший артист, который прибился к Паратову, для последнего он лишь игрушка. Этот герой является алкоголиком, желание выпить выше чувства собственного достоинства.
  6. Мокий Кнуров. Честный, практичный и богатый человек, называет вещи своими именами. Уважаемый семьянин, предлагает главной героине стать его любовницей.
  7. Василий Вожеватов. Знаком с Ларисой с детства. Купец, который достиг высокого статуса и большого состояния своим трудом. Эгоистичный, лживый и безнравственный человек. Лариса для него лишь игрушка, которую можно разыграть в жребий. Но по жребию девушка досталась не ему, он обрадовался, что смог сэкономить.

Сценическая судьба. Отзывы[править | править код]

Премьера в Малом театре, где роль Ларисы Огудаловой исполнила Гликерия Федотова, а Паратовым был Александр Ленский[4], состоялась 10 ноября 1878 года. Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный; в зале, как сообщали позже рецензенты, «собралась вся Москва, любящая русскую сцену», в том числе писатель Фёдор Достоевский. Ожидания, однако, не оправдались: по свидетельству обозревателя газеты «Русские ведомости», «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей»[5].

Это был самый оглушительный провал в творческой биографии Островского[2].

Первая постановка на сцене Александринского театра, где главную роль сыграла Мария Савина[4], вызвала меньше уничижительных откликов. Так, петербургская газета «Новое время» признала, что спектакль по «Бесприданнице» произвёл на зрителей «сильное впечатление»[2].

Однако говорить об успехе не приходилось: критик того же издания, некто К., сетовал, что Островский потратил много сил на создание мало кому интересной истории о «глупенькой обольщённой девице»[6]:

8 стр., 3660 слов

Урок литературы «В чём причина гибели Ларисы Огудаловой?

... детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной ... Ларисой и «заражающие» действие; и заканчивается «Бесприданница» неслучайной репликой ‑­ Судьба Ларисы Огудаловой – это трагедия любви и красоты в мире, опутанном золотыми цепями. Драматург Островский считается создателем русского национального театра. ...

Жестоко ошибается тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновлённые старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия.

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой

Не пощадили критики и актёров, участвовавших в «Бесприданнице». Столичная газета «Биржевые ведомости» (1878, № 325) отметила, что Гликерия Федотова «совсем не поняла роли и играла плохо». Журналисту и писателю Пётру Боборыкину, опубликовавшему заметку в «Русских ведомостях» (1879, 23 марта), в работе актрисы запомнились лишь «рисовка и фальшь от первого шага до последнего слова»[6].

Актёр Ленский, по мнению Боборыкина, при создании образа слишком явный акцент сделал на белых перчатках, которые его герой Паратов надевал «без всякой надобности ежеминутно». Михаил Садовский, исполнивший на московской сцене роль Карандышева, представил, по словам обозревателя «Нового времени», «плохо задуманный тип чиновника-жениха»[3].

В сентябре 1896 года пьесу, уже давно снятую из репертуара, взялся реанимировать Александринский театр. Роль Ларисы Огудаловой в исполнении Веры Комиссаржевской вначале вызвала знакомое раздражение рецензентов: они писали, что актриса «играла неровно, в последнем акте ударилась в мелодраматизм»[3].

Однако зрители поняли и приняли новую сценическую версию «Бесприданницы», в которой героиня была не между

ухажёрами, а

над

ними[2]; пьеса постепенно начала возвращаться в театры страны[3].

Постановки

  • 1878 — Малый театр.
  • 1878 — Александринский театр. Лариса — Мария Савина.
  • 1896 — Александринский театр. Лариса — Вера Комиссаржевская.
  • 1927 — Красный театр (Ленинград).

    Вторая редакция 1933 Пост. Владимир Соловьев, художник М. С. Полярный.

  • 1932 — Драматический театр «Комедия» (бывший Театр Корша).

    Пост. Василия Сахновского и Елизаветы Телешёвой. Лариса — Вера Попова, Карандышев — Анатолий Кторов, Паратов — Николай Соснин, Огудалова — Надежда Борская, Кнуров — Семён Межинский, Вожеватов — Михаил Болдуман, Робинзон — Борис Петкер, Евфросинья Потаповна — Мария Блюменталь-Тамарина.

  • 1935 — Большой драматический театр. Пост. Сергея Морщихина, худ. Александр Самохвалов, комп. Михаил Чулаки. Лариса — Ольга Казико.
  • 1936 — Государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Малая сцена. Пост. Николай Симонов, худ. Николай Сосунов. Лариса — Александра Парамонова.
  • 1936 — Ярославский театр. Пост. Аркадий Надеждов, худ. Николай Медовщиков. Лариса — Чудинова.
  • 1937 — Народный театр (София).

