Урок литературы «В чём причина гибели Ларисы Огудаловой?

Сочинение

Трагедия Ларисы в романе Бесприданница

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

18 стр., 8890 слов

По произведению Бесприданница Островского

... история Ларисы Огудаловой. Другие сочинения: ← По произведению Снегурочка↑ ОстровскийПо произведению Гроза → Сочинение 3 Пьеса «Бесприданница» является ... человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и ... сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева. Третье ...

А.Н. Островского

, созданная на закате творчества, – это

высокая мелодрама «Бесприданница»

  • Ключевой в ней является любимая тема драматурга, раскрытая ещё в «Бешеных деньгах» и «Волках и овцах», – деньги, власть в современном обществе людей капитала. Сквозная символика «Бесприданницы» связана с идеей о том, что

условиях всеобщего торга

не только женщина, но и сама любовь становится товаром. В функции «вещи» выступает «героиня горячего сердца» – Лариса Огудалова, незаурядная натура. Проявления мотива торга многообразны: провинциальный актёр Робинзон как вещь-игрушка в руках окружающих; продажа Паратовым Вожеватову парохода «Ласточка»; золотые прииски невесты Паратова – «кандалы»; игра богатейшего купца Кнурова и «европейца по костюму» Вожеватова в «орлянку» за право везти Ларису в Париж в качестве содержанки; красота Ларисы, которой торгует мать Харита ‑­

Игнатьевна. Но основной конфликт разворачивается не между Ларисой и её окружением, а в сознании и душе героини: «белая чайка» (Лариса в переводе с греческого и означает «белая чайка») чувствует себя вещью в доме матери и пытается бороться с общественным стереотипом «бесприданницы». Но вырваться из замкнутого круга в сферу любви-свободы «птице» не суждено. Вот почему психологический рисунок поведения героини так сложен, так тесно связан с музыкой.

В «Бесприданнице» Островский вносит значительный вклад в разработку психологии «маленького человека», открывая в униженном герое массу комплексов, желание отомстить всему миру. К этой теме в русской литературе причастны Пушкин (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и чиновник Евгений в «Медном всаднике»), Гоголь (Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели»), Достоевский (Макар Девушкин в «Бедных людях»); линию сочувствия «маленькому человеку» закрывает Чехов в уничтожающем рассказе «Смерть чиновника». Мелкий чиновник Юлий Капитонович Карандышев у Островского мелок не только по социальному положению Не случайно его исторического имя Юлий диссонирует с фамилией: по словарю В.И. Даля она происходит от существительного «карандыш», то есть недомерок. Мелкий чиновник мечтает возвыситься за счёт Ларисы и не вызывает сочувствия.Трагедия Ларисы заключается в том, что ей либо нужно смириться с отношением, навязанным обществом, либо умереть . Островский показывает, как мечется она, борясь с обстоятельствами, как в один момент уже готова смириться с ними. Маятник её поведения колеблется от смирения до отчаянного протеста. Причём развитие внутреннего конфликта проходит у Островского через несколько стадий. Сначала Ларисой торгует мать Харита Игнатьевна, и дочери невыносимо стыдно и больно оттого, что она – «вещь»; Лариса мечтает о тихой сем ейной жизни, но её дом напоминает цыганский табор; затем Лариса делает выбор в пользу Карандышева, желая в его любви найти спасение; но в результате в его отношении к ней она видит всё то же, что и у других участников «торга»: Карандышев относится к ней как к средству для самоутверждения.

Лариса бежит из дома, отчаянно бросая жизнь под ноги Паратову. Он любит бесприданницу, но ключом к характеру этого героя является фраза: «Для меня ведь ничего заветного нет». Нет, когда речь идёт о выгоде. В финале Лариса признаёт, что наконец-то слово для неё найдено: «вещь», но тогда уж дорогая. Смерть Ларисы от пули Карандышева – это её освобождение. В этот момент наступает последний психологический перелом: выдыхая слова благодарности Карандышеву, Лариса теперь видит в нём глубоко несчастного человека, именно человека, её избавителя от мук. Последняя фраза Ларисы «Я вас всех люблю» свидетельствует о том, что для героини стало очевидным: все люди, торгующие чувствами, красотой, и к самим себе относятся как к вещам, а посему не могут быть счастливыми. Недаром имя Лариса означает «белая чайка». Это не просто говорящее, а именно символичное имя – между этими терминами есть большая разница. Вспомним, что Чехов одну из своих вершинных пьес назвал «Чайкой». Сознательно избирая жанр мелодрамы, Островский отчасти следует её законам; как мелодический фон пьесы звучат романсы о любви, исполняемые Ларисой и «заражающие» действие; и заканчивается «Бесприданница» неслучайной репликой ‑­

14 стр., 6857 слов

Анализ пьесы островского бесприданница

... Все материалы по пьесе «Бесприданница» (фрагмент из «Полного собрания сочинений Островского в 12 томах», Том 5, ... бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до ... с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек». Но в не ... Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса « ...

Судьба Ларисы Огудаловой – это трагедия любви и красоты в мире, опутанном золотыми цепями.

