Фазиль Искандер, Детство Чика: краткое содержание, главные герои и герои второго плана, отзывы

Главный герой произведения Чика был сильно расстроен. Акакий Македонович, преподаватель русского и литературы, попросил его привести к нему одного из родителей. Учитель сочинял стихи по грамматическим правилам, а ученики учили эти стихи и правила. Ребята тихо подшучивали над учителем, а он гордился своим даром. Рассказывая у доски стихотворение придуманное Акакием Македоновичем Чик посмеивался. Учитель спросил: «Чик, то ты находишь забавного в стихотворении?» Мальчик начал объяснять, что смешного он увидел в стихах. Прозвенел звонок и учитель сказал, что хочет побеседовать с родителями Чика. Это очень расстроило мальчика, потому что тетка, которая занималась его воспитанием, всегда гордилась примерным поведением и знаниями своего подопечного.

Сидя на верху дерева и размышляя о произошедшем, Чик наблюдал за двором. Торговец сладким Алихан, вернувшись с работы, играл в нарды с Богатым Портным и парил ноги в тазике. У не совсем умственно здорового дяди Коли прохожие спрашивали какой-то адрес. Дядя Коля не мог толком ничего сказать, а Богатый Портной посмеивался над сложившейся ситуацией. В этот момент Чику пришла интересная мысль, что в школу он приведет дядю.

Мальчик решил продать мяч для тенниса, который застрял на крыше, а на вырученные деньги купить для дяди лимонад, чтобы задобрить его.

Утром Чик сначала отвел дядю Колю в магазин, где купил ему лимонад, потом надел на него отцовский пиджак, и они пошли в школу. Там их встретил Акакий Македонович. Чик сказал, что это его дядя, который слабо слышит. Взяв дядю Колю под руку, учитель стал с ним медленно идти по веранде. У дяди было довольное лицо. Ему было приятно внимание взрослого образованного человека. Подойдя к Чику, Акакий Македонович спросил: «Чик ты осознал свое недостойное поведение? Чик опустив глаза утвердительно кивнул. Учителю показалось, что дядя Коля какой-то странный. Мальчик сказал, что его дядя просто малограмотный.

Чик пошел провожать дядю Колю со школьного двора. Неожиданно дядя остановился и стал мыть руки под струей воды из колонки. Учитель заметил странное поведение мужчины. Чик быстро повел дядю на улицу и проводил его в сторону дома. Со звонком довольный Чик вернулся в школу.

Рассказ учит тому, что хорошо подумав можно найти решение, казалось бы, из безвыходной ситуации.

12 стр., 5608 слов

Каким должен быть учитель?

... учителям, ценить их. Лучшая благодарность учителю от ученика, как говорила моя любимая учительница, — это его готовность перенимать знания и успешность в будущей жизни. Сочинение-размышление «Каким должен быть учитель?», ... учителя? — спросил другой ребёнок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: ... педагоги, которые не просто приходят на урок и банально вычитывают программу, ...

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тема произведения

Тема детства, поднятая Фазилем Искандером в его рассказах, имеет первостепенное значение.

«Детскость» для писателя тождественна исследованию мира, свежему, обновленному видению. Как раз из него он и черпает тот самый нескончаемый резерв добра и решительности, который близок писательскому творчеству. Веселье и счастье детства являются естественным воодушевленным состоянием человека.

Однако главные герои «Детства Чика» на протяжении своей жизни нередко встречаются абсолютно не с детскими проблемами, на их долю выпадает разрешать совершенно взрослые задачи. Так протекает непростой процесс становления духовного сознания человека.

Смотреть галерею

Что общего между рассказами цикла?

Все истории в рассказе «Детство Чика» объединены областью действия, одноименными героями, и, разумеется, тем, что в них присутствует один первостепенный герой — Чик. Одной единой фабулы мы тут не отыщем, однако перипетии, описанные в различных рассказах, восполняют друг друга и формируют таким образом целостную картину.

Чик далек от послушного ребенка. Наоборот, он оживленный, бойкий, ни с чем не примиримый. Однако, несмотря на это, он все время стоит за честность, не задевает «мелких», ценит и бережет друзей. Чик — дитя народа, вобравшее в себя все положительные его черты. Он оптимистичен и тверд, объективен и честен. Внутренний мир Чика развит. Он, к примеру, испытывает стыд, если потасовка нечестна, не может по-настоящему бороться с мальчиком, если тот младше его или беззащитнее.

Смотреть галерею

Краткое содержание «Детства Чика»

Керопчик, один из грозных городских озорников, опрокинул корзину с конфетами, которая принадлежала дядюшке Алихану. Чик был случайным наблюдателем такого противного случая. О произошедшем узнал Мотя Пилипенко. Невзирая на собственные молодые годы, он сумел провести не единственный грабеж магазина. Действия Керопчика порождают его недовольство и жажду свести счеты. Чик рад, что за бедного лоточника постоит тот, которого он все время характеризовал положительно.

Мотя не спешит с отплатой. Чик то и дело ищет с ним встречи, для того чтобы разузнать, получил ли хулиган по заслугам. Мотя осуществляет акт мщения на глазах главного персонажа. Вынудив обидчика оголиться до трусов, он заставляет проказника ходить по городу почти голышом. Усвоив урок, былой хулиган принимает решение бросить прошлую бесцельную жизнь и становится сапожником. Мотя совершил злодеяние, и его сажают в камеру. После этих событий Пилипенко прекратил быть авторитетом для юного Чика.

12 стр., 5746 слов

Привычки николеньки из повести детство. : николенька иртеньев в повести л

... николенька от его сегодняшних сверстников Сочинение на тему Николенька Иртеньев николенька иртеньев характеристика сочинение на тему детство толстой характеристика николеньки ... которых он считает девочками привлекательными и тех, кого ... возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же ... но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, ... на многих маль­чиков его возраста. Он ...

Фазиль Искандер: Детство Чика

1…218

Фазиль Искандер

Детство Чика

Ночь и день Чика

  • А тебе, Ясон, – спросил Чик, – приходилось убивать человека?

Чик лежал на высокой бабушкиной кровати и, приподнявшись, смотрел в противоположную сторону залы – так называли эту комнату. Там почти в полной темноте лежал Ясон. Ясон курил, и огонек папиросы, когда он затягивался, озарял его впалую щеку, коротенький нос и большие губы.

Между Чиком и Ясоном на своем обычном месте лежал дядя Коля, сумасшедший дядюшка Чика. Ставни среднего окна были открыты, и свет уличного фонаря слегка озарял постель и бритую голову дяди Коли.

В столовой спала тетя Наташа, дальняя родственница Чика. Больше в доме никого не было, все уехали в деревню на похороны…

Обычно Чик спал у себя дома, внизу, на первом этаже. Но сегодня бабушка оставила его здесь, чтобы он присматривал за дядей. Сам-то дядя предпочел бы, чтобы Чик за ним не присматривал, потому что в таких случаях Чик редко удерживался, чтобы не подразнить его.

Правда, сейчас Чик, занятый разговором с Ясоном, не собирался его дразнить. Дело в том, что Ясон был вором. Это все знали. Во всяком случае, знали все родственники. Изредка он заходил к ним домой, иногда оставался ночевать и всегда уходил рано утром.

Задав вопрос, Чик напряженно прислушивался, чтобы не пропустить ни одного слова. Прислушиваясь, он поглядывал сквозь среднее окно на уличный фонарь, вокруг которого толклись мотыльки и мошки.

Ясон не спешил с ответом, зато в тишине без умолку раздавалась песенка дяди Коли. Такие песенки, собственного сочинения, без всяких слов, вернее, с выдуманными словами, он всегда пел перед сном, если у него было хорошее настроение.

Иногда он прерывал песню и, приподнявшись, тревожно смотрел в сторону Чика, чтобы вовремя перехватить его очередную проделку. То, что Чик до сих пор ничего не выкинул, беспокоило его, казалось признаком особого коварства.

  • Вижу, вижу, – приговаривал он, делая вид, что разгадал замысел Чика и достаточно сурово покарает, когда это будет необходимо.

Еще один оттенок легко улавливал Чик в его предупреждении. Он как бы выманивал его из засады – мол, давай, если ты такой храбрый, действуй побыстрей, а там я с тобой разделаюсь, и мы оба освободимся друг от друга. Иногда он поглядывал на Ясона, стараясь предугадать, чью сторону примет этот неизвестный человек в случае столкновения с Чиком.

Собственно говоря, Чик собирался подбросить ему кошку. С этой целью он взял ее к себе в постель, но сейчас, увлекшись рассказами Ясона, забыл о своих планах. Кошка спала, уютно устроившись на простыне, которой укрывался Чик.

Кошек и собак дядя Коля не переносил. Он испытывал к ним яростное отвращение. Было похоже, что он не видел между ними особой разницы. Во всяком случае, и тех и других он обобщенно называл собаками.

Предупредив Чика, что его тайные приготовления не остались незамеченными, дядюшка на время успокоился и снова затянул свою бесконечную мелодию, иногда подражая каким-то музыкальным инструментам, совершенно неведомым Чику, а может быть, и всему остальному человечеству.

7 стр., 3493 слов

Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла: Рассказы о Чике

... которые раньше смотрели на стадион через щели в деревянной ограде. Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. ... другой скоростью и чуть ли не в другом направлении. В общем, задача была ... Надо сказать, что ... Ученик, отступающий от школьных правил, ... в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного ...

  • Он что, всю ночь будет так скулить? – неожиданно спросил Ясон, не отвечая на вопрос Чика.
  • Это он поет, – ответил Чик, несколько обиженный за дядю.

– Он так попоет немного, а потом заснет.

  • Интересно, что ему сейчас кажется? – сказал Ясон и затянулся. Снова появились в темноте большие губы, коротенький нос и ямина впалой щеки.
  • Ничего не кажется, – ответил Чик несколько раздраженно. – Ты лучше скажи, приходилось тебе убивать или нет?
  • Было, – сказал Ясон не очень охотно. Чик не мог почувствовать, жалеет он об этом или ему просто лень вспоминать.
  • Так расскажи, – снова подтолкнул он его.
  • В ту ночь, – начал Ясон, – мы ничего такого не думали. Шли в кино с одним корешем…
  • Я его не знаю? – спросил Чик. – Он не из тех, кого я видел на стадионе?
  • Не, то был грек, – сказал Ясон с таким видом, как будто среди тех, что были на стадионе, не могло оказаться грека.

…В прошлом году за драку в ресторане Ясона посадили в тюрьму. Оказывается, он заплатил деньги ресторанному певцу, чтобы тот спел «Здравствуй, моя Мурка». Но певец почему-то отказался петь эту песню, хотя обещал спеть любую другую. Из-за этого все и началось.

Чик вообще считал всю эту историю очень глупой. Если уж Ясону было совсем невтерпеж послушать «Мурку», то он мог прийти к ним домой, и Чик ему спел бы ее, и притом бесплатно.

1…218

Читать дальше

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКА Понравилась книга?

Вы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?

Чик на охоте

Мальчик предварительно собирался к своему приключению. Он одолжил ремень у брата. Его ожидала травля перепёлок. Чик воображал, будто вздернет за ремень собственную добычу, когда начнет двигаться в сторону дома. Вскочив спозаранку и написав родителям письмо, он устремился на встречу своим приключениям с собакой по имени Белка. Чик снарядился стрелами и луком.

Смотреть галерею

Ребенок узнает отставших охотников, среди них обнаружится его тёзка. Мальчик непроизвольно думает о том, что его имя ни разу не расценивали серьезно и то и дело подшучивали над ним. Героя задевает, когда знакомые полагают, что подобного имени в действительности нет. В один прекрасный день Чик познакомился со своим тёзкой, мальчишкой с точно таким же именем. Мальчик воображал, что второй Чик перейдет обучаться в то же учебное заведение. После этого одноклассники убедятся, что его имя не придуманное. Но позже стало ясно, что новый знакомый не выделяется интеллектуальным и физическим развитием. Чик опасается, что его станут путать с тем вторым мальчиком, пятнающим их общее имя.

6 стр., 2529 слов

Мой любимый учитель русского языка и литературы

... учителю русского языка. Мы очень рады, что она приехала именно к нам в школу работать. Мы хотим, чтобы она осталась в нашей школе и никуда не уезжала. Сочинение на тему: Мой любимый учитель Как сказал ... и интересными. Быть настоящим учителем – это талант. Я считаю, что каждый учитель достоин любви и уважения. Мне нравятся все мои учителя, но более всего – учитель русского языка и литературы. ...

Ловля перепелок прошла не совсем благополучно. Однако мальчик все равно возвратился домой с «добычей». Он притащил птицу и старался ее приручить. Не выполнив данную цель, он отпустил голубя на свободу.

Краткое изложение — Защита Чика — Рассказ

У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило.

Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: «Что там смешного, Чик?» Поскольку Чик еще не имел представления об авторском самолюбии,

он взялся объяснить, чем смешны эти стихи. И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. «Придется поговорить с твоими родителями», — сказал он. Но это было невозможно.

Для тетушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учебой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением. «Что же делать?» — с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.

Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив

ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным. Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. «Отстань!» — наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего. Небольшой словарь дяди Коли, по подсчетам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведет дядю Колю.

Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ — пообещать лимонад. Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад.

Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен?

И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, — должен же его когда-то смыть дождь.

Чик подошел к Онику: «Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч». — «А что, он уже выкатился?» — «Нет, — честно сказал Чик, — но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит». — «Все-таки неясно, выкатится или нет». — «Выкатится, — убежденно сказал Чик. — Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч». — «А когда выкупишь?» — оживился Оник, «Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом».

2 стр., 897 слов

Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)

... офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я хорошо это ... мальчик. (40)Не скажу, что меня потрясло это произведение. (41)Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я ...

Оник побежал за деньгами.

На следующее утро, выбрав момент, Чик подошел к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: «Лимонад». «Лимонад? — обрадованно переспросил дядя. — Пошли». И добавил по-турецки: «Мальчик хороший».

На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. «Можно?» — спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада. Дядя быстро налил в стакан желтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил.

После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик. После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: «Пойдем в школу».

Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя.

«Здравствуйте, Акакий Македонович, — сказал Чик. — Это мой дядя. Он плохо слышит». Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде.

До Чика доносились слова: «Что он нашел смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы». По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек. «Улица, улица», — повторил дядя по-русски знакомое слово. «Надеюсь, Чик, ты осознал свое поведение», — остановился наконец против него учитель. «Да», — ответил Чик. «Не скрою, — продолжил учитель, — твой дядя показался мне странным». — «Он малограмотный». — «Да это заметно».

И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома. Быстрой походкой дядя удалялся.

Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.

С. П. Костырко 703

Поступок Чика

Чик был свидетелем того, как охотник поймал пса и усадил в свой автомобиль. Главный герой воспринимает подобные действия человека к четвероногим незаслуженными. Ведь кто как не они, есть наши добрые и верные товарищи, которые не способны нанести вред. Мальчик обязан положить конец такой чудовищной несправедливости, поскольку охотники увозят не только бездомных, но и тех питомцев, у которых есть свой дом. У Чика есть собака по прозвищу Белка, он тревожится за нее.

Смотреть галерею

Подготовив изобретательный план, он освобождает питомцев из автомобиля «собаколова». Тот гонится за мальчиком с целью отправить его в милицию. Пронырливому Чику удается оторваться от погони. Помимо всего прочего, на его защиту встали друзья и родные. Живодеру не остаётся ничего иного, кроме как отстать от мальчика и признать свое поражение.

У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило. Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: «Что там смешного, Чик?» Поскольку Чик еще не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи. И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. «Придется поговорить с твоими родителями», — сказал он. Но это было невозможно. Для тетушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учебой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением. «Что же делать?» — с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.

3 стр., 1021 слов

Характеристика и образ Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель

... с жестоким миром – главная идея повести. Образ Акакия Акакиевича призывает всех к человечности. Все люди по сути одинаковые, а разница лишь в шинели. Поэтому «маленький человек» заслуживает своего ... более ограниченные и маленькие люди. Сочинение Образ и характеристика Акакия Акакиевича Надо сказать, что в нашем мире было и есть много несправедливости. Некоторые купаются в роскоши и богатстве, а ...

Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным. Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. «Отстань!» — наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего. Небольшой словарь дяди Коли, по подсчетам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведет дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ — пообещать лимонад. Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад. Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, — должен же его когда-то смыть дождь.

Чик подошел к Онику: «Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч». — «А что, он уже выкатился?» — «Нет, — честно сказал Чик, — но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит». — «Все-таки неясно, выкатится или нет». — «Выкатится, — убежденно сказал Чик. — Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч». — «А когда выкупишь?» — оживился Оник, «Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом». Оник побежал за деньгами.

На следующее утро, выбрав момент, Чик подошел к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: «Лимонад». «Лимонад? — обрадованно переспросил дядя. — Пошли». И добавил по-турецки: «Мальчик хороший».

На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. «Можно?» — спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада. Дядя быстро налил в стакан желтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил. После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик. После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: «Пойдем в школу».

Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. «Здравствуйте, Акакий Македонович, — сказал Чик. — Это мой дядя. Он плохо слышит». Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: «Что он нашел смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы». По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек. «Улица, улица», — повторил дядя по-русски знакомое слово. «Надеюсь, Чик, ты осознал свое поведение», — остановился наконец против него учитель. «Да», — ответил Чик. «Не скрою, — продолжил учитель, — твой дядя показался мне странным». — «Он малограмотный». — «Да это заметно». И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома. Быстрой походкой дядя удалялся. Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.

6 стр., 2744 слов

«Значительное лицо» и Акакий Акакиевич в повести Н. В. Гоголя ...

... Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь) Сочинение “Чиновники в повести “Шинель” Н. В. Гоголя содержит характеристику героев произведения, носящих этот статус. “Шинель” завершает цикл “Петербургских ... значительному лицу, которое якобы должно разрешить ситуацию и помочь несчастному Акакию Акакиевичу. Однако генерал, хвастая новым чином перед другом, прогоняет несчастного Башмачкина ...

Характеристика персонажа

Ознакомившись с кратким содержанием «Детства Чика», можно сделать вывод, что маленький мальчик был простым учеником, любящим развлечения с одноклассниками и сэндвичи с джемом. Он всегда с нетерпением ждет каникулы летом, однако и в получении знаний видит много увлекательного. Природное любопытство вынуждает Чика находить всяческие авантюры, что наполняет его жизнь яркими красками. Добродушие мальчика не дает ему терпеть несправедливость. Он всеми средствами пытается поменять то, что по его мнению неправильно.

Смотреть галерею

Как и любой ребёнок, у него есть собственные кумиры, кем и считал он Мотю. Вор является для Чика не только моральным примером, он считает его весьма красивым и глубоко в душе испытывает зависть, что у него не такие глаза, как у Моти. Но, как это нередко случается в детстве, эталон очень скоро падает со своего пьедестала. Чик до такой степени обманулся в своих ожиданиях, что прекратил завидовать красивым глазам Пилипенко.

Детство мальчика вполне можно считать беззаботным. Он проживает в просторном доме со своими родителями, которые души в нем не чаят. Преданная собака Белка везде следует за мальчиком. Чик состоит в непрерывной связи с окружающим миром. Он обожает город, в котором родился и нередко бродит по его улицам, наслаждаясь пейзажами родных мест. Любящие люди воспитали чуткий и мягкий характер юного мальчика.

Главная мысль «Детства Чика»

Ввиду того, что это полное собрание рассказов и в нем присутствует не одна фабула, выявить центральную идею повести достаточно нелегко. Автор не просто так старался объяснить своим читателям, что детская пора – самая беззаботная в жизни. В это время появляются первые понятия и убеждения о том, что такое хорошо и плохо, что есть правда, а что обман. Первая встреча с этим миром не всегда бывает радостной. Однако, невзирая на то, что мальчик замечает чересчур много зла и несправедливости, он не прекращает ценить жизнь, воспринимая всякий новый день как истинный дар судьбы.

Вопросы и ответы к рассказу Ф. А. Искандера «Детство Чика»

  1. Попробуйте рассказать о том, как школьники готовили инсценировку сказки Пушкина. Что вы уз­нали о реквизите, подборе исполнителей, ре­петициях, ходе представления, финале общих тру­дов актеров?

    В главе из произведения «Детство Чи­ка», которая называется «Чик и Пуш­кин», очень интересно и подробно рас­сказывается о том, как школьники со сво­им учителем Евгением Дмитриевичем решили поставить «Сказку о попе и о ра­ботнике его Балде» А. С. Пушкина. Рас­сказ об этой постановке дается очень под­робный, и мы узнаем во всех деталях, как происходил отбор актеров на роли в сказ­ке, как шли репетиции, как приходилось заменять тех, у кого роль не очень удава­лась, и как, наконец, сам рассказчик с главной роли перебрался на самую по­следнюю — роль задних ног и хвоста ло­шади. Но самое интересное, что именно в этой роли он осознал, что такое общая удача, что такое радость от хорошо завер­шенного общего дела. Поэтому после пос­тановки «волна бодрящей благодарности омыла душу Чика».

    8 стр., 3834 слов

    За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? ...

    ... брат твой". Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Второй вариант) уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме В одном из ...

  2. Удалось ли Искандеру помочь вам вспомнить и свои опыты инсценировок классических произве­дений в школе? Если у вас есть такие воспоминания, расскажите о них.

    Рассказ «Пушкин и Чик» написан очень живо и заставляет вспомнить то, что когда-то ставили вы сами или ваши друзья. Но он заставляет вспомнить и о тех постановках, о которых мы мечтали, но которые не удалось осуществить. По­этому многие ученики рассказывают, от­вечая на этот вопрос, как и что они хотели бы поставить на сцене, но пока не вопло­тили в практике. В результате получается рассказ о возможной постановке.

