Образ «жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Гроза

Конфликт одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, — с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова.

Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир русского купечества. Однако в «Грозе» он изображен по-новому — впервые драматург резко критически оценивает неподвижность и косность «темного царства».

Островский сравнивает мир города Калинова со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, практически священным. В «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания, даже Катерина Кабанова, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какова жизнь за пределами «темного царства».

Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского мира, в котором есть злодеи и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе».

Катерина похожа на героиню сказки о «спящей красавице», однако «пробуждение» вовсе не радует ее. Прекрасный сон — жизнь в родительском доме — был грубо прерван замужеством: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

«Добрый молодец», Тихон, кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги» — Кабанихи. Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Сам образ города Калинова — символический образ заколдованного, сонного царства, где ничего не меняется на протяжении веков. Калиновский мир изображен драматургом географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша, нахваливая «обетованный» Калинов, рассуждает о неведомых странах, где появились люди с песьими головами, а о Москве говорит так, словно это совсем другой материк, отделенный от Калинова океаном: «Еще у вас в городе рай и тишина… А в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит…»

7 стр., 3121 слов

Проблема человеческого достоинства катерины в драме гроза. Проблема ...

... жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина ... достаточным человеческим достоинством. Проблема человеческого достоинства в драме Гроза Популярные сочинения ... света в темном царстве» применяет деление героев ... жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса «Гроза». В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, ...

Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворение злых, темных сил, повелевающих жизнью города. Так, самодур Дикой творит произвол не только в своей семье («А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам»), но и держит в страхе весь город. А истинной хозяйке Калинова — Кабанихе — нет суда и управы нигде: ни на земле, ни на небе. Марфа Игнатьевна убеждена, что ее поведение и проповедуемые ею устои — единственно верные, потому что исконные: «Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Кабаниха — живой символ города Калинова, где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Что будет, как старики перемрут, как будет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Эта героиня смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и вольностей.

В пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. Виновники происшедшего с героиней не отдельные персонажи, а весь «жестокий мир» Калинова. Катерина — жертва самого уклада жизни, возникшего еще в незапамятные времена. И сила этого уклада продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие (Кулигин) или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи (Варвара).

Но всегда это приспособленчество, существование в рамках «темного царства». «Порядок» и «покорность» — вот к чему привыкли калиновцы: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть».

Центральное звено в калиновском миропонимании — идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, кроме Катерины. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Перемен в своей жизни они всегда ожидают только «сверху», не допуская активного личного вмешательства. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, — перст судьбы, поэтому с ними нужно смириться.

Таким образом, «жестокий мир» города Калинова, изображенный в пьесе Островского «Гроза», — это мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Каждый из калиновцев, в той или иной степени, недоволен своей жизнью, но и не помышляет о ее реальном изменении. Все герои пьесы живут под гнетом стародавних обычаев и привычек, принимая их за «высший закон», «слово Божие». Именно поэтому бунт Катерины воспринимается «жестоким миром» Калинова как некое святотатство и безумие, о котором нужно поскорее забыть и вернуться к привычному образу жизни.