Роль и значение второстепенных персонажей в драме «Гроза»
А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова Она — противоположность Катерины.
Главное ее правило: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. Оца прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готовность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Ка-линове может дать отпор Дикому.
«Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения».
Кудряш — второй Дикой, только еще молодой. В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободились от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни. В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой, Тихон, — безвольное, бесхарактерное существо.
Он во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует имени — Тихон (тихий).
Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути Борис мало чем отличается от Тихона.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. ...
... новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по ... – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга. Как известно, ...
Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви. . В «темном царстве» большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, буквально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей.
Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, в ответ на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого:
«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Кулигин по сути является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…».
Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина: сочинение
Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Недоросль»
«Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И.Фонвизина».
Митрофанушки, Скотинина
Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.)
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих.
Больше всего из второстепенных персонажей мне запомнилась Феклуша — странница (человек, идущий на богомолье пешком.
У Островского явно в сниженном значении).
Феклуша далеко не ходила, но много слыхала. В городе Калинове она является главным источником сведений. Феклуша убеждает, что Калинов — это земля обетованная, пропагандирует, что дальше Калинова — ад. В ее понимании паровоз — это огненный змей, рассказывает о землях, где живут люди с песьими голосами. Она убеждает что жизнь в Калинове самая прекрасная. Ее рассказы — это предмет торговли, за них ее почетают, угощают, снабжают нужным. Помимо этого
Анализ пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
... комичности и наивности. Что уж говорить, Илья Ильич предстаёт в пьесе как очевидный комический персонаж. Войницкий не хочет его слушать, ... только эту сторону завязавшегося действия. По сути, завязка в «Дяде Ване» также многокомплексна, как и её экспозиция. Обратной ... но это не останавливает Телегина («Позволь, Ваня. Жена ...
она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.
Нельзя не обратить внимания на Кулигина — часовщика-самоучку, который отыскивает вечный двигатель — как видно из первого действия пьесы, Кулигин хорошо образован, он читал Ломоносова, Державина.
Однако знания его архаичные, что подчеркивает его связь с Калиновым. Это персонаж из того мира, который уже ушел. Также Кулигин в пьесе выражает авторскую позицию. В его уста вложено осуждение «темного царства». Именно он говорит, что в Калинове жестокие нравы, что правит в городе тот, у кого есть деньги.
Другим немаловажным персонажем в «Грозе» является самодур Дикой — богатый купец, один из самых уважаемых людей города. Он осознает свою власть над людьми и полную безнадежность, а потому творит что захочет. Но нападает Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может так отпор. Дикой и Кабаниха держатся вместе, ибо она единственная, кто может его понять.
Особенно хотелось бы выделить Варвару, сестру Тихона и постоянную спутницу Катерины. Ее главный жизненный принцип — делай что хочешь, лишь бы все шито крыто было. Она хочет попробовать все до того как выйдет замуж. Ложь для нее — это норма жизни. Она говорит, что сама не была обманщицей, но выучилась, когда нужно стало. Варвары приспособилась к «темному царству, к его законам и правилам.
Помимо этого, говоря о роли второстепенных героев в пьесе нельзя не сказать про Кудряша — конторщика Дикого. Этот персонаж говорит, что девкам гулять с парнями можно сколько хочешь, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение в нем настолько сильно, что узнал о любви Бориса к Катерине он говорит, что это дела прекратить надо.
Второстепенные персонажи в Грозе Островского не только являются фоном на котором разворачивается трагедия Катерины, но и описывают быт, характеры того времени. Каждое действующее лицо в этой пьесе помогает автору передать как можно точнее обстановку «темного царства».
Какова роль второстепенных персонажей: живой фон, стереотипы, эксцентричность
Второстепенные персонажи: живой фон, стереотипы, эксцентричность
Герои второго плана также очень важны – они могут участвовать в полном раскрытии темы, влиять на повороты сюжета, создавать главному герою препятствия либо помогать. Даже если это эпизодическая, но важная помощь, то читатель также запомнит их. К слову, в некоторых произведениях отечественной и зарубежной литературы встречаются достаточно колоритные второстепенные герои, которые отличаются от основных лишь тем, что не участвуют в действии постоянно. Ниже вы найдете ответ на вопрос: какова роль второстепенных персонажей, которые служат живым фоном в произведении. Все они со своими стереотипами и эксцентричностью.
Пейзаж и его роль в рассказе Челкаш Горького
... Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш» Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство. . Роль пейзажа в романе «Герой нашего времени» По ...
Как же отличить основных героев от второстепенных? Все просто:
- Те, о ком повествует история – главные.
- А второй план – это все остальные.
- Их может связывать с главными героями дружба, родство, соседство, жизненные обстоятельства и т.д.
- Но в некоторых случаях писатель поступает достаточно хитро – он говорит намеками, не показывая, какой персонаж основной, а какой – второстепенный. И читателю порой приходится подумать, чтобы определить кто есть кто.
Для чего же вводятся второстепенные персонажи в творение?
- Во-первых, это живой фон.
- С чего бы ни начиналась книга — главный герой сидит в кафе, идет по улице, разговаривает со старым другом, видит бандитов, которые хотят надругаться над девушкой в темной арке, не важно, они всегда будут.
- Ведь, так или иначе, человек всегда находится в социуме. Это аксиома.
Именно поэтому в наших любимых рассказах и романах появляются:
- Прохожие
- Зеваки
- Торговцы
- Работники магазинов
- Бармены
- Официанты
- Соседи по лестничной клетке
- Дальние родственники, которые нагрянули внезапно
- Бывшие жены
- Собутыльники
- Сослуживцы
Однако те персонажи, которые создают «живой фон», как правило, не связаны с главным героем. Это просто жизнь, что течет в городе, обычные его обитатели.
Но существуют и иные функции второстепенных героев. В некоторых случаях, они «оттеняют» основных персонажей. Если бы книга состояла только из харизматичных лидеров, было бы глупо. Должны быть и те, кем они управляют, должны быть их главные кровные враги и их «своеобразная» свита. Но очень важно, чтобы читатель видел грань между персонажами разного «ранга».
Стоит знать: Каким бы интересным не был второстепенный герой, он не должен «перевешивать» и «затмевать» главного. Именно поэтому многие писатели прибегают к хитростям – описывают второстепенных не так детально, дают им минимальное количество реплик в диалогах, не наделяют их примечательной внешностью.
Ведь что отличает героя от обывателя? Его выдающиеся способности и поступки. Но если есть один герой, значит должна быть и 1000 людей без каких-либо талантов. Все они будут второстепенными персонажами. Мало того, героизм всегда нужно кому-то «продемонстрировать». И вот они наготове, герои второго плана.
В некоторых случаях второстепенные персонажи играют и иную роль – они воплощают и демонстрируют общественные стереотипы. Что же касается главного героя, он действует в их понимании иррационально, и именно поэтому запоминается читателю. Но это вовсе не означает, что такие персонажи должны быть поголовно серыми. Среди них также могут быть весьма креативные образы. Важно, чтобы «креативничали» они не все сразу, а поодиночке.
Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”
... В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых “лишних людей”. Он образован, умен, ... этом сказалось все е.го уважение к своему герою. Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина В.Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как ...
- Многие начинающие писатели думают, что если они ввели в рукопись невыразительного человека – это типичный герой второго плана.
- Но можно добавить мелких, но ярких деталей – и тогда второстепенный персонаж станет интересным.
- Кстати, во многих фильмах и книгах самый главный балагур с искрометным юмором – это не «идеальный», картинный главный герой, а второстепенный. Допустим, один из его давних приятелей.
Соответственно, иногда герои второго плана нужны и для эксцентричности. В таком случае, цель – кратковременное развлечение аудитории. Особенно это имеет место, когда роман очень серьезный и давящий психологически. Чтобы не вогнать читателя в депрессию, можно временами прибегать к перемене атмосферы на более непринужденную. Конечно же, шуточками не стоит изобиловать, но и забывать про этот прием не стоит.
Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»: мини-сочинение
Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Евгений Онегин»
«Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»
Примечательно, что Пушкин изображает помещиков, а не крестьян. Основная причина – желание отобразить полную картину общества того времени. Конечно же, все образы уникальны и многогранны. Некоторые являются воплощением человеческих пороков, некоторые высмеивают человеческие качества, а некоторые контрастируют с Онегиным и интересны именно этим.
Например, Ленский — молодой дворянин, верит в человеческие идеалы. Это полная противоположность главному герою. Но он нужен этому произведению, чтобы показать характер Онегина . Благодаря дуэли с этим человеком, Евгений понимает истинные жизненные ценности.