На известной картине Карла Брюллова изображены две дочери русского купца-коннозаводчика Афанасия Шишмарева – Александра и Ольга. Заказ художник выполнил в 1839 году, нарушив привычные рамки написания портретов.
Непривычно для портретов того времени, девушки не позировали специально, а запечатлены в движении, на лестнице. Сестры спешат на конную прогулку, сопровождаемые небольшой черно-белой собачкой, которая тоже рада намечающемуся путешествию.
На девушках надеты богатые и опрятные платья, свидетельствующие о том, что они следят за модой и имеют хороший вкус к одежде. Несмотря на то, что сестры очень похожи внешне – у обеих темные волосы и тонкие черты лица, художнику К. Брюллову удалось показать разницу в их характерах.
Старшая сестра Александра уверенно мчится впереди, и кажется, только мельком, случайно смотрит с портрета на зрителей. Ее развевающаяся лиловая вуаль удачно показывает ее подвижность и активность. Темное бархатное платье хорошо сидит на девушке, подчеркивая фигуру и оттеняя белую кожу.
Ольга же, младшая дочь Афанасия Шишмарева, наоборот, выглядит спокойной и застенчивой. Она в нерешительности замерла на лестнице, чуть отстав от сестры. Судя по розовому румянцу на щеках, молодая девушка даже немного смущена. Легкая соломенная шляпка и белая прозрачная вуаль указывают на юный и нежный возраст героини. Однако Ольга крепко зажала в руке хлыст, что говорит о том, что несмотря на внешнюю мягкость и нежность, девушка все же является сильной натурой.
Отлично дополняет контраст в характерах девушек и окружение картины. Брюллову с помощью цветового решения удалось придать картине динамику и показать движение. Левая сторона, с Александрой, выполнена в темных тонах. На заднем плане мы видим серого коня в яблоках, нетерпеливо бьющего копытом в ожидании своих прекрасных пассажирок. На улице легкий ветер, и, кажется, мы даже слышим шум листвы могучего дерева, стоящего неподалеку. Правая часть картины представлена в светлом цвете, голубое небо говорит о том, что на улице раннее утро, и солнце только недавно запустило свои лучи.
У Карла Брюллова получилось отойти от привычных правил написания портретов и в своеобразной жанровой зарисовке точно передать характеры героинь. На картине сестры Шишмаревы выглядят очень красиво, от них веет теплом, молодостью и задором. Девушки остались довольны получившимся портретом.
Нестеров «на руси. душа народа» описание картины, анализ,
... на Руси было очень сложным и болезненным этапом. Лучшие картины Нестерова М.В. Певец «Святой Руси » —картины Михаила Васильевича Нестерова ... На горах Девушки на берегу Странник на берегу реки Сестры ... Портрет жены, Е.П.Нестеровой Элегия. Слепой музыкант Молчание Думы За приворотным зельем Абрамцево. Этюд к Варфоломею Александр Невский Два лада Родина ... пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям « ...
Описание-отзыв
Приятная картина, тут портрет не «парадный», а «живой». То есть обычно портреты очень пафосные и скучные. Кто-то сидит в красивой позе, надел всё лучшее и дорогое. Строгое выражение лица, напряжение. Женщины в своих фамильных украшениях, мужчины при орденах. А вот это портрет, как фотография сейчас. Девушки в обычной одежде, они двигаются. Всё вокруг них живёт – бежит собака, конь бьет копытом, деревья машут ветками на ветру.
Собственно, сестры спускаются по красивой лестнице. Они не бегут, но и не идут царственно. Их вуали развеваются на ветру. Сестры, конечно, похожи, но совсем не одно лицо. У обеих черные блестящие волосы аккуратно собраны. Глаза черные, кожа светлая, немного восточные черты лица. Обе стройные, молодые! У них длинные юбки, кофты с длинными рукавами.
Та, которая спустилась ниже – моложе, по-моему. Года на три. Она очень милая, у неё тонкие черты лица. На ней синяя юбка, вуаль тоже синяя. Полупрозрачный белый воротничок – такая стойка на вырезе черной кофты. Вполне стильно! Девушка мне кажется более кокетливой. Чуть голову склонила… Может быть, ей нравится художник. Но я не знаю, сколько ему было лет… И, вообще, ситуации.
Старшая смотрится проще, даже более открытой. У неё черная юбка пышная, красноватая кофта, а вуаль желтоватая. А ещё есть шляпка! Наверное, она больше боится получить солнечный удар. На шее какой-то красный платок под кружевным белым воротником. От этого она напоминает учительницу.
Рядом с ними просто летит собачка. Она так спешит по лестнице, не сообразила, видно, сразу, что хозяйки сейчас уедут. Такая белая с коричневыми пятнами, достаточно длинная шерсть. Это собака не просто для красоты, но она и не охотничья. Думаю, это породистый друг сестёр. Интересно, она тоже на прогулку?
Конь, скорее всего, рвётся вскачь. Это белый красивый скакун, ему скучно стоять на привязи. И там ещё один – вороной. Его ведёт под узды конюх в красных шароварах, которого не очень видно.
Погода летняя, всё зеленая. Светло, голубое небо… Прогулка на конях – то, что нужно в такую погоду (и в тот век).
Будто художник просил позировать, а они, мол, мы лучше покатаемся.
Мне нравится этот динамичный портрет.
`