    Пост. Николая Массалитинова, худ. Миленков и Георгиев. Лариса — Петрана Герганова, Карандышев — Константин Кисимов, Паратов — Владимир Трандафилов.

  • 1939 — Театр им. М. Азизбекова (Баку).

    Пост. Шарифова, худ. Ефименко. Лариса — Кадри, Паратов — Афганлы, Кнуров — Алиев.

  • 1940 — Театр Революции. Пост. Юрия Завадского, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Мария Бабанова, Карандышев — Сергей Мартинсон, Паратов — Михаил Астангов, Кнуров — Осип Абдулов, Огудалова — Анна Богданова.
  • 1944 — Саратовский драматический театр им. Карла Маркса. Пост. Андрея Ефремова, худ. Константин Кисимов; Лариса — Валентина Соболева, Карандышев — Иван Слонов, Паратов — Муратов, Кнуров — Карганов, Робинзон — Петров.
  • 1944 — Театр им. К. А. Марджанишвили (Тбилиси).

    7 стр., 3419 слов

    Случайна ли гибель ларисы в пьесе бесприданница. В чём трагедия ...

    ... Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества. Островский бесприданница сочинение ... театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. ... Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов ... перед ней Кнуров. Этот намного ...

    Пост. Таблиашвили, худ. Сумбаташвили. Лариса — Верико Анджапаридзе, Карандышев — Георгий Гоцирели, Паратов — Кабахидзе, Огудалова — Сесилия Такаишвили, Кнуров — Шалва Гамбашидзе.

  • 1944 — Театр им. Хамзы (Ташкент).

    Лариса — Ишантураева, Паратов — А. Ходжаев.

  • 1946 — Театр им. Г. Сундукяна (Ереван).

    Пост. Гургена Джанибекяна, худ. Локшин, Лариса — Розанна Вартанян, Паратов — Давид Малян, Огудалова — Ольга Гулазян, Робинзон — Авет Аветисян.

  • 1948 — Малый театр. Пост. Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз. оформление С. М. Богучевского. Лариса — Констанция Роек, Карандышев — Александр Афанасьев, Паратов — Борис Телегин, Огудалова — Софья Фадеева, Кнуров — Владимир Владиславский, Робинзон — Николай Светловидов, Евфросинья Потаповна — Варвара Рыжова.
  • 1948 — Большой драматический театр. Пост. Ильи Шлепянова, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Нина Ольхина, Карандышев — Виталий Полицеймако, Паратов — Бруно Фрейндлих, Вожеватов — Павел Панков, Огудалова — Анна Никритина, Кнуров — Александр Лариков, Робинзон — Василий Софронов. Партия гитары — Сергей Сорокин.
  • 1948 — Латвийский театр драмы (Рига).

    Пост. Веры Балюна. Лариса — Велта Лине, Кнуров — Альфред Амтманис-Бриедитис.

  • 1948 — Театр им. А. Лахути (Сталинабад).

  • 1950 — Литовский театр драмы (Вильнюс).

  • 1951 — Киргизский театр драмы (Фрунзе).

    Лариса — Кыдыкеева, Карандышев — Саргалдаев, Кнуров — Рыскулов.

  • 1952 — Большой драматический театр. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссёр возобновления Исай Зонне. Художник возобновления Илларион Белицкий.
  • 1953 — Башкирский театр драмы (Уфа).

    Реж. Брилль, худ. Калимуллин. Лариса — Бикбулатова.

  • 1953 — Театр им. К. С. Станиславского. Реж. Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Лариса — Лилия Гриценко, Карандышев — Сергей Маркушев, Паратов — Борис Белоусов, Робинзон — Борис Лифанов.
  • 1953 — Театр «Повшехны» (Варшава).

  • 1954 — Народный театр (Пловдив).

  • 1973 — Одесский драматический театр. Пост. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская.
  • 1983 — Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала (Казань).

    Реж. Марсель Салимжанов, худ. Рашит Газеев, муз. Фуат Абубакиров. Лариса — Алсу Гайнуллина, Огудалова — Халима Искандерова, Карандышев — Ринат Тазетдинов, Паратов — Наиль Дунаев, Кнуров — Шаукат Биктемиров, Вожеватов — Ильдус Ахметзянов, Робинзон — Равиль Шарафеев.

  • 1997(?) — Воронежский театр драмы. Пост. Анатолия Иванова, худ. Лариса и Михаил Курченко.
  • 2002 — Балтийский дом. Постановка Анатолия Праудина, художник Александр Мохов.
  • 2008 — Мастерская Петра Фоменко. Постановка Петра Фоменко, художник Владимир Максимов.
  • 2012 — Театр на Васильевском (Санкт-Петербург).

