Захарова л сочинение по литературе

Саша Горин, ученик девятого класса, — типичный городской школьник и — что тоже доволь­но типично, к сожалению, — единственный сын у мамы, которая вос­питывает его одна. Правда, не так давно пришлось Елене Алексеевне привезти из деревни больного старика-отца, и теперь они живут втроем. Нельзя сказать, чтобы внук особенно обрадовался такому при­бавлению; но дед оказался тихим и неза­метным: никому не докучал и почти не выходил из отведенной ему комнатушки; ну, а заботы о нем Саша, разумеется, пол­ностью предоставил матери. И то сказать: у современного старшеклассника, тем бо­лее поставившего перед собой определен­ную цель (а у Саши она была — готовил­ся в МЭИ, ездил на подготовительные курсы), занятий и дел, что называется, под завязку: не говоря об учебе, хватало всего прочего. Секция самбо, изучение ав­тодела, шахматы, радио, цветомузыка, дискотеки, а в выходные надо хоть пару часов погулять, зимой — покататься на лыжах, летом — на велосипеде, съездить с ребятами на речку, сходить в кино, на­конец, просто поболтаться по улице, ос­вежить голову, начиненную формулами, теоремами и правилами. Прибавьте к это­му, что Саша умудряется учиться хорошо и отлично и даже время от времени по­могает маме купить хлеб, продукты, вы­нести ведро, пропылесосить ковер… Так что на другие дела времени попросту не остается, выспаться как следует — и то некогда.

Мама, конечно, тоже занята; она машинистка в учреждении, получает не слишком много и прирабатывает иногда частной перепечаткой. Характер у Саши, в общем, неплохой, с мамой он ладит, хотя и не очень балует доверием, то есть не слишком распространяется о своих делах и поступках и тем более — привя­занностях, на все расспросы (ох, и лю­бопытные же эти женщины!) ограничи­вается кратким и подходящим на все слу­чаи жизни — «нормально». Ну, и — опять-таки по-современному, — бывает, немного грубит и матери, и деду, уж не без этого, если к нему пристают или он сам не в духе. Старика именно он при­учил знать свое место и не соваться в Сашину комнату. Поначалу тот, бывало, пробовал заговорить с внуком, погружал­ся в воспоминания — но кому это нуж­но? И вообще — очень интересно слу­шать его побасенки! Он, небось, от ста­рости все перезабыл и теперь сочиняет, что в голову взбредет, — поди поверь! Так и уроки не успеешь выучить.

Мама — та иногда заходит в дедову комнату, сидит там, беседует с отцом; ну, это их дело. Сама привезла — вот пусть теперь и возится.

6 стр., 2736 слов

На английском языке про внешность мамы

... умеет водить машину. Моя мама иногда злится на меня, когда я не хочу учиться. Я люблю свою маму, потому что она лучшая мама в мире. Сочинение на английском MOЯ МАМА #3. My mum ... Я люблю свою маму, она очень красивая. Такое описание может составить и ребенок, в нем нет сложной лексики и грамматических конструкций. В принципе, все описания внешности и характера ...

Сегодня к Саше обещал зайти новый приятель — Генка Вихрев. Да вот и он! Звонит ровно в пять — как договорились. Молодец! Прямо граф Монте-Кристо.

Хозяин с улыбкой отворяет дверь, ве­дет гостя к себе.

Генка недавно стал учиться в их клас­се — родители получили квартиру в этом районе. Вихрев — высокий, широкопле­чий парень, с круглым румяным лицом и большими деревенскими руками. Все свои восемь школьных лет он жил и учил­ся в деревне у бабушки, так как родители жили в тесноте на частной квартире. Те­перь же сын переехал к ним и с трудом осваивается с городской жизнью, скучает по деревне, где помогал бабке ухаживать на ферме за телятами, ходил с ребятами на покос и в лес — за грибами и ягодами. Столичная сутолока ему непривычна, утомляет, хочется воздуха и простора, тя­нет на природу. Каждое лето он с радос­тью возвращается в родные места и рабо­тает в полную силу. Тяжело переносит Генка разлуку с деревенскими друзьями и о старушке беспокоится: как там она, без его помощи, без мужских рук?

Сашина комната битком набита все­возможными радиодеталями, обрывками проводов, техническими журналами, схе­мами и чертежами; тут же — раскрытый магнитофон, наушники, кассеты, не­сколько самодельных радиоприемников; в углу — телевизор, на письменном сто­ле — учебники, тетради…

Звуки какого-то игривого шлягера за­полняют комнату. Но вот они замолкают, и за стенкой слышится слабый, хриплый старческий кашель.

  • Кто это там? — удивленно спраши­вает Гена, считавший, что они с Сашей одни в квартире.
  • Дед мой, — небрежно отвечает Саша.

— Не обращай внимания, он сюда не войдет, мешать не будет. Как ты насчет Высоцкого? Или предпочитаешь из-за бугра? У меня на любой вкус…

  • А дедушке… разве шум не мешает? — снова задает вопрос Вихрев.

Саша отмахивается, берет новую кас­сету.

  • Нет, он уже привык. Ведь когда я дома, всегда музыка звучит. Без нее ниче­го не могу делать, даже задачки решать.
  • Знаешь, выключи…

— смущаясь, просит Гена, стараясь перекричать исте­рические вопли на непонятном языке и чувствуя себя так, словно он делает что-то непозволительное.

  • Как хочешь… Желание гостя — за­кон. Так, может, чаю?
  • Нет, не надо. Спасибо.

Пожав плечами, Саша подчиняется, вопросительно смотрит на Генку. Тот предлагает:

  • Лучше покажи, что ты тут масте­ришь.

Вместе они копаются в маленьких при­емниках, потом листают журналы, смот­рят альбом с марками, затем другой — с фотографиями.

Деланно небрежно Саша говорит:

— Это я снимал, когда мы всем клас­сом в Волгоград ездили, на Мамаев кур­ган. Марьяша просила для школьного стенда сделать. Видел в коридоре на вто­ром этаже? Вот, смотри: рука держит фа­кел. Вечный огонь. А по стенам в Зале солдатской славы — мозаичные знамена, на них -фамилии погибших в боях за Сталинград… Знаешь, сколько их там?

  • Я тоже туда ездил с родителями… Дед танкистом был. А твой тоже воевал?

Саша не успевает ответить. Дверь не­уверенно открывается, в щель робко про­совывается маленькая и усохшая старчес­кая головка, покрытая редким белым пушком, похожим на тополиный; зацвет­шие слезящиеся глаза на сморщенном личике смотрят с боязливым любопытст­вом. Затем в комнату протискивается ху­дой сгорбленный человечек в темной пи­жаме и стоптанных шлепанцах.

32 стр., 15589 слов

Детские поэтические сборники Саши Черного

... так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям. Первые стихи Саши Чёрного опубликованы в житомирской газете «Волынский ... судьбой искупила свой выбор сполна. Теперь очередь за нами. Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Чёрного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам ...

Гена встает и почтительно говорит:

  • Здравствуйте, дедушка!
  • Здравствуйте…

молодой человек… — тонким голосом произносит старик, но тут же начинает кашлять и задыхаться.

Саша недовольно морщится.

  • Тебе чего, дед? — спрашивает он су­рово и недружелюбно.

Старичок смущается, машет рукой. Но вот кашель понемногу проходит, и дед отвечает, сконфуженно улыбаясь и выти­рая пальцами слезы на глазах:

  • Да нет, внучек, ничего. Я только хотел…
  • А ничего, так и иди к себе! Сгинь, как говорится, и не возникай.

Не мешай нам.

  • Уйду, уйду… — жалко бормочет ста­рик, поворачиваясь опять к двери, от ко­торой он так и не успел отойти. — Изви­ни… внучек…

Когда он исчезает, гость неодобритель­но спрашивает:

  • Чего это ты с ним… так?
  • С дедом-то? — искренно удивляется Саша. — А чего ему с нами делать? Балдеть, что ли? Диски крутить?

Он сам от души смеется над таким предположением, но Гена остается серь­езным и озабоченным. Снова садится, трет рукой лоб.

  • Послушай… А может, ему что-ни­будь нужно было? Лекарства? Или докто­ра вызвать?

Саша беззаботно отмахивается.

  • Да брось ты! Услышал твой голос -вот и осмелился, думает, я при тебе по­стесняюсь его выставить. Так-то я отучил его соваться без дела в мою комнату: как заведет свою шарманку — ни одного уро­ка не сделаешь. Знаешь, старики какие болтливые!
  • Он что, воевал? — повторяет Гена заданный ранее вопрос.
  • Кажется…

Не знаю точно. Вроде бы воевал, но он от старости заговаривается. Верить ему ни в чем нельзя.

  • У моего дедушки было восемь меда­лей и один орден, — задумчиво говорит Гена. — Он погиб под Сталинградом в со­рок третьем, в феврале…

Саша из вежливости некоторое время сочувственно молчит, потом предлагает:

  • Ну что, может, опять маг включим? В шахматы сразимся? Или все-таки чайку?
  • Да нет…

Спасибо. Знаешь, я, пожа­луй, пойду.

Гена поднимается с дивана.

  • Скоро сочинение сдавать. Мария Сергеевна велела к понедельнику, а я до сих пор не закончил. Ты уже написал?
  • Тоже нет…

Ну, еще три дня, успею. Да Марьяша тетка добрая, она и во втор­ник возьмет, поворчит только — для по­рядка. Все равно недели две будет прове­рять. Да ты сядь!

  • Нет, пора. Пока.

Немного обескураженный, Саша про­вожает приятеля в переднюю, чувствуя смутное недовольство собой — да и Ген­кой, своим новым приятелем, тоже. Воз­вратившись в комнату, он с нахмуренным лицом убирает альбомы и пластинки и, обложившись книгами, садится за сочи­нение «Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне». Материалов у него хоть отбавляй: тут и трилогия К. Симо­нова, и воспоминания маршала Г.К. Жу кова, и сборник «Строка, оборванная пу­лей», и Василий Гроссман… Стихи по­этов-фронтовиков — живых и погибших…

Саша долго и сосредоточенно переби­рает листочки, сортирует их, делает заклад­ки в книгах… Он привык работать тща­тельно и добросовестно, у него почти по всем предметам пятерки… А его сочинения Мария Сергеевна, или Марьяша, на уро­ках обычно читает вслух как образец, вос­хищаясь эрудицией автора и эмоциональ­ностью изложения. Саша и в самом деле много читал о войне, на вечерах выступал со стихами А.Межирова, М.Дудина, Г.Су­ворова, И.Уткина, П.Когана, А.Твардов­ского, Э.Асадова… Декламировал отлично, с большим чувством, так трогательно, что девочки иногда не могли сдержать слез… Особенно удавались поэтические вечера, когда в зале читали при свечах, в таинст­венном интимном полумраке, сидя на креслах вокруг овального стола, в почти семейной обстановке…

18 стр., 8715 слов

Хорошо начинался первый долгий поход капитана гранта. «Дети капитана ...

... сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 38 текста: «А точно было одно: на том берегу огонь и люди, а на этом парусник «Капитан Грант». ... году в журнале опубликовал первый роман "Необыкновенные путешествия" ... считался одним из лучших шкиперов Глазго. Ему ... Женька торопливо кивнула несколько раз. Потом спросила: - А твоему Антошке ... показывают на неуверенность Деда. С одной ...

Но сегодня Саше Горину почему-то не пишется. Он встает, бродит по комнате, делает небольшую разминку, снова садит­ся и перелистывает первоисточники, за­тем бросает их, включает кассету с запи­сью модного певца, опять досадливо щел­кает выключателем…

Вдруг его осеняет:

«Ну и дурак же я, роюсь в книжках! Ведь это идея — расспросить деда, живого сви­детеля и участника войны! Припоминаю: он вроде и в самом деле где-то воевал… Кажет­ся, про Болгарию что-то говорил? Или Польшу? В общем, где-то за границей уча­ствовал в боях — если, конечно, можно ему верить. Да если чего и присочинит — кто проверять будет? Не Марьяша же! А он — еще как обрадуется моей просьбе! Давно не имел слушателей, ему и вправду скучно. Мама только иногда посидит с ним, но ведь и ей некогда: сготовить обед, постирать, убрать, да работа, да магазины… А он один все время. Наверное, потому и отважился сегодня зайти к нам, что Генкин голос ус­лышал. Рискованно,конечно, как говорит­ся, создавать прецедент — попроси один раз о чем-нибудь рассказать, так потом спасу не будет, не отбояришься от него. Ну, да как-нибудь отобьюсь, он меня побаивает­ся. Между прочим нехорошо, что я его при Генке выставил, не совсем удобно получи­лось. Все-таки Вихрев — посторонний че­ловек, а вдруг деду действительно плохо было, да он не решился сказать об этом после моего «приветствия»? да, что-то вро­де этого. Теперь, по совести говоря, и мне идти к нему тоже не очень-то ловко, он может так же отправить меня куда подаль­ше, как я его… Да нет, он не посмеет, он, в сущности, хороший дед, безобидный. Ко­нечно, неохота идти, неприятно, но — ради дела -нужно. Как это я совсем упустил из виду, что он — участник войны? Марьяша сумеет по достоинству оценить сведения «из первых рук» — пусть даже дедуля по старо­сти и приврет малость…»

