Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без повестей и рассказов нашего земляка. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями. Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы.
“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, — вспоминает писатель. — Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”
Родина писателя, Аталанка, — небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
Закончена учеба в Иркутском университете (1959), впереди работа корреспондентом в газетах “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”.
Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки…” был опубликован в 1961 году. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку Лешку. Двое друзей решили сопровождать Лешку до больницы — полсотни километров пешком.
Лешка умер на руках у друзей. Трагедия. Потрясение. В рассказе присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя; мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе.
Талантливо написаны и другие ранние рассказы писателя: “Рудольфио”, “Василий и Василиса”, “Продается медвежья шкура”.
“Я рано пристрастился к чтению, к книгам, — вспоминает Валентин Распутин, — в ученье показывал усердие, и меня после четырех классов деревенской школы, по общему мнению, следовало учить дальше”.
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое — послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Советская детская литература в современной критике
... как сегодня исследует советскую литературу для детей. К сожалению, исследовательских работ по советской детской литературе мало. Одним из первых, обратившихся к изучению этой проблемы - советский писатель С.Я. Маршак, ... XX века полагали, что детские писатели должны при написании руководствоваться не только личным мнением родителей и советами критики, но и учитывать мнение и интересы детей, ...
Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
О более поздних рассказах Распутина лучше всего сказал писатель Алесь Адамович: “Новое, действительно новое здесь — подчеркнутое чувство реальности происходящего. Человек в них — существо, само себя удивляющее глубинами, просторами, которые в нем скрыты. И вдруг распахивается существо светоносное”.
В рассказе “Век живи — век люби” пятнадцатилетний Саня с юношеской категоричностью решает обрести “самостоятельность”. “Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке”… А дальше все происходит именно как в сказке.
Родители уезжают в путешествие, отправив сына к бабушке на Байкал. Бабушка получает телеграмму о болезни дочери и уезжает нянчить внуков… А Саня обретает желанную свободу и возможность провести в жизнь свое твердое решение. Саня отправляется не в дальние страны и не на зеленые океанские острова, а всего лишь на тихоходном поезде да на своих двоих уходит с Митяем и дядей Володей в родную прибайкальскую тайгу на два дня с ночевкой. И перед Саней так раскрывается тайга в своем величии и первозданности, что эти два дня запомнятся ему на всю жизнь.
А у героя рассказа “Что передать вороне?” есть дача на Байкале, во дворе могучая лиственница, где живет вполне обыкновенная, земная, добрая и разговорчивая ворона. Дочка верила рассказам отца о вороне, умеющей все видеть и слышать. Но вот так вышло: отец незаслуженно обидел дочку и все стало у него не ладиться, кругом виноват, места себе не находит. Уезжая из города на дачу, спросил: “Что передать вороне?”, надеясь на примирение. Что ответила девочка, простила ли отцу обиду, вы узнаете, прочитав этот рассказ.
В сборники “Что передать вороне?” и “Век живи — век люби” вошли и другие рассказы: “Люся”, “Ледоход”, “Лужайка”. Все они о природе и людях, живущих на Байкале.
В конце 60-х годов В. Распутин был принят в Союз писателей СССР. Тогда же одна за другой появляются повести молодого прозаика “Деньги для Марии” и “Последний срок”, в которых ясно определились предмет изображения — сибирская деревня — и направление таланта — глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к традиции, внимание к нравственным проблемам.
Бабушка и дедушка писателя “были людьми сильных характеров…” Это о них рассказ “Василий и Василиса”. “С него я начал, — вспоминает Валентин Григорьевич, — я бабушку писал постоянно, с нее слеплены старуха Анна в “Последнем сроке” и старуха Дарья в “Прощании с Матерой”. Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах, и их, этих судеб, хватило бы еще на многое”.
Роль бабушки в жизни Алеши в повести Детство, Горький
... of 5) <meta itemprop="description" content="Роль бабушки в жизни Алеши Повесть "Детство" - это первая часть автобиографической трилогии Максима Горького. Произведение вышло в свет в 1913-1914 году. В нем наглядно описаны детские воспоминания, ... Бабушка, Акулина Ивановна Каширина, занимала особое место в жизни мальчика. Ее он любил больше всех, так как она была человеком ...
В повести “Живи и помни”(1974г.) Валентин Распутин пытается понять, почему нормальный, казалось бы, деревенский мужик Андрей Гуськов вырождается в существо, лишенное человеческого облика. Дезертирство с фронта, предательство, трусость Андрея приводят к трагической гибели его жену Настену. Эта повесть принесла в литературу новое о войне и по-новому осветила характер русской женщины. За повести “Живи и помни” и “Пожар” Валентин Григорьевич был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Литературная критика называет В. Распутина “могучим явлением современной отечественной и мировой литературы”, книги его все чаще издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких наград и премий.
