Программа кружка » на отлично!»

Сочинение

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

технологию организации учебного процесса;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

требования к результатам освоения ЕГЭ;

список литературы для учащихся.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-na-kakie-krujki-ya-hoju/

Цели программы:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания ЕГЭ;

2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Содержание программы

Раздел 1.

Разноаспектный анализ текста.

1. Стилистический и типологический анализ текста. 7 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

23 стр., 11099 слов

"Формирование развития навыков связной описательной речи как ...

... структурных особенностей текста, использование выразительных средств является показателем высокого уровня речевого развития. Работа над развитием связной речи – умением строить тексты разного вида ... дошкольников 5 – 6 лет, состоящей из 10 человек. Глава I . Теоретические основы проблемы развития описательной речи у детей дошкольного возраста 1.1 Лингвистические основы развития описательной речи Речь ...

2. Лингвистический анализ текста. 8 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

Раздел 2.

Сочинение-рассуждение на основе текста.

1. Анализ текста. 5 часов.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема №3. Тренировочные сочинения. 8 часов.

Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

15 стр., 7390 слов

Культура речи и средства эффективного общения

... общения. 3. Выявить средства эффективного общения. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения Культура речи – сравнительно новая ... задолго до самого факта появления ребенка, активно продолжает его в первые часы, дни, недели жизни младенца - человека, который еще только начинает строить ...

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:, Основные термины и понятия

Стили речи:

Типы речи:

Изобразительно-выразительные средства языка., Лексические средства:, Синтаксические средства:, Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

  • уроки-лекции;
  • уроки применения знаний на практике;
  • уроки навыков (тренировочные);
  • уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
  • самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Литература для учителя

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-na-kakie-krujki-ya-hoju/

1.А.И. Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

7 стр., 3068 слов

Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...

... на мелкие куски”. По типу речи – это повествование с элементами описания, так как ... стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как ... В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой. В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка ... лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ...

2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С).

М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.

7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 13-е издание. — М.: Просвещение, 2007.

12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки. С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.

15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Вид урока

Дата

Примечание

План

Факт

Тема 1. Разноаспектный анализ текста. (15 часов), Стилистический и типологический анализ текста. 7 часов.

1

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста, способы связи в тексте

Лекция

07.09

2

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

14.09

3

Лексические средства организации текста.

Лекция

21.09

4

Морфологические средства организации текста.

28.09

5

Синтаксические средства организации текста

06.10

6

Стили речи. Типы речи

Тренировочный

13.10

7

Контрольная работа № 1 (промежуточная)

Контрольный

20.10

Лингвистический анализ текста.8 часов

8

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Лекция

27.10

9

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Практикум

10.11

10

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Практикум

17.11

11

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

24.11

12

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Практикум

01.12

13

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

2 стр., 795 слов

По тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова

... (По А.Лактионову) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) 1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, если ... ценным. 3. Проблема отличия фанатизма от преданности истине. (Чем отличается верность своим убеждениям от слепого фанатизма?) 3. Верность истине способствует нравственному развитию личности, а фанатизм ...

Практикум

08.12

14

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Практикум

15.12

15

Промежуточная контрольная работа № 2

Контрольный

22.12

Тема 2. Сочинение-рассуждение на основе текста., Анализ текста. (5 часов)

16

Содержание исходного текста. Тексты функционального стиля.

Лекция

18.01

17-18

Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Практикум

25.01

19

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний

01.02

20

Промежуточная контрольная работа № 3

Контрольный

08.02

Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

21

Вступление к сочинению.

Практикум

15.02

22

Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

22.02

23

Авторская позиция.

Практикум

01.03

24

Основная часть сочинения.

Практикум

15.03

25

Изложение собственного мнения.

Практикум

22.03

26

Заключительная часть сочинения

Практикум

05.04

Тема №3. Тренировочные сочинения

27-30

Тренировочное сочинение.

Практикум

12.04

19.04

26.04

03.05

31

Итоговая контрольная работа.

Контрольный

10.05

32

Сочинение в формате ЕГЭ

Практикум

14.05

33

Сочинение в формате ЕГЭ

Практикум

17.05

34

Сочинение в формате ЕГЭ

Практикум

24.05