Школьные сочинения по литературе (7)

О Сергее Есенине я слышал еще в детстве, но знал о нем очень мало. Только то, что он поэт, и его стихи достаточно хорошие. А теперь, изучая его жизнь и творчество, я познакомился с ним поближе и узнал, что это великий русский поэт. К тому же простой «деревенский человек, мечтатель, мягкий парень».

И стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина веет духом народной жизни, а причиной послужило и то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.

А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные.

Посмотрим теперь глубже. Чем все-таки привлекает меня поэзия Есенина? Можно коротко сказать, что абсолютно всем. А для большей убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина. Его поэзию люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.

Мне нравится его » родной край с его обширными полями, ярким ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц». Есенин очень много стихотворений написал о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно «большие свечи», о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях. Особенно замечательны стихи об осени. Мое любимое стихотворение:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально улетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места.

Удивительно, что первое слово стихотворения — глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие.

В первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли… Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них, а в настрое души лирического героя, о чем свидетельствуют эпитеты: «роща золотая», «березовым, веселым языком». «Печально пролетая» — так может сказать только человек.

15 стр., 7239 слов

Тематические особенности творчества Сергея Есенина

... тематические особенности творчества Сергея Есенина. Материалом для данной работы послужили воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта, а также его стихи. Цель настоящей работы - освещение тематических особенностей творчества Есенина. Ею ...

Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека. Обращает на себя внимание необычный эпитет «широкий месяц».

В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя — «вечно странствующего странника»:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

«Золотая» юность героя, подобно роще, «отговорила веселым языком».

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

Четвертая строфа — кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной («один среди равнины голой») тоски и одиночества решается образом необычайной поэтической силы:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

«Но никого не может он согреть…» Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят», «не пропадет») на этот раз звучат уже в качестве утверждения:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Откуда же у поэта уверенность в том, что все не напрасно? «Роща золотая» — это сам поэт и его поэзия. (Потому и «не обгорят рябиновые кисти» и «не пропадет трава».) Для Есенина поэзия- это прекрасный сад (роща), где слова — листья, образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком.

В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (3 и 4 строфы), а просветленная грусть. Есенин о своем «возрасте осени» скажет: «Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа- одно целое. И поэт отождествляет себя с природой:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

С жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса по-пушкински светло.

2 стр., 671 слов

Отговорила роща золотая

... крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не ... образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь». Герой Есенина неотрывно связан ...

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Какое множество разных чувств помещено в душе Сергея Есенина. К счастью, нет на земле такого человека, который бы не любил его. Какую замечательную песню поет о нем известная советская певица Галина Ненашева.

Колышет березоньки ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблен.