Душа хотела видеть тело тощим и голодным, отвратительным… Эта душа сама была еще тощей… и жестокость была вожделением этой души. Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?… Ничтожество ваших грехов вопиет к небу. Заратустра.
Религия и религиозность. Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием «религия». Причем «грех», «возмездие», «покаяние» — это своего рода религиозные константы, опровергать либо подвергать сомнению которые просто не укладывается в сознании «истинно верующего» человека.
С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия (любая религия) несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Безусловно, это так. Но это справедливо при идеальном рассмотрении религии. Но если подойти к этому вопросу со стороны человеческого фактора (со стороны одного человека, личности по отношению ко всему человечеству), то многие основополагающие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека. К примеру, основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет — значит совершить грех, стать на путь греховной жизни. «Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4).
Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен, и должен бояться наказания.
«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умирать не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой. После этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» — запуганная своей же собственной религиозностью, так говорит Катерина Варваре в конце первого действия пьесы. По сути, грех Катерина совершила уже мысленно, и это угнетает ее, это каким-то образом обесценивает ее собственную жизнь, ставя во главу угла вину и осознание этой вины как преступления По сути своей, религиозность Катерины сходна с религиозностью Кабанихи: они обе не помнят о милосердии и прощении, и делают из Бога страшного судью, воля которого — запрещать и карать. Утверждение «Бог есть любовь» теряет смысл в мире запрета. Идиллическая гармония замкнута на формальности. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону- прелюбодеяние, а значит грех. А если в союзе двух, людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад.
Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Плюшкин ...
... об ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой ... удел. Прошли бы юношества лета: В нём пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался ... чертах бесчеловечной старости. Н. В. Гоголь «Мёртвые души», Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3. ...
Немудрено, что Катерина так обесценила свою жизнь. «… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может обьяснить рационалистически, — просыпающееся чувство личности В душе героини оно, естественно, в соответствии со всем жизненным опытом купеческой жены, приобретает форму индивидуальной, личной любви. Свою любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, а религиозные заповеди для Катерины полны первозданного смысла. Катерина — личность и фанатик одновременно. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит в этой борьбе опоры: вокруг нее уже все рушится, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной подлинного нравственного содержания . «Гроза», таким образом, не «трагедия любви», а, скорее, «трагедия совести». Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение — вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины поэтому предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе признается в своей любви, на которую у нее не хватает воли. «Разве Я хочу смерти беэзаконника?» — говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» Получается, что Катерина должна признать преступлением свою любовь и покаяться в ней, а затем вернуться обратно, в тот ад, из которого она должна была выйти по велению любви.
Катерина — жертва не кого-либо из окружающих (что бы ни думали по этому поводу герои пьесы), а хода жизни. Мир фанатизма суров. Из Бога сделали карателя. Его бесценный дар — жизнь — воспринимается как обязанность. Красота и любовь принимают уродливые формы. «Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!» — даже разум не служит истинной воле человека. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи. Гроза — символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции).
Именно под впечатлением грозы (а сочетании с изображением «геенны» на фресках «сводчатой галереи» и с пророчествами «полусумасшедшей барыни») Катерина признается Тихону в совершенной измене. Вспомним, что в споре Дикого и Кулигина по поводу установления громоотвода Кулигин называет грозу «электричеством», то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров. С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!… Изо всего-то вы себе пугал наделали». Этих «пугал» действительно понаделали сами люди, мирно прикрыв их якобы религиозной моралью. Но религия религии рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности очень сложен, и до сих пор еще не решен. И в наши дни многие религии, прикрываясь ложной лояльностью, все еще продолжают запрещать то, что запретить невозможно. Все это позволяет истолковать пьесу «Гроза» как религиозно-философскую притчу. Если «гроза» — суд Божий, то для фарисея или воинствующего язычника Бог будет грозой, а для верящих в любовь — это «не гроза».
Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. ...
... Катерины Добролюбовым, справа – Писаревым. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Критика Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о ... Катерину, и это чувство оказывается взаимным. Благодаря Борису, Катерина ... Гроза Это сочинение списано 75 183 раз Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о ... об общественной жизни того времени. «Гроза» стала знаковым ...
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» — одно из вершинных произведений писателя, включившее в себя в той или иной степени все центральные темы его творчества: отношения народа и дворянства, сущность , ее проблемы, трансформации внутри сословий, обусловленные историческим временем, и их отражение в нравственно-мировоззрен ческих установках, положение женщины в семье, слом эпох и его последствия в русском обществе и многие другие. Смысловая доминанта «Грозы» — это смена эпох, неумолимо движущееся Время, влекущее изменения в представлениях о нравственности, морали, Боге, добродетели, о правилах семейного уклада и о наказании за грехи. Как же раскрываются эти проблемные узлы в пьесе? В пьесе показаны неотвратимые исторические изменения, развертывающиеся в глухом небольшом городке на Волге, общественный и семейный уклад в котором являет собой воплощение традиции. Уклад жизни здесь-результат складывавшегося веками единого свода правил, в основе которого лежит православная вера и ее установки. Все жители города находятся в поле действия этих сложившихся законов, порядков и обычаев и на первый взгляд живут, следуя им. Но по мере развития действия оказывается, что так или иначе все верны только букве и внешней форме этих канонов, забывая об их содержании, поскольку содержание уже нивелировалось из-за произошедших изменений.
Патриархальная Россия оказывается уже больше воспоминанием, нежели окружающей реальностью. Человек больше не является прежде всего частью рода, а становится индивидуальностью со своей собственной волей и личными представлениями о добре и зле. Герои пьесы оказываются перед тремя альтернативами реакции на происходящее и соответственно жизненного выбора. Проблему выбора можно рассмотреть на примере Кабанихи, Варвары и Кудряша, и Катерины. Кабаниха безраздельно предана сложившимся веками правилам и канонам и готова на все ради их сохранения и соблюдения. Этого она требует от всех окружающих, не отдавая себе отчета в том, что эти правила уже давно содержательно «опустошены». Мир Кабанихи неумолимо рушится, но она не желает признавать этот факт. В результате то, что при Домострое было гармоничным и естественным укладом жизни, благодаря ей превращается в неумолимый деспо тизм, вытесняющий естественные отношения между людьми и отчуждающий всех друг от друга. Именно на Кабанихе лежит ответственность за произошедший духовный разрыв между Катериной и Тихоном. Она предпочла форму содержанию, и природа возмездия ей становится очевидной в финале драмы: сын, который так долго подчинялся и уже давно лишь играл в почтение к матери, бунтует открыто, обвиняя Кабаниху в гибели невестки: «Это Вы ее погубили!».
Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
... гг. Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач: раскрыть особенности процесса эволюции советского общества в исследуемый период, изменения социальной структуры, уровня жизни, образования, культуры, ... для исследования в этой области, замалчивались. История советского государства и общества в ... степени научной разработки отдельных аспектов, можно по-новому посмотреть на проблему в ...
Это-персонификация уже случившегося краха всего старого мира, который еще не стал очевиден только для самой Кабанихи, а непонимание сына — символ несовместимости матери с новым миром, который для нее оказывается неприемлем. Жизнь Марфы Игнатьевны по большому счету уже закончена — так же как и жизнь Катерины. Никакого будущего, кроме созерцания обломков прошлого, с которым Кабаниха не в состоянии расстаться, для нее нет. Варвара и Кудряш — герои, которые легче всех переживают происходящие изменения. Формально они остаются верными всем старым традициям и сложившемуся укладу, но на самом деле оба живут так, как им удобно. Умело лавируя между старым поколением и его требованиями к формальным приличиям и собственными стремлениями к воле, они единственные избегают трагических осложнений и конфликтов. Но появляется вопрос о том, что делает возможным такой благополучный путь. Возможным он оказывается благодаря тому, что ни Кудряш, ни Варвара не обременяют себя решением мировоззренческих вопросов, не обладают четкой и твердой собственной позицией и легко идут на компромисс: «Лишь бы шито-крыто было». То есть благополучие достигается благодаря довольно значительной личностной ограниченности. Пожалуй, именно поэтому ни Кудряш, ни Варвара не несут никакого возмездия за свои поступки и свой выбор: они существуют по другую сторону понятий греха, покаяния или возмездия.