    Одни хотят поставить на сцене уже существующую пьесу, другие — создать инсценировку по интересному прозаичес­кому произведению. Некоторые предлага­ют вполне практичные и реальные реше­ния. Так, в одном из классов для такой самодеятельной сценки использовался ди­алог героя и гардемарина из «Повести о жизни» К. Г. Паустовского. При этом де­лалась запись по всем правилам оформле­ния пьесы.

    Счастливая встреча

    Действующие лица Георгий — ученик киевской гимна­зии. Гардемарин с корвета «Азимут».

    Явление первое

    Гардемарин (насмешливо).

    Маль­чик, почему вы тащитесь за мной на бук­сире?

    Георгий (молчит).

    Гардемарин. Все ясно: он мечтает быть моряком…

    Предлагаем продолжить запись.

  3. Расскажите, каким вы представляете себе Чика. Для этого нужно прочесть все рассказы книги «Детство Чика».

    В книге о детстве Чика автор с нежнос­тью вспоминает о том мальчике, кото­рый рос в таинственном городе Мухусе. И юные читатели обычно догадываются, что такой город есть — стоит только пере­ставить буквы, и получится Сухум. Они быстро догадываются и о том, как возник­ло имя героя: мальчик.

    Рассказы о Чике создают атмосферу ве­селой шутки и радостного ощущения от встречи со знакомым и милым человеком. Мы узнаем, о том, как он рос, как сидел на вершине груши — на своем любимом месте, как шла учеба, какие были игры, какие наблюдения за тем, что соверша­лось вокруг.

    Бывает, что ученики начинают добав­лять в свой рассказ о Чике какие-то эпи­зоды из своей жизни. Ничего плохого в этом нет. Это только значит, что рас­сказчик очень хорошо освоился в жизни своего ровесника Чика.

  4. Американская и английская литература знает много книг о различных событиях жизни легендар­ного короля Артура и его рыцарей. В школах ряда стран произведения изучаются, а так как в них мно­го интересных событий и захватывающих диалогов, их часто инсценируют. Познакомьтесь с отрывками из повести Бруса Таркинтона, рассказывающей об одной такой инсценировке, и расскажите историю создания театрального костюма героя.

    Вот как облачали героя в костюм рыца­ря. «Его раздели до нижнего белья и веле­ли тщательно вымыться. Потом они за­драпировали его ноги в шелковые чулки, которые когда-то были синими, но после многих лет носки стали почти белоснеж­ные. Водруженные на ноги Пенрода, они, кроме того, обращали внимание своей ши­риной… Материал с сайта //iEssay.ru

    Верхнюю часть Пенрода поместили во­обще в одеяние столь странное, что ему трудно подобрать название… И корсаж когда-то лососинового, а ныне невырази­мого цвета был водружен на торс юного сэра Ланселота.

    Однако как ни старался старый корсаж, он все же не смог целиком выполнить свою задачу. Прикрыв плечи, грудь и спи­ну юного рыцаря, он все же не доставал до чулок, и посредине сиятельного сэра Лан­селота образовался довольно значитель­ный и слишком средневековый пробел… (пробел был заполнен панталонами)».

    Попробуйте пофантазировать дальше по поводу костюма рыцаря Ланселота и его вооружения.

  5. Как имя героя повести Фазиля Искандера Чик позволяет утвердиться в мысли о симпатии ав­тора к своему герою?

    Способ, которым автор создал имя свое­го героя, показывает, с какой нежностью взрослый писатель вспоминает свои детские годы. Автобиографическое произве­дение всегда передает доброе чувство авто­ра к своему герою.

Анализ произведения

«Детство Чика» Искандера наблюдательные читатели непременно сопоставляют с рассказами о таком озорнике, как Том Сойер. Что один, что другой имеют сварливых, однако добрых тётушек. Каждый из них постоянно ищет какие-либо авантюры. Если же не находят, то придумывают их самостоятельно.

Смотреть галерею

Если почитать отзывы о «Детстве Чика», можно убедиться в том, что Искандер был довольно талантливым автором, чтобы присваивать чью-то задумку. Скорее всего, он не стремился написать схожее произведение. А подобие героев только доказывает лишь то, что юные охотники за приключениями жили и продолжают жить до сих пор. Мальчик с добродушным, заводным характером может появиться на свет на любом материке и в любое время.

Текст книги «Защита Чика»

Фазиль Искандер Защита Чика

Чик сидел на вершине груши, росшей у них в огороде. Он сидел на своем любимом месте. Здесь несколько виноградных плетей, вытянутых между двумя ветками груши, образовывали пружинистое ложе, на котором можно было сидеть или возлежать в зависимости от того, что тебе сейчас охота. Охота сидеть – сиди и поклевывай виноградины, охота лежать – лежи и только вытягивай руки, чтобы срывать виноградные кисти или груши.

Чик очень любил это место. Оно было во всех отношениях удобное и приятное. Во-первых, оно было хорошим, потому что прямо с этого места можно было рвать виноград, груши и даже инжир. Он рос в соседнем дворе, и между огородом, где росла груша, и инжировым деревом высилась стена. Но одна ветка инжира вытянулась в сторону груши и прямо упиралась в нее. Так что при желании инжир можно было достать отсюда. Инжир был особенно вкусным именно потому, что дерево было чужим. Чик об этом сам догадался. Поедая чужие плоды, он удивленно думал над этой загадкой природы. Инжир, который рос в их огороде, был того же сорта, но плоды чужого инжира были гораздо вкусней.

Кроме всего прочего, это место Чику нравилось и тем, что он отсюда всех видел, а его никто не видел. Вообще Чику взрослые не разрешали лазить по деревьям не потому, что жалели фрукты, а потому, что боялись, что он упадет с дерева. Но самое смешное заключалось в том, что, когда дома у него или у тетушки нужны были фрукты, ему давали корзину и просили нарвать винограду, груш или инжира.

  • Только смотри, Чик, не упади, – предупреждали они.
  • Да не бойтесь, не упаду, – отвечал Чик и с корзинкой проходил в огород.

По мнению взрослых, получалось, что раз они предупредили его, чтобы он не падал, значит, он будет крепче держаться за ветки. По этому же нелепому мнению взрослых получалось, что если он сам залез на дерево, то он обязательно будет проявлять стремление падать с него. Это было тем более глупо, что как раз с корзиной перелезать на дереве с ветки на ветку гораздо трудней и опасней, чем лазить по деревьям без всякой корзины.

Да, Чик любил это место. Кроме всего, это место имело еще одно достоинство, которое заключалось в том, что Чик здесь мог от всех отъединиться. Можно точно сказать: Чик любил людей. Но иногда они ему здорово надоедали. И тогда Чик замечал, что люди сами же мешают себя любить. Ему надоедала тетушка со своими вечными рассказами о своей якобы изумительной молодости, надоедала бабушка, надоедали друзья. Даже сумасшедший дядюшка и то надоедал.

И когда они ему все надоедали, ему негде было от них укрыться, кроме как на вершине этой груши. И он потихоньку залезал на грушу и сидел там до тех пор, пока люди ему не переставали надоедать. Бывало, час сидит на груше или два сидит на груше, а потом слезает и сам чувствует, что люди ему больше не надоедают. И он посвежевшими глазами смотрит на них, разговаривает, играет, слушает их рассказы.

Но сегодня Чика не радовало ни его любимое место, ни ласковое солнце, которое просвечивало сквозь листья груши и винограда. Дело в том, что в школе у Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка, Акакий Македонович, или, как его называли, Закидонович, сказал ему, чтобы он на следующий день пришел в школу с кем-нибудь из родителей.

И это было ужасно. Чик хорошо учился, и все домашние гордились его учебой. Мало того, что они гордились его учебой, они постоянно ставили его в пример старшему брату, который плохо учился и плохо вел себя в школе. Родителей постоянно вызывали в школу из-за его старшего брата. Иногда учителя сами приходили домой жаловаться на него. И вдруг Чик, гордость тетушки, сделал такое, что его родителей вызывают в школу! Чик понимал, какой это будет для тетушки невероятный удар. Вернее, какой это будет великолепный повод сыграть невероятный удар, который нанес ей Чик исподтишка.

В последние годы тетушка, как бы махнув рукой на старшего брата Чика, перестала говорить, что он загубил своей дурной учебой и плохим поведением ее лучшие, золотые годы. Она стала придерживаться версии, что старший брат Чика получился таким, потому что не она его воспитывала, а мать Чика. А Чик получился таким хорошим в учебе и поведении потому, что его воспитанием занималась она.

Чик с содроганием представлял, что будет говорить его тетушка. Она начнет с того, что бросила персидского консула, с которым жила как сыр в масле, ради своих инвалидов. Имелась в виду бабушка, которая была вполне здорова, и дядюшка, который не был инвалидом, хотя и был сумасшедшим. Она будет снова говорить, что загубила молодость на брата Чика, хотя из него ничего не получилось. Но у нее оставалась последняя надежда на Чика, и вот, оказывается, именно Чик нанес ей последний, смертельный удар, от которого она навряд ли выживет.

Нет, нет, Чик никак не мог сказать дома, что в школу вызывают родителей. Но, с другой стороны, прийти в школу без кого-нибудь из взрослых нельзя было, потому что Акакий Македонович никогда ничего не забывал. Он бы его просто не допустил до уроков.

«Что же делать?» – с отчаянием думал Чик и ничего не мог придумать. Хорошо бы вообще остаться на дереве и никогда с него не слезать. В тайном убежище Чика можно было даже спать без особого риска, а от голода спасали бы груши, виноград и соседский инжир.

Чик снова и снова вспоминал случившееся в школе. Был урок русского языка, который проводил Акакий Македонович. У него была привычка в стихотворной форме писать правила русской грамматики на доске, а потом эти стихотворные правила ученики должны были переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти правила в стихах Акакий Македонович сам придумывал и тихо гордился этой своей способностью. Другим учителям и в голову не приходило арифметические или физические законы представлять в стихотворной форме. Это умел только Акакий Македонович. И он этим тихо гордился, хотя ученики часто посмеивались над его грамматическими стихами. Но они никогда не смеялись при нем, обычно на перемене. А тут Чик не утерпел. Сегодня Акакий Македонович своим красивым наклонным почерком написал на доске стихи на тему «Как пишется частица «не» с наречиями».

Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране? То ли вместе, то ли врозь?! Не надеясь на авось, Вы поймете из примера, Нужного для пионера. НЕКРАСИВО жить без цели, Это так, но в самом деле НЕ КРАСИВО, а ужасно Жить без цели, жить напрасно. И теперь любому ясно, Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране.

Это были обычные для Акакия Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие в головы учеников правила русской грамматики. Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали правила грамматики по учебнику, а стихи приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию Македоновичу.

Чика всегда раздражали и смешили эти стихи. Они раздражали и смешили его своей вкрадчивой и наивной хитростью. Они как бы говорили: «А теперь, ребята, соберемся в кружок и поиграем в стихотворение. Это будет и приятно и полезно».

На самом деле Чик ничего в них ни приятного, ни полезного не находил. И другие ученики тоже не находили. Но всем приходилось смиряться и учить наизусть эти стихи.

На этот раз Чику особенно смешными показались строчки про солнечную страну. Чик, конечно, понимал, что, когда говорят так, имеют в виду не выпадение осадков в их республике, а то, что в солнечной Абхазии люди живут хорошо. И Чик был согласен, когда его страну называли солнечной. Но он никак не понимал, какое это отношение имеет к грамматическому правилу.

И потому эта дважды повторенная строка про солнечную страну показалась Чику особенно смешной. Он переглянулся с учеником Севастьяновым, и они закивали друг другу и заулыбались. Севастьянов вместе с Чиком всегда первым чувствовал что-нибудь смешное или нелепое, происходящее в классе. И они всегда в таких случаях переглядывались и начинали улыбаться или смеяться. И им было приятно, что они так хорошо друг друга понимают, и от того им становилось еще веселее.

Чик почувствовал, что Акакий Македонович заметил его улыбку и понял, что эта улыбка относится к стихотворению. Но Чик не придал этому значения, он тогда еще не знал, что на свете существует авторское самомнение.

  • А теперь, ребята, – сказал Акакий Македонович, – хором прочтем стихи. Читайте с выражением и следите за моими руками.

Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране?! —

грянул класс тридцатью глотками.

Высокий, со смиренно-покатыми плечами, с детским чубчиком на лбу, Акакий Македонович стоял у стола. Выражением лица, а также дирижерскими движениями рук он подсказывал ребятам правильную интонацию и скорость, с которой надо читать стихи. Когда ребята читали строчку:

То ли вместе, то ли врозь? —

Акакий Македонович развел руками, и лицо его выразило полное недоумение по поводу этого страшно запутанного вопроса. Зато потом, когда ребята прочитали строчки:

Вы поймете из примера, Нужного для пионера… —

лицо Акакия Македоновича просветлело, оно выразило надежду, что смекалистые пионеры во главе с опытным Акакием Македоновичем выберутся из этого дремучего леса, куда заводит детей коварная частица.

Некрасиво жить без цели… —

читали ребята, и Акакий Македонович, удрученно склонив голову со своим детским чубчиком на лбу, как бы упрекал живущих без цели: «Некрасиво, нехорошо».

Не красиво, а ужасно Жить без цели, жить напрасно.

Тут лицо Акакия Македоновича выразило высшую степень отвращения к такому образу жизни. Зато после этой строчки уже до самого конца стихотворения лицо его светлело и светлело, показывая, как он радуется тому, что теперь все пионеры знают, как писать с наречиями эту хитрую частицу.

И теперь любому ясно, Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране.

Все это время Чик переглядывался с Севастьяновым, и они тряслись от сдержанного смеха в самых забавных местах внешнего поведения Акакия Македоновича. Но, оказывается, все это время, изображая на лице то блаженство, то ужас, Акакий Македонович потихоньку следил за Чиком. А Чик этого не знал.

Когда стихотворение было прочитано, Акакий Македонович, сложив ладони и смиренно прижав их к груди, сказал:

– Мы сейчас с вами, ребята, хором прочитали стихотворение, чтобы лучше усвоить новое правило. А что делал все это время Чик? Чик все это время смеялся. Давайте, ребята, всем классом попросим Чика рассказать, над чем он смеялся, и, если это действительно смешно, посмеемся вместе с Чиком. Встань, Чик, и расскажи нам, над чем ты смеялся.

Чик встал. Ему совсем не хотелось говорить, что он смеялся над стихотворением. Тем более ему не хотелось говорить, что он смеялся и над поведением самого Акакия Македоновича.

  • Я смеялся просто так, – сказал Чик.
  • Нет, Чик, ты скромничаешь, – сказал Акакий Македонович, – по-моему, ты нашел что-то смешное в нашем стихотворении.

Может быть, мы все ошибаемся, так поправь нас, Чик.

Все это он сказал очень спокойным, доброжелательным голосом, но хотя Чику и не нравилась его поза со смиренно сложенными у подбородка ладонями, он как-то поверил его голосу. Чик тогда не имел представления о существовании авторского самолюбия. Также не вполне исключено, что Чику захотелось покрасоваться перед всем классом, показать перед всеми, что он нашел ошибку у Акакия Македоновича. И он решил сказать свое мнение про строчку о солнечной стране.

  • По-моему, – сказал Чик, – одна строчка неправильная.
  • Очень интересно, – заметил Акакий Македонович, продолжая держать руки у подбородка сложенными ладонями, и, как бы кланяясь, слегка нагнулся вперед, – какая строчка?
  • У вас сказано, – бодро начал Чик, —

Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране?

  • Удивительно, как ты это заметил, – сказал Акакий Македонович.
  • Но ведь получается, – пояснил Чик, – что правильно это только для нашей солнечной страны, а для дождливой страны не годится?

Класс засмеялся. Чик с некоторой тревогой заметил, что Акакий Македонович слегка побледнел.

  • Глупый смех, – сказал Акакий Македонович, – нелепое замечание. Мы живем в солнечной стране, и, естественно, правила нашей грамматики рассчитаны на нашу страну.
  • А если кто-то пишет частицу «не» в другой стране, – продолжал Чик, не давая себя сбить, – разве правило для него не годится?

Но тут прозвенел звонок, и Акакий Македонович решил, что Чика надо крепко наказать. Может быть, если бы не прозвенел звонок, он постарался бы доказать, что Чик не прав. Но теперь у него для этого не было времени, и он решил Чика наказать.

  • Мы всегда за критику, – сказал Акакий Македонович, – но мы против критиканства. Завтра придешь с кем-нибудь из родителей, придется с ними серьезно поговорить…

И класс снова рассмеялся. На этот раз он рассмеялся неожиданному повороту в судьбе Чика. Чику хотелось крикнуть Акакию Македоновичу, что это несправедливо, что ему никак нельзя приводить родителей в школу, но Акакий Македонович взял в руки журнал и со свойственной ему фальшивой смиренностью удалился из класса.

И вот теперь Чик сидит на вершине груши на пружинистом ложе из плетей виноградной лозы и думает, что же ему завтра делать.

Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране…

«Проклятые стихи! Зачем, зачем, – думал Чик, – я ввязался в этот дурацкий спор! Все равно Закидонович не прав! Страна тут ни при чем! И никакого значения не имеет, солнечная она или дождливая! Но как быть завтра? Ведь без родителей не пустят в школу».

Чик дотронулся до небольшой виноградной кисти, сорвал ее и стал машинально есть виноград, сплевывая шкурки, которые падали вниз, иногда шлепаясь на листья груши. Чик был в таком тоскливом состоянии, что виноград ему казался не сладким, а каким-то пресным, водянистым.

Он оглядел двор. Сонька и Ника играли в «классики». Лёсик покачивал в коляске своих братьев-двойняшек. Оника во дворе не было. Чик знал, что он пошел на стадион. Белочка, любимая собака Чика, лежала посреди двора и, наверное, скучала по Чику, не зная, куда он делся. На верхней лестничной площадке второго этажа сидела бабушка и грелась на солнце, перебирая в руках четки. Рядом стоял сумасшедший дядюшка Чика и напевал себе бессмысленные песенки собственного сочинения. Изредка он поглядывал вниз на кухонную пристройку, где возилась Сонькина мать, тетя Фаина. Он ее любил с незапамятных времен безответной, упорной любовью. Об этом все знали. «Хорошо ему живется, – подумал Чик, – поет себе песенки, ни о чем не думает, никто его родителей не вызывает в школу».

Чик оглядел крышу флигеля, в котором жил Лёсик. В желобе, ведущем к водосточной трубе, все еще лежал теннисный мяч. Уже целых два года Чик ожидал, когда струя дождевой воды загонит его в водосточную трубу и он вывалится в бочку, стоящую под ней. Но уже несколько месяцев, как мяч остановился в двух метрах от трубы и не хотел двигаться дальше. Видно, там его что-то сильно задерживало. Но Чик упрямо надеялся, что пойдет сильный ливень и поток в конце концов загонит мяч в трубу.

В распахнутых окнах веранды второго этажа была видна тетушка Чика в своей классической позе со стаканом крепкого чая в руке и с папиросой, дымящейся в пепельнице. Она что-то оживленно рассказывала невидимой собеседнице, и Чик совершенно не исключал, что она хвастается его учебой. Подумав об этом, Чик вспомнил о завтрашнем дне и затосковал с новой силой.

Вдруг в воздухе грохнул восторженный вопль толпы. За два квартала отсюда был расположен стадион. Там сегодня местная команда играла с городом Армавиром. Судя по взрыву восторга, наша команда забила мяч. Обычно, если мяч забивала приезжая команда, на стадионе устанавливалась обидчивая тишина.

Чик знал, что сегодня на стадионе игра, но из-за своего плохого настроения туда не пошел. Что за охота идти на стадион, когда у тебя на душе скребут кошки? Несколько мужчин, сидя на крыше соседского дома, издали наблюдали за игрой. Чик не любил таких крохоборов. Когда мальчишки смотрят с крыши или с дерева, это понятно: значит, у них нет денег, а пройти зайцем они не решаются. Но когда взрослые, жалея деньги, следят за игрой с крыши своего дома – это как-то противно.

  • Костя! – крикнул один из мужчин, обернувшись в колодец своего двора.
  • Костя спит, – ответил ему женский голос.
  • Разбуди его, Тамара, разбуди!
  • Зачем его будить? – ответила женщина.
  • Интерес имею что-то сказать ему! – крикнул мужчина.
  • Он ругаться будет, – ответила женщина.
  • Не будет, клянусь детьми! – крикнул мужчина.

– Я ему скажу такое, что он радоваться будет, а не ругаться!

  • Чего тебе? – раздался через минуту сиплый мужской голос. Видно, женщина разбудила мужа.
  • Костя, – восторженно закричал человек с крыши, – наши хамают их, как пончик! Уже два мяча забили!
  • Зачем разбудила, – раздраженно сказал мужчина, – я еще полчаса поспал бы…
  • Он поклялся детьми, – визгливо сказала женщина, – я думала, что-то по работе!
  • Ладно, – сказал мужчина, – арбуз под кран поставила?
  • Поставила, – ответила женщина.
  • Тогда принеси, – сказал мужчина, – хоть арбуз покушаем, раз ты меня разбудила.

Некоторое время во дворе было тихо, а на крыше следили за тем, что происходит на стадионе.

  • Слушай, в игре забили или со штрафного? – крикнул мужчина со двора, и Чик почувствовал, что голос его посвежел от первого ломтя арбуза.
  • Клянусь детьми, оба мяча забили в игре, Костя! – восторженно крикнул мужчина с крыши.
  • Ладно, – примирительно сказал тот, что кушал арбуз, – если что-нибудь будет интересное – крикнешь!
  • Обязательно, Костя! – крикнул человек с крыши и снова повернулся в сторону стадиона.