Валентин Распутин — очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В. Распутин, — проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.
15 марта 2007 года писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет.
Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Человеком тревожной совести называют Валентина Распутина за его нравственную причастность ко всему, что происходит на родной земле, за осознание ответственности перед прошлым и настоящим Родины.
Таковы и герои произведений В. Г. Распутина, заявившего о себе как о писателе в 1967 году повестью «Деньги для Марии», повестью о простых людях, ощущающих жизнь в ее простоте и полноте, верящих в человеческую отзывчивость, доброту и честность.
Совесть — то мерило жизни, в котором для героев и особенно героинь В. Распутина сошлись многие нравственные критерии.
Анна из повести «Последний срок», Настена из «Живи и помни», Дарья из «Прощания с Матерой» — это образы, в которых воплотилось нравственное величие русской женщины, ее высокий дух, ее великая самоотверженность.
Русская женщина вошла в творчество В. Распутина вместе со своим подвигом-страданием.
Анна, уходя из жизни, спокойна, ибо «всегда твердо знала, что жила для того, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей».
Дарья, прощаясь с Матерой, утверждает: «Эта земля-то вся принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Перед миром и людьми чиста Настена, уходящая, в волны Ангары. Она ищет очищения перед людьми, верит до последней своей минуты: «Правда — она сквозь камни прорастет, посреди Ангары, в самом быстром и глубоком месте поднимется из воды говорящим деревом. Никакой силой ее не скрыть». Трагедия Настены предостерегает каждого от отступничества от Родины, от народа.
Какие нравственные уроки дает нам повесть прощание с матерой
“Прощание с Матерой”- это повесть, которая рассказывает нам о драме русского народа из глубинки, который пытается ... за каждый холмик, за каждую веточку.. Распутин в своей повести старался в каждой строчке донести до нас, что без знания своих корней, ... связи нового поколения с малой родиной, на что Распутин делает особый уклон в своем произведении. Молодежь стремится к новой жизни, уезжает из деревень ...
В высоком образе своей героини В. Распутин вновь выказал себя «царем пафоса семьи». Писатель утверждает: «В обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет».
Светлая душой Настена своей способностью на жертву, принятием на себя, неповинную, вины мужа воплощает истинные ценности.
Г. Распутин всегда в русле наиболее напряженных нравственных проблем современности. Он не просто и не только писатель, он страстный публицист и активный общественный деятель. Всем известна и памятна его многолетняя и трудная борьба за спасение Байкала, за спасение великих рек и природы Сибири.
Последняя книга В. Распутина «Россия: дни и времена» пронизана сыновним чувством любви и сострадания к Отечеству. Духовные ценности нашего народа, его судьба — об этом беспрестанная забота человека и писателя Валентина Григорьевича Распутина. Животворящее слово его — мощная сила, укореняющая высокие нравственные традиции, искони связанные с идеалами Правды, Красоты, Добра.
«Душа не может быть необитаемой» — это слова В. Г. Распутина. И как хорошо, что в сотворении души нашего современника огромная роль принадлежит Валентину Григорьевичу Распутину.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Н. Рубцов
Описание событий в романах и других произведениях популярного русского писателя, нашего современника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего “национального космоса”, узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести “Деньги для Марии” он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Живи и помни”, “Пожар”, которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Все это происходило в начале 70-х годов. Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила горячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэзия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду.
Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушительный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заводов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на “великие стройки коммунизма”. Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если задуматься, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится.
Не случайно в конце 60-х годов в нашей литературе возникает такое явление, как “деревенская проза”. Потому что писатели не могли мириться с таким положением русской деревни. Движение выдвинуло на первый план общественной жизни страны талантливых писателей — Распутина, Белова, Абрамова, Носова, Шукшина. Их еще называют “почвенниками”, потому что они ратуют за сохранение родовых корней.
Нравственные проблемы в творчестве распутина и астафьева. Нравственные ...
... В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал ... современника, гражданина и философа. Одним из известнейших современных русских писателей является Валентин Распутин. Я прочитала много его произведений, и они привлекли меня своей простотой и искренностью. ...
Повести Распутина “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Пожар” как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели “крестьянской Атлантиды”. Мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести “Пожар” писатель взял эпиграфом слова из народной песни: “Горит, горит село родное…” Положение с деревнями в стране было такое, что данный эпиграф отражал буквально суть происходящего в них разора.
Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сельчан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из “Последнего срока” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой” стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.
Интересно начинается повесть “Последний срок”: старуха Анна лежит на узкой железной кровати возле печи и дожидается смерти.