Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение «Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя).

Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя).

Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение).

10 стр., 4631 слов

Был ли иной путь у катерины? — -рассуждение (островский гроза)

... спасением. Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала. Сочинение на тему рассуждение «Был ли иной путь у Катерины?» (по пьесе Гроза : Островский А. Н.) В драматической пьесе Островского «Гроза» Катерина выступает как главный протагонист. Её ...

Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

3 стр., 1159 слов

Образ и характеристика Варвары в пьесе Гроза Островского

... девушка решила начать новую жизнь. Сочинение про Варвару В пьесе Островского «Гроза» помимо главных героев, читатель знакомится с девушкой Варварой, дочерью Марфы Игнатьевны и свояченицей Катерины. Варвара – молодая девушка, ... новую жизнь. О побеге мать Варвары узнает от Тихона. За все прожитое время в доме Кабановых, Варвара набралась большого опыта. Образ и характеристика Варвары в пьесе Гроза

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе» Островского, образы героинь в пьесе | источник

А.Н. Островский Гроза

klassreferat.ru

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное. Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, а. Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом. В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга. Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях.

Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье. Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья — одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать. Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам.

Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех. Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей. Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро. У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности.

14 стр., 6627 слов

Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза. Тема ...

... у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!" - запуганная своей же собственной религиозностью, так говорит Катерина Варваре в конце первого действия пьесы. По сути, грех Катерина совершила уже мысленно, и это ...

Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством. Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины. В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в а, но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Рекомендуем посмотреть:

  • Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)
  • Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
  • Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
  • Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
  • Характеристика города Калинова и его жителей (по драме «Гроза» Островского)
  • Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
  • Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Трагедия любви в провинциальном мире (сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»)
  • Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
  • Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — сочинение

Религиозна ли Катерина?

Учебники обязательно подчеркнут религиозность Катерины из «Грозы». Но так ли это?

7 стр., 3132 слов

Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

... женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза». Однако в этой пьесе есть и другие яркие женские образы — это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара. Анализируя эти образы, ...

Наша литература в определенный момент возомнила себя духовным учителем и стала говорить о вещах, ей незнакомых и неподвластных – о религиозной вере. Апофеозом стал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». А начиналось всё еще с Островского. У школьников возникает вопрос после прочтения «Грозы»: как такая верующая, правдивая (не какая-нибудь Варвара!) женщина смогла совершить такой страшный грех (о котором та же грешница Варвара даже и помыслить не могла)? Как сочетается религиозность героини, которую учебники вслед за автором не ставят под сомнение, с блудом и самоубийством? Дело в том, что ошибается не столько Катерина, сколько сам автор. Посмотрим, насколько религиозна героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». О детстве Катерина вспоминает как о времени, когда никто не учил ее думать об ответственности, о грехе, борьбе со страстями, покаянии. Жила, как птичка на воле. «Такая уж я зародилась, горячая! – признается Катерина. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уже темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уже нашли, верст за десять!» Обратим внимание: ни тени раскаяния! Под личиной правоты прячется элементарный эгоизм.

Героиня рассказывает это с гордостью, с похвальбой своей независимостью, с самолюбованием. О том, что бедная мать испытала, как страдала, мучилась, плакала, – ни слова. Как, видимо, целую ночь провела на берегу Волги, плача и воздевая руки к Небу, – об этом ни намека. Самолюбование собой в ее сознании выше страданий матери. Допустим, в детстве она все это не осознавала, но сейчас должна бы жалеть об этом, ужаснуться своему поведению. Увы. Рассказывая о своих молитвах, она сетует: «Об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно». Но разве молятся для приобретения чего-либо? Странное представление о молитве, далекое от истинного. Такое мог написать человек, не имеющий опыта теплой и искренней молитвы. У героини нет даже намека на видение своих грехов, сожаления о них. Рассказывает грехи Варваре, а сама не видит их опасности, смотрит на них не как на грех, а как на добродетель, любуется ими. А покаяние, как известно, – это начало веры. В седьмом явлении за рассказом о детстве идет очень важный монолог Катерины о посещении церкви. «До смерти я любила в церковь ходить! — начинает свой рассказ Катерина. – Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба закончится».

Здесь мы видим, что сам автор совершенно искаженно понимает церковную службу, воспринимает ее как некую эстетическую усладу души. Но монахи говорят: Богу молиться – кровь проливать. Нет тяжелее труда для человека, как молиться Богу. В церковь приходят как в лечебницу души. Покаяние – это труд, а не праздник. Катерина рассказывает о вполне благополучной жизни в родительском доме, и ей не о чем молиться. Но разве не надо молиться о близких, родителях, соотечественниках? Разве рядом не страдают люди? Любой человек уже с подросткового возраста начинает осознавать общее людское страдание и учится воспринимать чужую боль как свою, учится ответственности за ближних. Вспомним Раскольникова, которому не дает покоя людское горе окружающих. Ничего этого наша героиня не хочет знать. Свой дерзкий поступок с бегством в лодке помнит, а страдания и проблемы окружающих – нет. Поэтому и в дальнейшем повествовании в пьесе не будет ни слова о ее озабоченности пьющим мужем, лицемерием свекрови, обманом Варвары. Чужие проблемы ее нисколько не трогают, она с детства привыкла к эгоцентризму. Вот ее муж горит желанием выпить, как реагирует на это жена? «Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет».