Во дворе было тихо, и Чик подумал, что разбуженный сейчас ест второй ломоть арбуза.

Вообще Чик любил бывать на стадионе. Недавно дядя Чика, разумеется, не сумасшедший, а, наоборот, самый умный дядя Риза водил его на стадион. И надо было, чтобы так повезло. Наша местная команда обыграла тбилисское «Динамо». Единственный раз в жизни Чик видел, что наша местная команда обыграла тбилисское «Динамо». Все болельщики города вместе с Чиком мечтали о таком дне. И вот этот день наступил, и восторгам болельщиков не было конца. Они беспрерывно рукоплескали финтам наших нападающих, с преувеличенным весельем хохотали над каждой неудачной подачей мяча противником и взрывом восторга встречали каждый гол, забитый нашей командой.

Правда, Чик от дяди знал, что на этот раз тбилисцы прислали молодежный состав команды и потому она играла слабее, чем обычно. И Чик чувствовал, что радость его по поводу победной игры нашей команды от этого несколько ущемлена. Но он также чувствовал, что радость болельщиков от этого никак не уменьшается. Главное, что тбилисцы проигрывали, а остальное никого совершенно не трогало. Чик чувствовал в глубине души некоторую зависть к такому упрощенному восприятию радостей жизни. Он понимал, что он сам на это не способен.

А самое интересное, что после каждой удачной обводки нашим игроком их игрока или после каждого неудачного паса их игроков, а уж тем более после каждого забитого гола нашими игроками весь стадион оборачивался и смотрел куда-то, а куда они все смотрят, Чик никак не мог понять.

  • Куда они смотрят, дядя? – спросил Чик.
  • Они считают, что на стадионе есть один болельщик из Тбилиси, вот они все и пытаются его разглядеть.
  • Они его знают? – удивленно спросил Чик.
  • Не больше, чем нас с тобой, – ответил дядя.
  • Куда же они все смотрят? – спросил Чик, удивляясь, как это можно на переполненных трибунах разглядеть одного человека.
  • Им кажется, – сказал дядя, – что они его могут разглядеть.

Может, они меня принимают за него или еще кого-нибудь…

Чика тогда очень удивило это безумие толпы. Ну как можно на трибунах огромного стадиона разглядеть одного человека, даже если он и в самом деле здесь? Каждый раз после удачи наших футболистов или неудачи их футболистов сотни людей оборачивались, многие вскакивали с мест и старались разглядеть этого невидимого тбилисца, чтобы насладиться выражением растерянности, подавленности на его лице. Чик тогда хорошо почувствовал многостороннюю, как бы уходящую в бесконечность глупость толпы.

Ну до чего же смешные эти люди! Во-первых, явно не зная, где именно сидит этот неведомый тбилисец, они все-таки все смотрели куда-то наверх и в сторону центральной трибуны. Можно было подумать, что этот тбилисец заранее дал всем слово сидеть на таком месте, где его легче всего будет разглядеть. Но, разумеется, он никому никакого слова не давал, если он вообще был на стадионе. Просто всем удобнее было таращиться наверх, и они его искали там, куда им удобней было смотреть.

И еще смешно было, что все, вскакивая с мест и уставившись вдаль с торжествующей улыбкой и явно никого не разглядев и нисколько этим не разочаровавшись, через минуту успокаивались и начинали следить за игрой, словно они достигли своей цели. Их успокаивающие лица с выражением дурацкого торжества как бы говорили: «Ну, может быть, я его на этот раз и не разглядел, но уж он-то никак не мог не разглядеть моей торжествующей улыбки, а это – главное». И еще смешно было, что толпа, десятки раз вскакивая, чтобы разглядеть удрученного тбилисца, совершенно забывала опыт своих предыдущих бесцельных вскакиваний, и на лицах вскакивающих и оборачивающихся людей не было ни малейшего следа мысли о возможности повторения неудачи. Каждый раз они верили, что именно на этот раз они увидят злосчастного тбилисца.

  • Чик, кинь кисточку винограда, – услышал он чей-то голос.

Чик оглянулся. Из окна дома, высящегося рядом с грушей, торчала голова толстого мальчика. Он учился с Чиком в одной школе, только был из другого класса. Он жил на третьем этаже, и окно его находилось на одном уровне с Чиком. Сейчас он вынес на подоконник тетрадь, задачник, чернильницу и ручку. Вообще этот мальчик считался маменькиным сыночком и невысоко ценился Чиком и другими ребятами.

Тем не менее Чик сорвал большую гроздь винограда и небрежно швырнул ее в окно. Толстый мальчик поймал кисть на грудь и стал есть виноград. Он быстро прикончил гроздь и снова попросил Чика:

  • Чик, кинь теперь мне грушу!

Чик неохотно потянулся за грушей.

  • Не ту, Чик, во-о-он ту! – сказал мальчик и, вытянув из окна толстую руку, показал на грушу, висевшую на конце ветки далеко от Чика.
  • Бери, пока дают! – сказал Чик и, сорвав грушу, висевшую близко от него, кинул ее в окно.

Мальчик опять на грудь поймал грушу и стал уплетать ее. Он ел ее, так сочно вонзая зубы в плод, что Чику самому захотелось, и он, сорвав грушу, стал ее есть.

  • Чик, отчего ты все время на дереве сидишь? – спросил мальчик, шумно жуя и причмокивая.

Чик сразу все вспомнил, и кусок груши, который он жевал, сделался водянистым и невкусным.

  • Чтобы бросать тебе груши и виноград! – ответил Чик сердито.
  • Нет, правда, Чик, – сказал мальчик, доедая свою грушу, – я уже давно заметил, что ты сидишь на дереве… Кинь теперь виноград!
  • На твое пузо не напасешься, – сказал Чик, но сорвал еще одну кисточку и бросил ее в окно.

Хотя этот мальчик его рассердил, Чик чувствовал, что не может не бросить ему кисть винограда. Он подумал, что, когда человеку уже сделал что-то хорошее, трудно не сделать ему еще раз что-то хорошее. Это потому так получается, думал Чик, что если ты ему откажешься делать что-то хорошее, то пропадет то хорошее, что ты ему сделал раньше. А тебе не хочется, чтобы оно пропадало.

  • Кроме шуток, Чик, – снова спросил мальчик, – почему ты так давно на дереве сидишь?
  • Я теперь отсюда никогда не слезу, – сказал Чик.
  • Мама, – обернулся мальчик в комнату, – Чик говорит, что он никогда с дерева не слезет.

Мать ему что-то ответила, но Чик не расслышал ее голоса.

  • Чик, но ты же умрешь с голоду, – сказал мальчик, явно повторяя слова матери.
  • Нет, – сказал Чик, – я буду есть груши, виноград, инжир, а хлеб ты мне будешь из окна кидать.
  • Мама, – обернулся мальчик в комнату, – Чик говорит, что он будет кушать фрукты, а хлеб я ему из окна буду кидать.

Мать ему что-то ответила.

  • Чик, – сказал мальчик, явно повторяя слова матери, – но ведь хлеб нельзя из окна кидать?
  • Значит, груши и виноград в окно можно кидать, – язвительно проговорил Чик, – а хлеб из окна нельзя?!

Приоткрыв рот, мальчик задумался на несколько секунд. По-видимому, он почувствовал в словах Чика какую-то справедливость. Не в силах сам разрешить этого противоречия, он обратился к матери.