Самой трагической оказывается судьба Катерины. Воспитанная на традиционных правилах, она восприняла не фор му и букву этих правил, а прежде всего содержание, которое стало основой жизни и направлением ее построения. И изменения происходят не в сфере убеждений Катерины, но в сфере личности, когда начинается процесс индивидуализации, лишь принявший форму незаконной, преступной любви по отношению к Борису. Таким образом, Катерина оказывается в ситуации трагического разрыва: ее вера в Бога и представления о нравственности делают невозможными эту любовь и сами изменения, происходящие в личности Катерины, но также невозможно остановить эти изменения. Компромисс становится для героини неприемлемым в силу особенностей ее сознания: ее убеждения являются частью ее жизни, а возвышенная и пылкая вера в Бога — центром ее натуры. Изменить себе Катерина также не в состоянии — это было бы равносильно предательству, продолжение жизни оказалось бы автоматически обессмысленным. Таким образом, она совершает грех, принести покаяние в котором нельзя: ведь покаяние означает перемену в человеке, когда он больше не может совершать этот грех, оказываясь по его другую сторону. Но этот грех соприроден тем трансформациям во внутренней жизни героини, понять которые она сама не в состоянии.
И здесь как раз начинается возмездие: Катерина не может принести покаяние в содеянном, но продолжать так жить дальше тоже невозможно. Она кончает с собой, принеся перед этим публичное покаяние в измене мужу, и совершает самый страшный в православной традиции грех — грех самоубийства: отказ от жизни, которая была дана Богом, — вызов Богу. Но в сложившейся ситуации это остается единственным приемлемым решением. Таким образом, происходит своеобразное совмещение греха и возмездия, а покаяние, даже истинное по природе, оказывается нерезультативным. Но при этом из всех героев пьесы только Катерина смогла сохранить свою личностную высоту, пронести то, что было свято, и принять то новое, что в ней самой появилось помимо ее воли. В качестве вывода можно заметить, что в этой драме Островский осмысляет традиционное одномерное понимание сущности греха, покаяния и возмездия: человеческие представления о моральных и нравственных императивах могут фатально расходиться с теми законами, которые действуют в жизни объективно. Жизнь в таком случае определяется не в этих, часто искажаемых, терминах, а тем сознательным и ответственным выбором, который человек делает в каждый момент своего бытия.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. ...
... образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара ... сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний ...
Драма Островского «Гроза» открывает перед нами сложные взаимоотношения в среде русского купечества. Патриархальные устои, деспотизм, высокомерие, жестокость, равнодушие. Оказывается, все это свойственно домостроевскому укладу жизни. Положение женщины в поистине плачевно. Молодая женщина, попавшая из родительского дома в семью мужа, оказывалась самым бесправным существом. Драма «Гроза» затрагивает не только конфликт поколений, но и ставит перед нами сложнейшие философские вопросы о грехе, возмездии и покаянии.
Что такое грех? Если следовать религиозным канонам, то любое отступление,»от норм является грехом. За любой грех человеку придется расплачиваться на этом или на том свете. По крайней мере, все религии мира говорят об этом. Покаяние может спасти человеческую душу, оно возвышает над грехом. Можно ли назвать русское купечество благочестивым и богобоязненным народом? С точки зрения здравого смысла, разумеется, нет. Ведь купцы-самодуры нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Кого любит Дикой, Кабаниха? Себя и только себя. Даже члены семьи оказываются в немилости у жестоких и бессердечных людей. Что уж там говорить о других. Однако нормы поведения русского купечества сами по себе никого бы, наверное, не заинтересовали. Ведь окружающие люди так или иначе привыкли к плохому к себе отношению. Если мы повнимательнее присмотримся к Борису, племяннику Дикого, к Тихону и Варваре, детям Кабанихи, то не увидим явного протеста. Все так или иначе приспособились. Может быть, им и не слишком комфортно, но, по крайней мере, несчастными они себя не ощущают. Другое дело — Катерина. С точки зрения любого нормального человека плохое отношение к слабому — это грех.
Однако русское патриархальное купечество думает иначе. Поэтому Плохое отношение к слабой и беззащитной женщине никого не удивляет. Но зато когда женщина пытается вырваться из тесных оков, найти себе хоть малую толику радости, это воспринимается как преступление. То, что Катерина влюбляется в Бориса, это считается грехом. Разумеется, ведь согласно домостроевским порядкам измена мужу — преступление. Значит, Катерина заслуживает самой страшной кары. Но может ли быть для человека наказание страшнее, чем его собственные муки совести? Катерина, впечатлительная и экзальтированная, боится надвигающейся грозы. Она считает грозу наказанием, которое Бог посылает ей. Катерина обладает удивительным качеством — явным стремлением к свободе. не воспринимает религиозные каноны как доказательство необходимости отказаться от стремлений своей души. Поэтому Катерина позволяет себе любить Бориса, несмотря даже на патриархальное воспитание. Но Катерина не останавливается на одной любви. Ведь с точки зрения верующего человека самоубийство — это страшный грех. Катерина идет и на это. Почему? Да потому что общество ее отвергло. Она искренне раскаивается, но не получает прощения от окружающих.
Символика произведения гроза. «Смысл названия и символика пьесы «Гроза
... страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу. Смысл названия и образная символика в драме «гроза». Сочинение «Смысл названия и символика пьесы «Гроза В одном названии пьесы заключено все ... оборачивается символом смерти. Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, ...
Казалось бы, какое дело ей до таких людей, как слабый и безвольный супруг Тихон, злобствующая Кабаниха и прочие. Но для Катерины возможность прощения значит очень много. Катерина часто вспоминает свою жизнь в родительском доме. Она была счастлива и свободна. Жизнь в доме мужа резко контрастирует с жизнью в девичестве. Катерина с детства была воспитана в религиозной атмосфере, поэтому искренне верит в возмездие, которое обязательно настигает человека, если он грешит. Зачем Катерина кается перед мужем? На этот вопрос легко ответить, если понимаешь экзальтированность и впечатлительность девушки. Она настолько уверена, что вот-вот ее настигнет Божья кара, что пытается найти спасение в прощении людей. Катерина чувствует свою гибель. Она пытается найти хотя бы намек на сочувствие и поддержку. Однако никто не протягивает руку помощи несчастной. Если бы Катерина не позволила себе публично покаяться, то, наверное, осталась бы жива. Ведь самоубийство она совершает под влиянием не только собственных душевных переживаний, но и под действием презрения окружающих. Неверная жена, каковой является Катерина, по меркам патриархального общества, не заслуживает ничего хорошего. Катерина кается публично перед людьми, которые ее не стоят.
Этим людям не дано понять глубину страдания несчастной женщины, вынужденной жить в обществе равнодушия, чванства, жестокости и высокомерия. Каждый пребывает в своей скорлупе, желая спрятаться от окружающих. Каждый по-своему несчастен, разумеется, если исключить таких «патриархов», как Дикой и Кабаниха. Они чувствуют себя вполне вольготно и удобно. Остальным тесен и неудобен мир купеческого городка. Настигла ли Катерину Божья кара? Или своими страданиями она сполна искупила свой грех? По крайней мере, Катерина выглядит чище и безгрешнее, чем те «благочестивые», которые ее окружают. Но мы можем сказать однозначно — за «грех» Катерины придется расплачиваться «темному царству». Ведь своей смертью девушка как бы сбросила пелену, прикрывающую «благочестивый» город. Теперь Кабанихе и ей подобным намного труднее будет морочить голову всем вокруг, даже таким безвольным и бесхарактерным, как Тихон. Возмездие обязательно настигнет неправедных, поэтому » жестокому миру » скоро придет конец, по крайней мере, из финала драмы мы можем об этом догадаться.
Показывая в драме «Гроза» истинно русский быт, жизнь купечества 50-х годов XIX века, А. Н. Островский рисует типичные национальные характеры. Драматург заостряет читательское внимание на религиозности.русского человека, на силе его веры, имеющей особую власть над ним. С христианскими мотивами веры, добра и милосердия тесно связана тема греха и возмездия, являющаяся одной из ведущих в пьесе «Гроза».
Был ли иной путь у катерины? — -рассуждение (островский гроза)
... спасением. Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала. Сочинение на тему рассуждение «Был ли иной путь у Катерины?» (по пьесе Гроза : Островский А. Н.) В драматической пьесе Островского «Гроза» Катерина выступает как главный протагонист. Е ...
Подробно описывая быт калиновского мира, Островский делает акцент на обличении пороков жителей этого города. В Калинове царствуют неискренность и искусственность, подлинные чувства заменяются ритуалами и обрядами, а корысть и жестокость скрываются под внешней личиной добродетели. При этом калиновцы осознают «греховность» своего поведения и в том случае, когда их действия противоречат религиозным нормам, пытаются их исправить. Даже Дикой, который «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя» «мужичонку», пришедшего просить деньги за привезённые дрова, прелюдно просил прощения у простого мужика на коленях, находясь под давлением страха перед возмездием Всевышнего Судии. «Смолоду грешила», по словам Варвары, барыня, «боящаяся умирать», а потому пугающая других «геенной огненной»: «Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой».
Мир калиновцев — мир людей, сплочённых общим осознанием как дороги постоянных «грешков», без которых судьба человека немыслима. Эту идею высказывает Феклуша: «Нельзя… без греха: в миру же живём», оттого даже «время… всё короче и короче делается». Тема греха и возмездия используется Островским на разных уровнях, что обусловлено различными значениями слова * грех »: в общеупотребительном и каноническом смыслах. Так, будучи человеком набожным, Кабаниха не позволяет Тихону клясться Богом: «Полно, полно, не божись! Грех!» Однако с помощью этой темы драматург не только создаёт образы, но и высвечивает свою позицию. Так, рассуждения Феклуши об её единственном «грехе» («Сладко поесть люблю», — говорит она) раскрывают ироничное авторское отношение к ней.
Поверхностность странницы контрастирует с необычайной глубиной главной героини «Грозы» — Катерины. Она единственная — вне сферы комического, непримиримый разлад в её душе придаёт её фигуре истинную трагичность. Катерина — необычайно цельная и нравственно чистая натура, потому, влюбившись в Бориса, она оказывается в ситуации душевной дисгармонии: её религиозные воззрения пришли в противоречие с греховными помыслами о другом человеке, который не является её мужем. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как «страшный грех». Она признаётся Варваре: «Грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха». Варвара её не осуждает, ведь у нее самой «свои грехи есть», скрывать которые она научилась в доме, построенном исключительно на лжи и обмане.
Однако, в отличие от Варвары, Катерину терзает мысль о нарушении нравственного долга: она считает себя грешницей, которой никогда не будет прощения. Трагическое сознание греха и отчаяние попеременно овладевают ею. Надежды на спасение нет, поэтому каждый свой шаг она воспринимает как продвижение к пропасти.
Решая способствовать счастью Катерины, Варвара даёт ей ключ от калитки «к свободе», в этой сцене она выступает в роли соблазнительницы, искусительницы, «греховодницы». В пьесе важную роль играют символы: это не только ключ, но и овраг, обрыв, гроза. Несомненная символика — одно из средств создания понятия «грех».
Зная, что ей никогда «не замолить этого греха», что он «камнем ляжет на душу», Катерина вступает на греховный путь измены мужу. У зрителя создаётся впечатление, что Катерина заранее знает свою судьбу: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Сознание греха, невозможность пойти на компромисс со свой совестью приводят героиню к покаянию: «Грешна я перед богом и перед вами». Однако её покаяние бездушными жителями Калинова немилосердно отвергнуто. Она не видит другого выхода, нежели смерть, и бросается в Волгу. Как человек глубоко верующий, Катерина нашла в себе мужество победить страх не только перед физическим концом, но и страх перед возмездием Судии за грех самоубийства — грех ещё более тяжкий, с точки зрения христианской морали, чем прелюбодеяние.
Письмо Катерине в пьесе Гроза, Островский. Письмо от имени любого ...
... это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за ... родной стороне. x HTML-код Белое солце пустыни - письма Катерине Матвеевне., Письмо № 2. Народ подобрался с огоньком Душа моя рвется ... на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, ...
В финале подтверждается неспособность калиновцев к состра- данию, именно они говорят Катерине: «Казнить-то тебя, так с тебя
грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Кабаниха же, узнав о смерти невестки, утверждает, что «об ней и плакать-то грех». Мир калиновдев — «тёмное царство», где нет места таким общечеловеческим ценностям, как милосердие, сострадание. Именно на это намекает Кулигин, говоря, что Катерина «теперь перед Судией, который милосерднее» их.
Однако картина «» не оставляет ощущения безнадежности, пафос этой пьесы носит «освежающий и ободряющий», очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено — в этом высшем возмездии за греховность «тёмного царства» заключен нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Цели урока :
Обучающие:, Развивающие:, Воспитательные:, Оборудование:
Тип урока:
Форма проведения:, Технология:
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Слово учителя. Драма «Гроза» оставляет неоднозначное впечатление после её прочтения. Именно поэтому пьеса вызвала немало противоречивых откликов как после постановки произведения, так и позже, через много лет. Попробуем и мы разобраться в той непростой ситуации, которая возникает перед нами. Главный вопрос, на который мы должны с вами ответить:была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?
Обратите на ключевые слова в названии урока: грех, покаяние, возмездие.
Вы заранее были поделены на 3 группы. Каждая получила по одному понятию. Слушаем 1 группу.
Значение слова «грех»:
Предосудительный поступок
Пример: Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.).
Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.).
2.-У верующих: нарушение религиозных предписаний, правилПример: в грехах. грехов. Брать г. на душу (поступать плохо; прост.).
3.-грешно, Пример: Над старостью г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).
4. То, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины. Г. на душележит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.Вопросы к 1 группе.
В каких значениях это слово можно использовать применимо к поступку Катерины?
При слове «грех» кто из персонажей приходит первым на ум? (Катерина).
Почему? (изменила мужу).
По пьесе островского гроза рассуждение
... помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. предрассудки Жажда жизни и любви оказывается ... впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза». Место действия пьесы — расположенный на берегу ... Не уйти мне от этого греха! » Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и ...
Почему Катерина изменяет Тихону? Что заставляет её идти на это?
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
2.Чем Катерина отличается от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
3.Мир, в котором живет героиня
Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. (просмотр фрагмента из кинофильма «Гроза»: «А знаешь, как я раньше жила?»)
4.В чем трагедия Катерины
Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
5.Добролюбов о Катерине
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».
Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с . Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.
Это объясняет конфликт Катерины как с «», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.
С чего начинаются несчастья Катерины?
Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира — Марфой Игнатьевной Кабановой.
Почему между Катериной и Кабановой возникает неприязнь?
Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.
Как формировался внутренний мир Катерины?
Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной. Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь. Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, — это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.
В чём Кабанова видит смысл жизни?
А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям — смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил “Домостроя” лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.
Как можно объяснить то. Что Катерина решилась изменить мужу?
Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против “увядания” под гнетом Марфы Игнатьевны. Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась. Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь — это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.
И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано. “Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!” — говорит ей Варвара. Да и за кого отдали? За того, кто шагу без “маменькиного” слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.
Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь “образованный Тихон”. В нем нет той решимости, которая есть в Катерине. Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: “Эх, кабы сила!” Для него Катерина — слишком сложная, глубокая натура. Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.
Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.
Но разве безгрешны остальные персонажи пьесы?
Тихон не заступается за жену, Борис соблазняет и бросает, Варвара помогает обманывать мать и своего брата. Так почему же мы в первую очередь вспоминаем Катерину? Она единственная кается перед окружающими в содеянном.(не раскаивается, а кается).
Таким образом, мы подходим ко второй проблеме: проблеме покаяния. Слово второй группе. Значение слова «покаяние»:
Покаяние
1) а) Добровольное признание в совершенном проступке. б) Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки. 2) Признание в своих грехах перед священником; исповедь. 3) разг. Раскаяние в чем-л. …
покатив». 2. Высок. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Искреннее, чистосердечное, публичное признание в слабости
Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”.
Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: “Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”.
о Катерине
Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.
«Такая уж я зародилась горячая — говорила она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — признается она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
Любовь в жизни Катерины
Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — скажет она Борису.
Если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара — муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова. Но героиня рассуждала: “Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?” На память сразу приходит грибоедовская фраза: “А судьи кто?” (нет безгрешных в городе Калинове, но у них всё «шито-крыто»).
Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.
Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина “”, которую она видит на стенах галереи, — все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем “грехе”. Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.
(Просмотр отрывка из кинофильма «Гроза»(сцена признания)).
3 группа. Возмездие.
Воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача.
Отплата, мзда, кара, наказание за какой-н. поступок. Заслуженное возмездие. Получить возмездие.
Не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. (Чтение монолога Катерины «Нет, нигде нет…» до слов «Куда теперь?».Прослушивание фрагмента песни «Позарастали стёжки-дорожки…»).
Почему Катерина решается на самоубийство? (Чтение монолога «Куда теперь?Домой идти?»)
Заслужила ли Катерина такую судьбу? Возможен ли был другой исход событий?
Какие выводы мы можем сделать? Самоубийство Катерины-сила или слабость?
Возможна ли такая ситуация в любое другое время или она характерна только для эпохи Островского?
(стих Беллы Ахмадуллиной «О мой застенчивый герой…».)
Итог, вывод.
- Написать письмо одному из персонажей драмы.
Драма Островского «Гроза» открывает перед нами сложные взаимоотношения в среде русского купечества. Патриархальные устои, деспотизм, высокомерие, жестокость, равнодушие. Оказывается, все это свойственно домостроевскому укладу жизни. Положение женщины в купеческой среде поистине плачевно. Молодая женщина, попавшая из родительского дома в семью мужа, оказывалась самым бесправным существом. Драма «Гроза» затрагивает не только конфликт поколений, но и ставит перед нами сложнейшие философские вопросы о грехе, возмездии и покаянии.
Что такое грех? Если следовать религиозным канонам, то любое отступление,»от норм является грехом. За любой грех человеку придется расплачиваться на этом или на том свете. По крайней мере, все религии мира говорят об этом. Покаяние может спасти человеческую душу, оно возвышает над грехом. Можно ли назвать русское купечество благочестивым и богобоязненным народом? С точки зрения здравого смысла, разумеется, нет. Ведь купцы-самодуры нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Кого любит Дикой, Кабаниха? Себя и только себя. Даже члены семьи оказываются в немилости у жестоких и бессердечных людей. Что уж там говорить о других.
Однако нормы поведения русского купечества сами по себе никого бы, наверное, не заинтересовали. Ведь окружающие люди так или иначе привыкли к плохому к себе отношению. Если мы повнимательнее присмотримся к Борису, племяннику Дикого, к Тихону и Варваре, детям Кабанихи, то не увидим явного протеста. Все так или иначе приспособились. Может быть, им и не слишком комфортно, но, по крайней мере, несчастными они себя не ощущают. Другое дело — Катерина.
