Урок- «Первый день весны»

Сочинение

урока русского языка

Урок-сочинение «Первый день весны»

Предмет: Русский язык

Тема Урок-сочинение «Первый день весны»

Цель:

-формировать умение строить в определенной композиционной форме речь, систематизировать собранный к высказыванию материал;

— развивать речеведческие умения и навыки отрабатывать навыки составления плана, развивать мышление, воссоздающее воображение, творчество детей;

— воспитывать самостоятельность, культуру речи, любовь к природе, наблюдательность, аккуратность при оформлении записей в тетради.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хороший и замечательный день! А кто знает почему? (ответы детей).

Правильно, ребята! Ведь сегодня 1 марта, первый день весны. Наконец-то, на смену холодам, морозам и гололедице придет солнышко, пение птиц и тепло.

Многие люди очень ждут эту пору года, ведь весной на земле начинается новая жизнь. Это время приходит к нам вместе с капелью с карнизов и крыш домов, летит на крыльях жаворонков, скворцов, опускается на землю редкими дождиками и густыми туманами, скачет по высохшим дорогам вместе с воробышком.

  1. Предварительная подготовка.

Подготовка к написанию сочинения ведется заранее.

  • Оформляется стенд, куда дети собирают различные красивые слова, словосочетания, предложения о весне, природе. Они придумывают их сами, выписывают из литературных произведений.

  • Задание учителя на дом нескольким учащимся.( Выучить наизусть стихотворения о весне)

    14 стр., 6915 слов

    Анализ рассказа ребята и утята пришвина

    ... Итог урока. – Как автор назвал свой рассказ? Почему? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом) – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? ( ... библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ...

  • На уроке ИЗО дети рисовали картины на тему «Первый весенний день». Проведение выставки работ.

  • На уроке литературного чтения прошло знакомство со стихотворением А. Плещеева «Весна».

  • На уроке «Человек и мир» дети познакомились с сезонными изменениями в природе весной.

  • На классном часу дети уточнили и расширили знания о такой поре года, как весне.

  1. Создание речевой ситуации.

Ребята, прослушайте стихотворение, которое подготовил один из ваших одноклассников. ( Чтение наизусть.)

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Весенняя природа воспета во многих музыкальных произведениях. На уроке ИЗО мы увидели ее на полотнах живописцев. Весне посвящено много стихов и рассказов. С некоторыми мы уже познакомились.

Весной природа просыпается. Утром года назвал это время А. С. Пушкин:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

  1. Организация наблюдения и непосредственная подготовка.

— Когда начинается весна?

По календарю 1 марта, а ученые считают началом весны 22 марта — день весеннего равноденствия.

А в природе весна наступает каждый год в разные сроки. А для вас, когда наступает весна?

— А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?

Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

— Откройте ваши тетради, запишите дату, классная работа.

На партах у вас лежат листы с художественным текстом. Прочитайте его и подчеркните те слова и выражения, которые вам хотелось бы употребить в своем будущем сочинении.

Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях.

Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи. Только весной так ярко блестят зеленые листья и травы, перья птиц и лепестки цветков.

Солнце весной нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста.

Светятся, искрятся на солнце сосульки. Своей формой они похожи на стволы деревьев. Только растут эти стволы на вверх, а вниз. Но расти им недолго.

Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.

Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.

  • Зачитайте понравившиеся вам слова и выражения. В этом тексте автор использовал сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты. Приведите примеры этих образных средств.

Попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными (работа в карточках).

Это пригодится вам в конце урока.

Небо

солнце

река

деревья

день

снег

цветы

облака

листья

Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске записаны слова, которые вы можете использовать в сочинениях. Какая орфограмма пропущена? Докажите.

На доске:

со…нце солнышко

лист…я л…сточки

13 стр., 6351 слов

Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...

... к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...

цв…ты цв…точки

ветки ветви

руч…и руч…йки

тр…ва тра…ка

пр…талины пр…талинки

Слова какого столбика вы бы использовали в своем сочинении?( Второго.)

— Почему? (Слова звучат более ласково.)

— Что придает им такое значение? ( Суффиксы.)

Перед вами листы — клише. Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.