    Постановка Дениса Хусниярова, художник Николай Слободяник, хореография Егор Дружинин.

  • 2012 — Малый театр
  • 2014 — Московский академический театр им. В. Маяковского. Постановка Льва Эренбурга, художник-постановщик Валерий Полуновский.
  • 2018 — Самарский Художественный Театр. Постановка Павла Карташева.

Основные темы , Писатель поднимает следующие тематики:

  1. Главная тема произведения — деформированные взаимоотношения в установленном обществе. Здесь сложились отношения, которые основаны на торговле: если «товар» достойный, его приобретают, если нет, общество его игнорирует. Так произошло и с главной героиней: все принимали ее как качественный «товар», потому готовы были заплатить за девушку и дарить дорогие подарки. Вожеватов и Кнуров «поехали бы с ней в Париж», мать берет деньги за просмотр дочки, Карандышев ей хочет воспользоваться как способом возвышения в обществе, чтобы завести полезные связи.
  2. Любви в этом обществе нет. Когда главная героиня влюбляется в Паратова, ее ожидает только разочарование. Он вряд ли испытывал к Ларисе взаимную симпатию, мужчина бросил девушку, не сказав об отъезде, и не дал никаких обещаний. При этом героиня была готова кинуться вслед за ним, она хранила свою искреннюю любовь к Паратову целый год. Она настолько влюбилась в него, что назвала «мужеством» то, что он, не дрожа, выстрелил в Ларису из пистолета.
  3. Бесчестие стало нормой общества. Паратов смог выгодно жениться, получив в дополнение «полмиллиона». Сергей Сергеич описывается в образе человека, который вполне нормально себя чувствует в этом порочном обществе. Он не пытается торговать собой, подыскивает богатых невест, выбирает только достойные варианты. Он не боялся соврать главной героине, обещав девушке взаимную симпатию, лишь для унижения Карандышева.
  4. Моральные проблемы есть у всех главных героев этой пьесы. Невзирая на все положительные описания Ларисы, девушка дала себе право убежать от Карандышева, будущего мужа. Этот поступок объясняется влюбленностью в Паратова, однако он не может оправдать то, что она сделала. При этом Кнуров и Вожеватов кидают монетку, чтобы определить, кому достанется героиня, Харита Игнатьевна просто живет благодаря своей дочке, Карандышев счастлив за выгодный брак. Эгоизм и бездушие находятся в основе межличностных взаимоотношений, когда деньги смогли полностью вытеснить людей. В этом и заключается проблематика пьесы.

Главная мысль

Автор описал, как люди преувеличивают значение денег и достатка в установленном обществе того времени. Материальное «съедает» все духовное, всю ту человечность, которая должна находиться в людях. Неправильно установленные приоритеты общества могут привести к неисправимым последствиям.

9 стр., 4047 слов

Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах Островского «Бесприданница» ...

... хотя она и говорила, что играет свою Ларису, а не героиню А.Н. Островского. 2. Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из ...

Героиня страдает из-за нищеты, из-за общества, вознесшее деньги в качестве главной жизненной ценности. В этом и есть суть ее трагедии. Лариса не может быть искренней — ее сразу же начинают использовать, у нее нет права любить — бесприданницей девушка просто никому не нужна . Она живет в этом обществе лишь благодаря внутренней и внешней красоте. Она обычная игрушка — мужчины делают ей дорогие дары, обещают покровительство. Но жениться на девушке никто не торопится.

Обстоятельства вынудили героиню выйти замуж за глупого, низкого Карандышева, причем он не видит собственной комичности. Это заставило девушку почувствовать себя сильно униженной, у нее не получается примириться с ролью обычной вещи.

2 стр., 527 слов

Урок – «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады

... Нравственный мир героини баллады В «Светлане» автор отходит от канонов европейской баллады, наполняя ее национальным содержанием и колоритом. Традиционный сюжет «Леноры» Бюргера Жуковский наполняет русскими приметами, обычаями и поверьями. Светлана не ропщет на ... за гранью сна. Дорога Светланы направлена не к смерти, а к новой жизни. Символично и имя героини, олицетворяющее свет и жизнь. Ее, в ...

В конце произведения отчаявшаяся героиня соглашается стать куклой, жить ради финансового благополучия, развлекать собой высший свет. Только случай смог избавить ее от этого существования — она благодарит Карандышева за то, что тот выстрелил в ревностном порыве в Ларису. Она погибла счастливой, девушка почувствовала избавление от фальши, низости и гнета обстоятельств. Основной смысл окончания пьесы — радость от избавления унизительности, на которую главную героиню вынуждали богатые люди.