С точки зрения любого нормального человека плохое отношение к слабому — это грех. Однако русское патриархальное купечество думает иначе. Поэтому Плохое отношение к слабой и беззащитной женщине никого не удивляет. Но зато когда женщина пытается вырваться из тесных оков, найти себе хоть малую толику радости, это воспринимается как преступление. То, что Катерина влюбляется в Бориса, это считается грехом. Разумеется, ведь согласно домостроевским порядкам измена мужу — преступление. Значит, Катерина заслуживает самой страшной кары.
Но может ли быть для человека наказание страшнее, чем его собственные муки совести? Катерина, впечатлительная и экзальтированная, боится надвигающейся грозы. Она считает грозу наказанием, которое Бог посылает ей. Катерина обладает удивительным качеством — явным стремлением к свободе. Свободный человек не воспринимает религиозные каноны как доказательство необходимости отказаться от стремлений своей души. Поэтому Катерина позволяет себе любить Бориса, несмотря даже на патриархальное воспитание. Но Катерина не останавливается на одной любви. Ведь с точки зрения верующего человека самоубийство — это страшный грех. Катерина идет и на это. Почему? Да потому что общество ее отвергло. Она искренне раскаивается, но не получает прощения от окружающих. Казалось бы, какое дело ей до таких людей, как слабый и безвольный супруг Тихон, злобствующая Кабаниха и прочие. Но для Катерины возможность прощения значит очень много.
Катерина часто вспоминает свою жизнь в родительском доме. Она была счастлива и свободна. Жизнь в доме мужа резко контрастирует с жизнью в девичестве. Катерина с детства была воспитана в религиозной атмосфере, поэтому искренне верит в возмездие, которое обязательно настигает человека, если он грешит.
Зачем Катерина кается перед мужем? На этот вопрос легко ответить, если понимаешь экзальтированность и впечатлительность девушки. Она настолько уверена, что вот-вот ее настигнет Божья кара, что пытается найти спасение в прощении людей. Катерина чувствует свою гибель. Она пытается найти хотя бы намек на сочувствие и поддержку. Однако никто не протягивает руку помощи несчастной.
Если бы Катерина не позволила себе публично покаяться, то. наверное, осталась бы жива. Ведь самоубийство она совершает под влиянием не только собственных душевных переживаний, но и под действием презрения окружающих. Неверная жена, каковой является Катерина, по меркам патриархального общества, не заслуживает ничего хорошего.
Катерина кается публично перед людьми, которые ее не стоят. Этим людям не дано понять глубину страдания несчастной женщины, вынужденной жить в обществе равнодушия, чванства, жестокости и высокомерия. Каждый пребывает в своей скорлупе, желая спрятаться от окружающих. Каждый по-своему несчастен, разумеется, если исключить таких «патриархов», как Дикой и Кабаниха. Они чувствуют себя вполне вольготно и удобно. Остальным тесен и неудобен мир купеческого городка.
Настигла ли Катерину Божья кара? Или своими страданиями она сполна искупила свой грех? По крайней мере, Катерина выглядит чище и безгрешнее, чем те «благочестивые», которые ее окружают. Но мы можем сказать однозначно — за «грех» Катерины придется расплачиваться «темному царству». Ведь своей смертью девушка как бы сбросила пелену, прикрывающую «благочестивый» город. Теперь Кабанихе и ей подобным намного труднее будет морочить голову всем вокруг, даже таким безвольным и бесхарактерным, как Тихон. Возмездие обязательно настигнет неправедных, поэтому «жестокому миру» скоро придет конец, по крайней мере, из финала драмы мы можем об этом догадаться.
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской . Достаточно припомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси существовать хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, появление этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — благоверная купца Тихона Кабанова. Она представляет собой — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и сильно религиозна. Уже в этом содержится противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно сделать все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,- признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам- Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной существовать по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что более того Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне- аргументировать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
О том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорь-ич, не способный не дать в обиду Катерину. Бедная дама мечтает о , считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она ещё яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен жилище, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грешок самоубийства, ей существенно важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто чепуха (Д.И. Писарев).
Но можно, вероятно, изрекать и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грешок просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов).
Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, более того несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая суть человеческая.