  • Мама, – сказал он, – а Чик говорит: почему груши и виноград в окно можно кидать, а хлеб из окна нельзя?

Чик с большим интересом ожидал, что ему скажет его мама. Но она ничего не ответила сыну, а подойдя к окну, выглянула в него и сказала Чику:

  • Чик, ты его отвлекаешь от уроков.
  • Он сам первый начал, – ответил Чик.

Мать мальчика закрыла окно и ушла в глубину комнаты. Мальчик некоторое время с недоумением глядел на Чика из-за стекла, по-видимому стараясь осмыслить его слова, и, скорее всего, так и не осмыслив их, занялся своими уроками. Время от времени, подымая голову над задачником, он снова глядел на Чика, явно вспоминая его слова, но Чик уже на него не смотрел. Он смотрел во двор.

Девочки продолжали играть в «классики». Лёсик, сидя возле коляски со своими двойняшками, читал книгу. Тетушка продолжала пить чай на веранде. Бабушка, сидевшая на верхней лестничной площадке, ушла оттуда на веранду, а сумасшедший дядюшка Чика, воспользовавшись тем, что бабушка за ним не следила, спустился вниз и сейчас, сосредоточенно склонившись к стене кухонной пристройки, подглядывал за тетей Фаиной. Одна сторона кухонной пристройки была обращена к огороду, и дядя как раз стоял с этой стороны, потому что здесь его со двора никто не видел. Но Чик с груши хорошо видел его склоненную спину и голову, прильнувшую к фанерной стене.

Чик знал, что дядя Коля любит тетю Фаину, но он никак не мог понять, какое таинственное удовольствие доставляет ему следить за тем, как грязнуха тетя Фаина возится в своей захламленной кухоньке. Эта кухонная стена пестрела кожаными латками, при помощи которых муж тети Фаины, по профессии сапожник, латал дырочки в кухонной стене. Эти дырочки в стене довольно умело пробуравливал гвоздиком дядя Коля, чтобы следить за тетей Фаиной. Кстати, вдосталь насладившись зрелищем тети Фаины, дядя вставлял в дырочку маленький колышек, специально соструганный им, чтобы дырочку не было заметно со стороны. Об этом знали все, и все смеялись над наивной хитростью дяди Коли. Но Чик в отличие от всех догадался (во всяком случае, он так думал) еще об одном предназначении этого колышка. Чик решил, что этим колышком дядя не только скрывает дырочку от постороннего глаза, но как бы пресекает возможность для других подглядывать за тетей Фаиной.

Кстати, дырочку эту все равно рано или поздно обнаруживала тетя Фаина или ее муж, и во дворе подымался небольшой скандал. Дядя Коля в результате получал от бабушки несколько подзатыльников, которые он, как виновный, переносил с безропотной застенчивостью, а тетушка в зависимости от настроения ругала или дядю Колю, или тетю Фаину, доказывая, что она нарочно совращает дядюшку.

Муж тети Фаины, ворча, что его жена – честная женщина, ставил на стене кухни очередную латку, и дядя Коля несколько дней воздерживался от подглядываний за тетей Фаиной. Но потом он или забывал о случившемся, или под влиянием своей неутихающей страсти снова просверливал дырочку в стене и снова сосредоточенно замирал над щелочкой, подглядывая за тетей Фаиной, готовившей обед.

Чик с дерева следил за дядей Колей, как вдруг из кухни выскочила тетя Фаина, обогнула ее и очутилась за спиной дяди Коли, продолжавшего смотреть в щелочку.

Она хлопнула его по спине, дядя Коля разогнулся и, страшно сконфуженный, развел руками, видимо, показывая, что страсть, владеющая им, сильнее его воли.

Чик решил, что она сейчас подымет крик, обращаясь к тетушке, все еще пившей чай на веранде, но она неожиданно сделала совсем другое. Она сунула дяде Коле кошелку и, показывая на дерево, на котором сидел Чик, сказала:

  • Груши, груши…

Дядя посмотрел на дерево, потом на тетю Фаину, потом опять на дерево и, наконец уразумев ее просьбу, закивал головой и радостно улыбнулся, благодарный ей за то, что она не ругает его. Он тряхнул в руке кошелку и быстро направился к груше.

Чик никак не ожидал такого оборота дела. Дяде Коле строго-настрого запрещали лазить по деревьям, да он и не пытался никогда залезть на дерево. А тут, оказывается, вон что!

Дядя Коля быстро разулся и с необыкновенной энергией, которую Чик определил как следствие его ненормальности, влез на грушу. Сумасшедший дядя и племянник, тайно залезшие на одно дерево, – это было слишком! Если он долезет до вершины, подумал Чик, то он обнаружит, что Чик без разрешения влез на дерево, и поймет, что Чик его самого застукал за тайным сбором груш для тети Фаины. Интересно, сообразит ли он все это?

Но дядя Коля до вершины не долез, а долез только до середины дерева, повесил кошелку на сучок и стал дотягиваться до груш, срывая их и перекладывая в кошелку. Действовал он быстро, но и достаточно осмотрительно, чтобы не упасть с дерева. Оказывается, сумасшедшие тоже чувствуют, как надо держаться на дереве, чтобы с него не упасть. Чик понял, что дядя Коля все это проделывает не в первый раз. Человек, который первый раз влез на дерево, не может действовать столь уверенно и четко.

До чего же хитрая, оказывается, тетя Фаина! Оказывается, она использует любовь дяди Коли, чтобы получать задарма фрукты. Покамест дядя Коля собирал груши, тетя Фаина несколько раз выскакивала из своей кухоньки и глядела на дерево. Чик понял, почему она это делает. Она не хотела, чтобы дядя Коля сам принес ей на кухню кошелку. Тетушка в этом случае его могла заметить с веранды.

У Чика был большой соблазн срывать виноградины и сверху бросать их на голову дяди Коли. Сидя в густой листве своего укрытия, он мог оставаться для него незамеченным. Но Чик все-таки не решился тронуть его. Все-таки он же никогда не пробовал дразнить дядю Колю на дереве. Вдруг он от неожиданности сорвется с дерева и упадет? Лучше не пробовать.

Набрав груш, дядя Коля слез с дерева, а тетя Фаина подбежала к нему, отобрала у него кошелку, и, пока дядя Коля обувался, она с кошелкой, незаметно прижав ее к бочку, шмыгнула к себе на кухню.

Ну и дела, подумал Чик. Вот как она, оказывается, использует любовь дяди Коли. Дядя Коля обулся и снова подошел к кухонной пристройке и стал глядеть на тетю Фаину в щелочку, по-видимому, решив, что теперь он вполне заслужил это удовольствие. Но недолго пришлось ему смотреть в щелочку. Тетя Фаина выскочила из кухни, подошла к дяде Коле и, ткнув его в бок, сказала, показывая во двор:

  • Хватит, иди, иди!

Особенность рассказа

Краткое содержание «Детства Чика» будет интересно не только для подростков, но и для их родителей. Для первых рассказы о простом мальчике – это шанс узнать себя таким, какие они есть в конкретный период. Взрослые люди видят в проказниках себя именно теми, кем они являлись в молодости. Обыкновенная жизнь главного героя «Детства Чика» Искандера помогает намного лучше представить духовный мир своего малыша, понять, что для него ценно и чем он действительно расстроен. Достигнув зрелости, люди приобретают ряд возможностей, которых они не имели в детстве.