Честно говоря, Саше совсем не улыба­ется идти к старику, слушать его слабый голос, то и дело прерываемый кашлем. Внук считает, что дед давно отжил свое, и относится к нему, как к ненужной старой мебели, которая хоть и мешает, а выбро­сить не поднимается рука: не то чтобы жалко, а немного неудобно перед мате­рью. Она ведь ко всему этому привыкла — как ее огорчишь? У Саши, конечно, есть свои недостатки, как у каждого человека; бывает грубоватым и нетактичным — что есть, то есть, никуда не денешься, он это и сам осознает; но, в целом, он неплохой парень, «даже где-то добрый, щедрый и притом хороший товарищ», как он сам про себя думает. И теперь ему даже радо­стно на душе, что он решился-таки пере­силить свое неприязненное чувство и, совместив приятное (для деда) с полезным (для себя), сделать два добрых дела сразу.

2 стр., 916 слов

Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М.А. Шолохова)

... “Донских рассказов” Шолохова мы сталкиваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война людей. Другой отец, из рассказа “ ... мнение люди, стоящие во главе государства. Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/donskie-rasskazyi/ Для подготовки ... земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, ...

Поколебавшись еще несколько минут, Саша встал и, растроганный своим вели­кодушием, открывает дверь в боковую комнатушку:

  • Дед, я к тебе. Можно?

Ответа нет. Саше становится не по себе. Старик лежит на кровати в какой-то странной, неестественной позе, отки­нув голову. Открытые глаза неподвижно смотрят в потолок.

— Дед! — почти шепотом зовет Саша. — Деда! Дедуля! Ответа он не получает, и ужас стиски­вает его сердце железными клещами. В первый раз в жизни он видит мертвым того человека, с которым говорил (если это можно назвать разговором) несколько ми­нут назад и которого видел живым и срав­нительно бодрым, который только что хо­дил, кашлял, здоровался, извинялся…

Вероятно, старику было плохо с серд­цем, а Саша не подошел к нему, не рас­спросил, не помог, а просто выгнал — да еще при чужом человеке… И никогда, никогда теперь не узнать, что и как слу­чилось, и никогда и ничем теперь не за­гладишь эту непрощаемую вину… Может, это он, Саша, ускорил смерть деда своей грубостью, проще говоря — убил его?

Полный раскаяния, дрожа от страха, он с трудом набирает негнущимися пальца­ми «03», потом звонит матери на работу…

  • ..Саша пошел в школу только через три дня, уже после похорон деда. Сочи­нение ему, конечно, разрешили сдать поз­же, в пятницу. Получил он за него, как всегда, пятерку, и Мария Сергеевна опять читала его вслух в классе…

А когда мать, то и дело вытирая слезы, разбирала потом дедовы вещи, она нашла целый чемоданчик всевозможных бумаг. Там оказались фронтовые письма ее отца к матери, Сашиной бабушке, и ее ответы; дневники-воспоминания, которые вел быв­ший воин, и выцветшая газетная заметка об Алексее Петровиче Голованове: это он, дед, отец Сашиной мамы, первым ворвался на своем танке в пылающую деревню, только что покинутую отступившим врагом… На самом дне чемодана лежали несколько ме­далей и орден Красной Звезды.

Жаль, что Саша не знал этого раньше. Очень бы пригодилось для сочинения.

Захарова Л. Сочинение по литературе: Рассказ // Воспитание школьников. — 2002. — №. 3 — С. 49-52., ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, РАССКАЗА Л. Захаровой «Сочинение по литературе»

  1. Какие проблемы затрагивает в своём рассказе «Сочинение по литературе» его автор Л.Захарова?

Проблемы отцов и детей (деды-внуки), милосердие, отношение современной молодежи к ветеранам Великой Отечественной войны и др.

  1. Назовите действующих лиц рассказа.

Саша Горин, Гена Вихрев, дедушка Гены — ветеран Великой Отечественной войны, а также незримо присутствующая мама Саши Горина.

  1. Что вы можете сказать о Саше? Положительный ли он герой рассказа

Единственное положительное качество Саши — он отлично учится. В остальном, он циничный молодой человек, эгоист, думающий только о своем благополучии и покое, который никто не должен нарушать. Он груб с дедом, скрытен с мамой. Ему неинтересны проблемы взрослых, лишь бы ему в этой жизни было комфортно и хорошо. Он поставил перед собой цель — поступить в МЭИ, ездит на подготовительные курсы, и он поступит в институт, но какой ценой? Если кто-то вздумает ему помешать, такому человеку не поздоровится. О таких, как Саша, говорят, что к своей цели он идет «по трупам».

25 стр., 12251 слов

Мнение критики война и мир. Страхов Война и мир. графа Л.Н. Толстого. ...

... comme il faut. Эта закваска была в Толстом. По "Войне и миру" и "Анне Карениной" видно, как близка была его ... клерикальный и утилитаризм интеллигентский нам одинаково чужды и одинаково мешают понять и оценить религиозное сознание Толстого. Из обширной литературы об ... никогда не понимал общественных форм борьбы со злом и общественных форм творческого созидания жизни и культуры, что отрицал историю, и ...

  1. Саша двуличен. В школе он один, а дома — другой. В школе — отлично учится, талантлив, отлично пишет сочинения, мастерски читает стихи, а какой он дома?

Дома он грубит иногда матери, дедушку он «вымуштровал» так, что тот боится не то что заговорить с Сашей, а даже заглянуть в его комнату. Он ничего не знает о своем деде, да и не желает знать. И только тогда, когда у него не заладилось с сочинением по литературе, Саша вспоминает, что дед вроде бы где-то воевал и может помочь своими воспоминаниями. Да и здесь он боится, как бы потом дед не доставал его своими разговорами.

  1. А что вы можете сказать о Генке Вихреве? Что вам понравилось в этом юноше?

Гена, в отличие от Саши, человек порядочный и основательный. Он много лет прожил в деревне с бабушкой и привык трудиться. И сейчас, живя в городе, он беспокоится о своей старенькой бабушке — как она там одна справляется с хозяйством. Он знает о своем дедушке всё — где служил, где воевал, за что получил боевые награды, как погиб.

  1. Почему Генке было неудобно и стыдно за Сашу, когда он пришел к нему в гости?

Саша громко включал музыку, пренебрежительно отзывался о своем дедушке, выставил его из своей комнаты, поэтому Генка заторопился домой.

  1. Ребята, а как отреагировал Саша на смерть деда?

Саша испугался, сердце его сжалось клещами, он понял, что старик хотел попросить о

помощи, а внук просто выгнал дедушку. Саша понимает, что никогда теперь не загладить ему эту вину. И, дай бог, чтобы эту боль и эту вину он помнил всю жизнь. Тогда есть надежда, что смерть деда изменит Сашу в лучшую сторону.

  1. А как относилась к своему отцу мама Саши?

Она любила своего отца, когда он стал совсем беспомощным, привезла его к себе домой, ухаживала за стариком, находила время для бесед с отцом. А вот то, что сын растет таким черствым и эгоистичным, проглядела.

  1. А как вы сами относитесь к ветеранам войны, что вы знаете о своих дедушках, бабушках? Приведите примеры отношения к ветеранам Великой Отечественной войны из жизни своей семьи, близких или знакомых.

    18 стр., 8589 слов

    Сочинения по темам: школа, дом и родной край

    ... новости. Дом это место безграничной любви и доброты. Еще больше сочинений на тему: «Мой дом»: Сочинение №2 Сочинение №3 Сочинение №4 Сочинение №5 Сочинение №6 Мой родной дом для ... вечером — она никогда никому не отказывает. Дядя Саша с нашей площадки — бессменный мастер-строитель, помогающий не только ... школе, за границей — рано или поздно меня тянет домой, в мой поселок, к моим друзьям. Я живу в ...

Вопросы для беседы разработала:, Кузнецова Раиса Алексеевна,