Урок – «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады

Перед изучением «Светланы» нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады:

Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет.

Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой.

Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

Символический характер пространства и времени.

Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

Однако в русском фольклоре нет аналога европейским народным балладам. Ближе всего им исторические песни, но в них нет фантастики. Поэтому баллада в русской поэзии стала чисто литературным жанром.

II. Нравственный мир героини баллады

В «Светлане» автор отходит от канонов европейской баллады, наполняя ее национальным содержанием и колоритом. Традиционный сюжет «Леноры» Бюргера Жуковский наполняет русскими приметами, обычаями и поверьями. Светлана не ропщет на судьбу в отсутствие жениха и молит о счастье. Светлый дух в образе голубка становится наградой за неотступную веру и защищает от злых сил. Ужасные картины автор рисует на стыке яви и сна, поэтому вера девушки разрушает злые чары, торжествует день, а все темное остается за гранью сна. Дорога Светланы направлена не к смерти, а к новой жизни. Символично и имя героини, олицетворяющее свет и жизнь. Ее, в отличие от Людмилы, ждет встреча с настоящим женихом, а не с призраком-мертвецом.

Вопросы и задания к балладе «Светлана»

1. Какие черты русского фольклора можно заметить в балладе? Какой характер они придают повествованию?

Какие черты русской женщины воспевает Жуковский?

Как изображается душевное состояние героини? Какие изобразительно-выразительные средства при этом используются?

B чем особенности поэтического языка баллады?

Индивидуальное задание

Сопоставьте баллады «Людмила» и «Светлана». Найдите отличия в ходе событий, изображении героев, ритмической организации. Каково авторское отношение к героиням?

15 стр., 7393 слов

Анализ баллады светлана жуковского

... баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Жуковский посвятил балладу «Светлана» ...

III. Язык баллады: фольклорные мотивы, Фантастика, образы-символы

Жуковский наполняет сюжет «Светланы» русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история от встречи с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет в «Светлане» счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Его помощь помогают героине кротко и терпеливо сносить испытания, защищаясь от трагической участи. Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают Светлану образцом национального характера русской девушки, что впоследствии отразилось в лучших женских образах А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.

Итог урока

Творчество В. А. Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве. Поэзия Жуковского открыла богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство, а переводы преподнесли русскому читателю сокровища античной и европейской поэзии. Роль поэта в истории литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…»

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана». Письменно ответить на вопрос: «В чем проявилось новаторство Жуковского в балладе „Светлана“?»

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение об А. С. Грибоедове (тематика дана в уроке 18).