Драматург Островский считается создателем русского национального театра. За 40 лет им написано 50 пьес, в названиях многих из которых озвучена народная мудрость в виде поговорок и метких выражений. Его драматургия – социально-этическая по смыслу – это широкое полотно обрядовой, бытовой, речевой народной культуры. Его пьесы создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно. Центральное положение одного из героев не переводит остальных на положение вспомогательных: у Островского каждый персонаж участвует в воплощении авторской идеи. Талант Островского многомерен и в жанровом отношении: он и романтик, и бытописатель, и трагик, и комедиограф.

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».

Смыслом жизни главной героини является любовь.Лариса красивая,умная,нежная,разносторонне одаренная девушка с чистой душой.Она живет в провинциальном городке,в семье без достаточных средств к существованию.Но девушка не гонится за удачной партией,она ждёт и надеется,что к ней придёт настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери,поэтому занята поисками лучшего жениха,но главное условие-деньги.Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха,лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова.Публика собирается самая разнообразная:богатые купцы и скромный Карандышев,чиновники и блестательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой.Он красив,обаятелен,умен,обходителен и расчётлив.Но девушка не замечает его недостатков,прощает ему любой грех,обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав своё состояние,Паратов вынужден жениться на богатой невесте.Лариса обманута,опозорена и брошена.Отчаявшись,она готова выйти замуж за Карандышева,надеясь найти с ним покой.Друг детства Вася Вожеватов разыграет её в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым.Как человек,Лариса никого из них не интересует.Для них она-«вещь»,дорогая и красивая.Потеряв всё,девушка готова стать «вещью».Выстрел Карандышева приносит ей избавление:она умирает свободной,так и не став ничьей.Смерть Ларисы воспринимает как избавление от мук:»Я любви искала и не нашла.На меня смотрел и смотрят как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу,ни от кого не видела я сочувствия,не слыхала теплого,сердечного слова»

3 стр., 1326 слов

Проблема любви в пьесе Гроза Островского

... что-либо менять. Также читают: Картинка к сочинению Проблема любви в пьесе Гроза Островского Популярные сегодня темы Вопреки убеждениям ... общественности и семьи мужа. Любовь, влюбленность, симпатия - что это? Данные слова очень похожи, но ... Для начала стоит определить, а что же такое «любовь», как она возникает и проявляется. Любовь – это глубинная привязанность к человеку, чувство, складывающееся из ...

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь,она женщина с «горячим сердцем».Такие люди не способны к компромиссу.Они могут или победить,или погибнуть.Загублена красота и молодость,но Лариса умирает свободной.

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина — Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», — говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса — отличная игрушка. Он дает ей самое страшное — веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», — говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

2 стр., 770 слов

Любовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс)

... мог трансформироваться человек открыв своё сердце для любви. К сожалению, Евгений не смог быть с Татьяной, но она смогла ему доказать, как важна и необходима любовь. Любовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс)

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева — тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

Разделы:

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kto-vinovat-v-gibeli-larisyi-bespridannitsa/

Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме «Бесприданница».

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?

1 стр., 370 слов

Пьесы жизни Островского

... будет спасением. Вторым примером пьесы жизни является пьеса «Бесприданница». Равнодушие и жестокость — это основные качества, характеризующие героев данного произведения. Любовная драма Ларисы развивается на фоне всеобщего ... подвести итог и таким образом ответить на утверждение «пьесы А. Н. Островского — это пьесы жизни». Они раскрывают всю трагичность судьбы героинь, указывая на безнравственность ...

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?» Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова «бесприданница» и зачитывают значение имени «Лариса». Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса — греческое имя, означающее «белая чайка», а бесприданница — в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

  • «Я на распутье:» Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

  • «Мой дом — моя крепость», — принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово «дом»?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом — это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда». «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят». «Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы». » Я по крайней мере душой отдохну». «Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем». Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. «Без хитрости не проживешь» — вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: «Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика». Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью»).

1 стр., 487 слов

Жизнь и творчество островского реферат кратко

... свои сани не садись», затем «». В своем творчестве Александр Николаевич Островский пишет кратко о главном, показывая реальную жизнь, быт людей. Александр Николаевич стал постоянным работником « ... исполнительницей главной роли. Биография романа была краткой, А.Н. Островский и актриса Косицкая-Никулина не были свободны. Островский приобрел счастье в личной жизни после женитьбы на актрисе Марии ...

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов «Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово».

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на «золотых приисках». Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение «жениха», для того чтобы «покрасоваться» перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды» и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

«Мы не виноваты, наше дело сторона:»

13 стр., 6201 слов

Паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя (2)

... Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. И Лариса, ... конце драмы Лариса … Сочинение >> Литература и русский язык [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/u-nih-arifmetika-vmesto-dushi/ Характеристики героинь Островского В ... в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит ...

«Никто не виноват, никто:это я сама».

«В основе драмы — социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба» (Ю.В. Лебедев).

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:» (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом «разочарование», подбор синонимов к слову. (Разочарование — чувство неудовлетворенности по поводу чего — либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение — потеря веры во что-то, разочарование.)

«Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать».

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского «Разуверение».

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kto-vinovat-v-gibeli-larisyi-bespridannitsa/

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. — М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. — М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. «Бесприданница» А.Н.Островского. — М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. — М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. — М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. — М., 1973.

Советуем почитать

  • Плела рубашки из крапивы
  • Лювак: животное, которое приносит владельцам тысячи долларов
  • Наполеон II: биография и интересные факты
  • Наполеон II: биография и интересные факты