«Обоз чумаков» — картина Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817–05.05.1900), русского художника-мариниста с мировой известностью. Картина написана в 1862 году, размер — 61 × 83 см, техника написания — масло.
Жанр произведения — жанровая сцена, пейзаж. Изображён обоз чумаков (торговцев, перевозящих товар) на фоне природы южной России.
Композиция картины диагональная: протянулась дорога наискосок от правого угла картины к левой стороне, до горизонта. По дороге движется обоз, запряжённый волами.
Голубой морской простор на этом холсте запечатлён справа, на периферии полотна, но море будто сливается с простором степным. Центральное место отведено заходу солнца над южнорусской степью.
На переднем плане с правой стороны картины изображены повозки, поднимающиеся на холм. Вдоль дороги колосится жито. Обоз освещён заходящим солнцем. Возы наполнены товаром с верхом. На первом сидит девушка в малорусском костюме, она обернулась лицом к заходящему солнцу. Слева виднеются у подножия холма белые хаты, крытые соломой, за ними — ветряная мельница.
Средний план — зеленеющая степь, по которой лентой вьётся дорога. Вдоль неё стоит ещё одна мельница с хуторком. Справа синеет море, оно спокойно, вдали виден белый парус. Слева — огненный шар солнца, зависший над горизонтом. Солнце притягивает взгляд, оно в центре внимания.
Задний план — обширное ясное небо с лёгкими перистыми облаками.
Цветовая гамма определяется нежным розовым закатом, который румянит всё вокруг. Розовеет дорога, пшеница, соломенные крыши, мельница и вся степь. Море, однако, синее, оно отражает небо, которое в вышине налилось густой голубизной. Склоняясь к закату, небеса приобрели бирюзовый оттенок, а в соединении с ним образовался золотисто-розовый цвет. Такая заря вечером обещает наступление ясного дня.
Картину заливает вечерний свет. Косые лучи заходящего солнца мягко освещают холм, на который взошёл обоз, повозку, степь. Нет яркости дня, свет рассеянный, и тени уже нечёткие. Приподнявшаяся на возу девушка ещё отчётливо видна в своей белой блузе. Из-под руки она смотрит на пылающий шар — уже не больно глазам.
Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. ...
... Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве. Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует “Утопии” Томаса Мора. Город ... собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай (в сочинении Мора – философ Утоп, основавший новое государство и учредивший его законы). Другие произведения Т. Мора не столь значительны, ...
Идея картины состоит в передаче настроения художника. Он восторгается закатом летнего дня в степи, морем, небом. И это чувство нашло выход в создании такой картины. В ней ощущается упоение красотой мира. Люди, занятые своими обыденными делами, тоже не могут не любоваться дивным вечером. Так, девушка провожает взглядом солнце. Полотно наполнено воздухом, ширью небес, грустью расставания с солнцем до следующего дня и любовью к природе.
Картина И.К. Айвазовского «Обоз чумаков» находится в Крыму, размещена в картинной галерее Феодосии, родном городе художника. Как и множество других полотен Ивана Константиновича, она отражает богатство его художественной натуры, его восприятие мира и не перестаёт удивлять высоким мастерством. Картина зачаровывает зрителя и помогает увидеть прекрасное в окружающем мире.