урока русского языка
Урок-сочинение «Первый день весны»
Предмет: Русский язык
Тема Урок-сочинение «Первый день весны»
Цель:
-формировать умение строить в определенной композиционной форме речь, систематизировать собранный к высказыванию материал;
— развивать речеведческие умения и навыки отрабатывать навыки составления плана, развивать мышление, воссоздающее воображение, творчество детей;
— воспитывать самостоятельность, культуру речи, любовь к природе, наблюдательность, аккуратность при оформлении записей в тетради.
Оборудование:
Ход урока:
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хороший и замечательный день! А кто знает почему? (ответы детей).
Правильно, ребята! Ведь сегодня 1 марта, первый день весны. Наконец-то, на смену холодам, морозам и гололедице придет солнышко, пение птиц и тепло.
Многие люди очень ждут эту пору года, ведь весной на земле начинается новая жизнь. Это время приходит к нам вместе с капелью с карнизов и крыш домов, летит на крыльях жаворонков, скворцов, опускается на землю редкими дождиками и густыми туманами, скачет по высохшим дорогам вместе с воробышком.
-
Предварительная подготовка.
Подготовка к написанию сочинения ведется заранее.
-
Оформляется стенд, куда дети собирают различные красивые слова, словосочетания, предложения о весне, природе. Они придумывают их сами, выписывают из литературных произведений.
-
Задание учителя на дом нескольким учащимся.( Выучить наизусть стихотворения о весне)
8 стр., 3825 словОписание по картине ранняя весна левитана 2 класс
... https://uchitelya.com/pedagogika/121431-prezentaciya-vesna-v-tvorchestve-ii-levitana.html Помогите написать сочинение по картине Левитана Ранняя весна 1-4 класс На картине Левитана «Март» изображено ... Ранняя весна. 1899 г., Ранняя весна. 1892 г., Ранняя весна. 1890-ые годы., Саввинская слобода под Звенигородом. 1984 г., Весна. Большая вода.1897 г., Первая зелень. 1883-1888 г., Солнечный день. Весна., ...
-
На уроке ИЗО дети рисовали картины на тему «Первый весенний день». Проведение выставки работ.
-
На уроке литературного чтения прошло знакомство со стихотворением А. Плещеева «Весна».
-
На уроке «Человек и мир» дети познакомились с сезонными изменениями в природе весной.
-
На классном часу дети уточнили и расширили знания о такой поре года, как весне.
-
Создание речевой ситуации.
Ребята, прослушайте стихотворение, которое подготовил один из ваших одноклассников. ( Чтение наизусть.)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
— О чем говорится в этом стихотворении?
— Весенняя природа воспета во многих музыкальных произведениях. На уроке ИЗО мы увидели ее на полотнах живописцев. Весне посвящено много стихов и рассказов. С некоторыми мы уже познакомились.
Весной природа просыпается. Утром года назвал это время А. С. Пушкин:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
-
Организация наблюдения и непосредственная подготовка.
— Когда начинается весна?
По календарю 1 марта, а ученые считают началом весны 22 марта — день весеннего равноденствия.
А в природе весна наступает каждый год в разные сроки. А для вас, когда наступает весна?
— А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?
Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
Материалы русского языка. Развитие речи. — рассуждение ...
... урока) Весна – утро года. Утро-начало дня. Просыпается всё живое. Всё снова, как бы в первый раз. И весна-начало новой жизни, обновление природы. - Мы собрали достаточно материала для написания сочинения. Я ... жизни Примечание. 1.Быстро тает снег в лощинах. 2.Первые ... и поговорки о весне Когда приходила долгожданная весна по пословицам и ... обратите внимание на такие слова, характерные, для разговорного ...
— Откройте ваши тетради, запишите дату, классная работа.
На партах у вас лежат листы с художественным текстом. Прочитайте его и подчеркните те слова и выражения, которые вам хотелось бы употребить в своем будущем сочинении.
Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях.
Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи. Только весной так ярко блестят зеленые листья и травы, перья птиц и лепестки цветков.
Солнце весной нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста.
Светятся, искрятся на солнце сосульки. Своей формой они похожи на стволы деревьев. Только растут эти стволы на вверх, а вниз. Но расти им недолго.
Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.
- Зачитайте понравившиеся вам слова и выражения. В этом тексте автор использовал сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты. Приведите примеры этих образных средств.
Попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными (работа в карточках).
Это пригодится вам в конце урока.
Небо
солнце
река
деревья
день
снег
цветы
облака
листья
Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске записаны слова, которые вы можете использовать в сочинениях. Какая орфограмма пропущена? Докажите.
На доске:
со…нце солнышко
лист…я л…сточки
цв…ты цв…точки
Сочинение весна 45 года
... солнце. В небе раздаются крики перелетных птиц, возвращающихся на родину. Вместе с весной приходят теплые дни, наступает новая жизнь. Описание весны сочинения Если вы меня спросите, какую пору года ... Сочинение на тему Весна пришла для 5 класса — идеи и содержание Для того, чтобы написать сочинение на тему «Весна ... ковром. Потом начинают набухать почки на деревьях, и появляются крохотные зеленые ...
ветки ветви
руч…и руч…йки
тр…ва тра…ка
пр…талины пр…талинки
Слова какого столбика вы бы использовали в своем сочинении?( Второго.)
— Почему? (Слова звучат более ласково.)
— Что придает им такое значение? ( Суффиксы.)
Перед вами листы — клише. Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.
Клише ( фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)
С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно!
Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.
Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).
Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться)., Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.
Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.
— Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?
Эти предложения останутся перед вашими глазами. Вы можете использовать их в своих сочинениях.
-
Наступила весна. Дни стали длиннее, а ночи короче. Прилетели птицы. На деревьях появились почки.
-
После холодной зимы наступила долгожданная весна. Над полями и лесами всё ярче светит солнышко. С каждым днем становится теплее. Потемнели в полях дороги, посинел на реках лед. По небу плывут белоснежные облака. Прилетели птицы. Каждый год они приносят на крыльях весну! Зазвенели по дорогам ручьи. Набухли на деревьях смолистые и пахучие почки.
-
Прочитайте тексты. Какой из них вы считаете более удачным. Почему?
-
Докажите, что автор второго текста не только видит картину природы, но и воспринимает ее с помощью других органов чувств.
-
Определите тип этого текста.
14 стр., 6805 словРассказ из пяти предложений о весне. весна
... зиму. Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте. На этой странице мы собрали несколько наших сочинений. В сочинение на тему весна можно использовать ...
-
К какому стилю речи относится второй текст?
-
Назовите словосочетания, употребленные в переносном значении.
-
Вот и вы сегодня при написании сочинения должны передать собственные впечатления. Напишите так, чтобы тот, кто будет читать вашу работу или слушать, также ощутил прелесть весенней природы, увидел ее красоту.
Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
-
Из каких частей должно состоять сочинение? (1— вступление, 2 — основная часть, 3 — заключение.)
План.
-
Наступила весна.
-
Весенняя фантазия.
Весенние краски.
Дыхание солнца.
Земля весной.
Помолодевшее небо.
Наши пернатые друзья.
Красота первых цветов.
-
Настроение, вызванное красотой весны. (За что я люблю весну.)
Сочинение нельзя обрывать на полуслове, как нельзя оставить дом без крыши. Каждый из вас напишет свое сочинение на листочках, а потом мы с вами составим книгу под названием « Наш первый день весны».
5. Написание работы.
Теперь, ребята, пришло время описать первый весенний день.
– Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка «Звуки весны». Открыли глаза, приступаем к работе.
(Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.)
Сочинение для слабых учащихся
Вот и в…сна пр…шла
Пр…шла в…сна. Б…гут … ручейки. Со…нце согр…вает все вокруг … лучиками. По небу плывут … облака. Радуются в…сне не только люди, но и все ж…вое. Весело щебечут в гнездах птенцы. Проснулся от … спячки м…дведь. Но в…сна для людей не только радость, но и … заботы.
Мне нравится в…сна, ведь каждый раз рождается новая ж…знь., Сочинение для слабых учащихся
-
Какое время года наступило?
-
Как стало светить солнце?
-
Что появляется на деревьях?
2 стр., 587 словСочинение лишь слово образует мысль оно есть ее существование
... 1989. На этой странице искали : лишь слово образует мысль оно есть ее существование сочинение сочинение на тему лишь слово образует мысль оно есть её существование лишь слово образует мысль оно есть её существование сочинение о платонове сочинение лишь слово образует мысль оно есть её существование Сохрани ... лиц, людей. Платонов передал драматизм построения социального рая. Писатель создает анти ...
-
Какие цветы появились на проталинках?
-
Как весной поют птицы?
-
*Что ещё происходит в природе весной?
-
Любишь ли ты весну?
6. Самопроверка (редактирование).
У каждого из вас на столе находится план проверки сочинения.
План проверки сочинения
— проверь правильность построения предложений
— проверь логичность построения текста
— определи нет ли повторов, если есть – замени словом, близким по смыслу
-
проверь написание орфограмм:
-
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН
-
Написание предлогов
-
Написание словарных слов
-
Написание слов с безударными гласными
-
Написание слов с парными согласными
-
Наличие знаков препинания в конце предложения ( . ! ?)
НЕ УВЕРЕН — СПРОСИ!
7. Итог урока.
— Ребята, вот мы с вами и создали книгу под названием « Наш первый день вясны». Ее вы можете показать своим друзьям, родителям.
8. Рефлексия.
На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют таблички с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.
— Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.
— Поделитесь своими впечатлениями от урока.
Чем понравился урок?
С какими трудностями столкнулись?
Довольны ли своей работой на уроке?