Клише ( фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно!

Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться)., Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.

— Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?

Эти предложения останутся перед вашими глазами. Вы можете использовать их в своих сочинениях.

На доске написаны два текста.

  1. Наступила весна. Дни стали длиннее, а ночи короче. Прилетели птицы. На деревьях появились почки.

  2. После холодной зимы наступила долгожданная весна. Над полями и лесами всё ярче светит солнышко. С каждым днем становится теплее. Потемнели в полях дороги, посинел на реках лед. По небу плывут белоснежные облака. Прилетели птицы. Каждый год они приносят на крыльях весну! Зазвенели по дорогам ручьи. Набухли на деревьях смолистые и пахучие почки.

  • Прочитайте тексты. Какой из них вы считаете более удачным. Почему?

  • Докажите, что автор второго текста не только видит картину природы, но и воспринимает ее с помощью других органов чувств.

    7 стр., 3305 слов

    Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

    ... Работаем с текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, ...

  • Определите тип этого текста.

  • К какому стилю речи относится второй текст?

  • Назовите словосочетания, употребленные в переносном значении.

  • Вот и вы сегодня при написании сочинения должны передать собственные впечатления. Напишите так, чтобы тот, кто будет читать вашу работу или слушать, также ощутил прелесть весенней природы, увидел ее красоту.

Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.

  • Из каких частей должно состоять сочинение? (1— вступление, 2 — основная часть, 3 — заключение.)

План.

  1. Наступила весна.

  2. Весенняя фантазия.

Весенние краски.

Дыхание солнца.

Земля весной.

Помолодевшее небо.

Наши пернатые друзья.

Красота первых цветов.

  1. Настроение, вызванное красотой весны. (За что я люблю весну.)

Сочинение нельзя обрывать на полуслове, как нельзя оставить дом без крыши. Каждый из вас напишет свое сочинение на листочках, а потом мы с вами составим книгу под названием « Наш первый день весны».

5. Написание работы.

Теперь, ребята, пришло время описать первый весенний день.

Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка «Звуки весны». Открыли глаза, приступаем к работе.

(Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.)

Сочинение для слабых учащихся

Вот и в…сна пр…шла

Пр…шла в…сна. Б…гут … ручейки. Со…нце согр…вает все вокруг … лучиками. По небу плывут … облака. Радуются в…сне не только люди, но и все ж…вое. Весело щебечут в гнездах птенцы. Проснулся от … спячки м…дведь. Но в…сна для людей не только радость, но и … заботы.

Мне нравится в…сна, ведь каждый раз рождается новая ж…знь., Сочинение для слабых учащихся

  • Какое время года наступило?

    14 стр., 6683 слов

    Сочинение весна 45 года

    ... суровый холод, который сопровождал морозную зиму. Сочинение на тему Весна пришла для 5 класса — идеи и содержание Для того, чтобы написать сочинение на тему «Весна пришла», ученикам 5 ил ... художественном стиле для детей поможет написать собственное сочинения о весне. Описание весны в художественном стиле Весна — восхитительное время года! Природа просыпаясь и наполняется энергией, жизнью. Яркое ...

  • Как стало светить солнце?

  • Что появляется на деревьях?

  • Какие цветы появились на проталинках?

  • Как весной поют птицы?

  • *Что ещё происходит в природе весной?

  • Любишь ли ты весну?

6. Самопроверка (редактирование).

У каждого из вас на столе находится план проверки сочинения.

План проверки сочинения

— проверь правильность построения предложений

— проверь логичность построения текста

— определи нет ли повторов, если есть – замени словом, близким по смыслу

  • проверь написание орфограмм:

  • ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН

  • Написание предлогов

  • Написание словарных слов

  • Написание слов с безударными гласными

  • Написание слов с парными согласными

  • Наличие знаков препинания в конце предложения ( . ! ?)

НЕ УВЕРЕН — СПРОСИ!

7. Итог урока.

— Ребята, вот мы с вами и создали книгу под названием « Наш первый день вясны». Ее вы можете показать своим друзьям, родителям.

8. Рефлексия.

На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют таблички с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.

— Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.

— Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?