14 стр., 6551 слов

По пьесе островского гроза рассуждение

... Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла в написании собственного сочинения. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Александр Николаевич Островский ... люди в Российской империи, их быт и нравы. Именно эти впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза». ... противостояние главной героини обществу ...

Любовь к себе проявляется здесь, а никак не забота о нравственности мужа. Даже в любви Катерины к Борису мы видим прежде всего эгоистическую любовь к своей собственной страсти. Любовь к ближним – без Христа – «при ближайшем рассмотрении оказывается своеобразной формой любви к самому себе» . Катерина очень сильно любит… себя, свою страсть, свои фантазии, свою влюбленность. «Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла!» – очень точно замечено. Страсть ищет выхода, и ничто ей не помеха. Она «ищет своего». Чем отличается Катерина от Раскольникова? И он, и она возмущаются существующим положением. Только Катерина – своим, а Раскольников – чужим. Ему гораздо труднее, чем Катерине, но все его мысли – о других. Это – христианский подход. У Катерины ничего даже близкого к этому нет, т.к. самому автору это не понятно, не близко. Есть такое известное предостережение у актеров: «Надо любить не себя в театре, а театр в себе». Так вот Катерина любит не Бога и Церковь в себе, а себя в церкви. Ей хорошо в этом красивом, покойном, тихом месте. Хорошо мечтать о чем-нибудь (страстном, приятном), наслаждаться ощущением своей красоты, молодости, благополучия, жизни… Даже Добролюбов вынужден признать: «Не обряды занимают ее в церкви, она совсем не слышит, что там поют или читают; у нее в душе иная музыка, иные видения…».

То, что причиной трагедии будет являться ее внутреннее самоощущение, а не окружающие люди, заметил еще М.М. Достоевский: «Она с каким-то сладострастием, с какою-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении, и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную натуру? Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала» …» . Причина – в антихристианском настрое души, а не во внешнем деспотизме. Путь к трагедии начинался в лодке на Волге, а мир Кабановых – не причина. «И вижу я, бывало, будто ангелы …летают и поют», — продолжает Катерина. Но человек, не видящий своей греховности, не очистивший свою душу от грязи грехов для восприятия ангельской чистоты, не может видеть ангелов. А еще точнее, не ангелов он видит, а духов тьмы, по слову Божиему: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14).

Это состояние называется состоянием прелести, когда человек по гордыне считает себя достойным высокого, даже видения Высших сил. Очень опасное состояние, выйти из которого нелегко. Катерина явно пребывает в этом состоянии прелести. Отсюда ответ на вопрос, почему она так быстро переходит в помыслах от «райских деревьев» к мыслям о любовнике: «Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…». Вот тебе и «ангелы»… «Прельщение» – это состояние ложного духовного самосознания, при котором действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) воспринимается человеком как Божественная благодать или как святость. Одно дело врать и знать, что ты врешь, поэтому скрывать зло, хитрить, обманывать, как это делает Варвара. И совсем другое дело, считать себя не обманщицей, а верить, что ты на правильном пути, просто тебя не понимают окружающие. Катерина искренне верит, что к ней прилетают ангелы. «А то бывало, ночью встану …и молюсь до утра… И сама не знаю, о чем молюсь». Человек, который, кроме обычного молитвенного правила, искренне молится еще и по ночам, мужу изменить не сможет! Это исключено. Такой верующий человек в большинстве случаев готов даже побои мужа со смирением вынести, не то что изменять ему.

5 стр., 2186 слов

Образ липочки свои люди сочтемся – Монолог Липочки (начало I ...

... сочинение? А вот еще: Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Подхалюзина в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Агафены Большовой в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Устиньи Наумовны в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» my-soch.ru Монолог Липочки ...

И вновь соблазн идет от самого автора. Он с уверенностью пишет о молитве своей героини, словно знает на опыте, что это такое. А вслед за ним и учителя, учебники, ученики верят, что героиня действительно молится Богу. Но это все искаженный взгляд человека со стороны, который не имеет представления об истинной сути предмета, который взялся изображать. Островский показывает героиню чуть не ли монахиней. Как она жила в родительском доме? Церковь, службы, странницы, духовные стихи, жития, рассказы о паломничестве, «вечером рассказы да пение», рукоделие, цветы… Монастырь да и только! Поэтому эти страницы пьесы Островского всех вводят в соблазн, в заблуждение: и учителя, и тем более ученики твердо уверены, что Катерина действительно была религиозным человеком, очень много молилась, имела страх Божий. Но сам процесс молитвы еще не означает действительного обращения к Богу. Внешнюю сторону любой религиозной обрядовости повторить и усвоить несложно. Но это еще не будет означать самой веры. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (М. 7:21).

В этом и опасный соблазн пьесы Островского, где внешнее выдано за истинное, «говорящее» за «исполняющее». Поэтому надо давно перестать говорить о религиозности Катерины. Катерина полностью повторяет слова из притчи о блудном сыне. «Грешна я перед Богом и перед вами!» (4:6).

В Евангелие «Я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15:21).

Но вот дальнейших слов у Островского нет. Блудный сын далее мыслит так: «…и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19).

То есть Катерина должна была вслед за признанием вины сказать следующее: «… и недостойна называться женою твоею, ибо я согрешила прелюбодеянием. Примите же меня хотя бы в число прислуги твоей…». Катерина так не мыслит и не может. Вновь одна лишь форма без содержания, что очень опасно для читателей. «Можно быть человеком верующим, но не религиозным, — говорил Патриарх Кирилл. — Верующий – это тот, кто признает существование Бога (таковых сейчас большинство – в том числе и в нашей стране).

Эти люди верят в некую высшую силу, но не очень задумываются о Боге. Религия же – это связь человека с Богом, которая возникает, если человек не только признает бытие Божие, но и если он установил с Творцом живую связь, чувствует Божие присутствие в своей жизни; если он, как ветхозаветные пророки, ходит перед очами Божиими, поверяя Ему свои мысли, дела, чувства… Когда человек ежедневно повергает на суд Божий свой прошедший день, сокровенные мысли – порой самое скверное, отвратительное и губительное… Тогда мы ходим пред Его очами, и молитва наша исходит от сердца». Такой молитвы не знала Катерина, такой религиозности – не имела, искреннего покаяния – не проявила. А «нераскаянный грешник есть новый распинатель Христов» (из проповедей архиепископа Георгия Конинского) . Теперь нам становится понятным и объяснимым кажущееся противоречие пьесы, когда героиня так легко переходит от молитвы к смертным грехам – прелюбодеянию и самоубийству. Из состояния прелести это логически вытекает. Остановить ее могла бы искренняя покаянная молитва, исповедь, обращение с верой к Таинствам, но она веры такой не знала с самого детства. Видимо, не знал такой веры и автор. Не религиозность явилась причиной трагедии героини, как любят подчеркнуть и коммунисты, и либералы, а наоборот, полное ее отсутствие. Та религиозность героини, которую нам показал Островский, не имеет никакого отношения к действительному религиозному опыту наших предков. Писатель взялся за изображение предмета, о котором он имел совершенно искаженные понятия, но у нас это подается в школе до сих пор как истинное знание действительности того времени. Пора понять: представление о вере нужно черпать из ограды Церкви, а не со страниц неверующих писателей. Н.Лобастов

2 стр., 893 слов

Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза

... чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова. Две героини пьесы различаются между собой, но ... В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского ... которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды. В рассказе Катерины о детстве проявляется ...

Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» А.Н. Островского — народная социально-бытовая трагедия, первая в русской литературе. Она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа.

Основной конфликт в «Грозе» — это борьба старых традиций и новых веяний. Он решается на примере социально-бытовых, семейных отношений и нравов. Представительницами двух миров, старого и нового, являются в пьесе Катерина и Варвара.

Варвара духовно примитивна. Она не утруждает себя угрызениями совести или нравственными страданиями. Ее примитивизм рожден окружением, всем укладом ее жизни.

Варвара руководствуется во всех своих действиях инстинктом самосохранения, житейской выгодой: «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Окружающая ее с детства купеческая среда воспитала в героине черты грубоватости и развязности. Но при всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной убогости Варвара не смогла вынести домашней тирании. В финале она бежит из дома своей матери.

Перед Варварой открыт путь как к добру, так и ко злу. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Героиня не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от влияния матери, она, возможно, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Катерины овеян тончайшей поэзией. Она характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал моральную чистоту и красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права — решительно, последовательно, до конца.

Поэтому Катерина выбирает другой жизненный путь. Она не может жить скрыто, «втихомолку». Открытая и правдивая натура Катерины велит ей поступать по совести и слову Божию, ведь героиня еще и очень набожна. А уж если она совершила проступок, то нужно нести за него наказание. Именно поэтому Катерина кается прилюдно, признается в своей измене мужу. Варвара бы так никогда не поступила. Эту героиню и совесть-то не мучила бы.

10 стр., 4973 слов

В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза

... – смерть. В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и ...

Смерть Катерины – страстный призыв ее души к жизни на новых началах, движение протеста. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей приготовила Кабаниха после признания в измене. Катерина всем своим существом ощутила, что «жить в темном царстве, хуже смерти», и предпочла освободиться от гнета темного царства своей смертью.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное отличие этих героинь в том, что Варвару в основном заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. О своей душе эта героиня не думает. Катерину же, прежде всего, волнует внутреннее – ее отношение с Богом, со своим внутренним миром. Это коренное отличие и определяет жизни и судьбы обеих героинь, которые так же кардинально различаются между собой.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость