Какие люди остаются в истории? (3 варианта)

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

историческому процессу

или по

исторической личности

  • Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса

ИЛИ

три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах).

    При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах).

    10 стр., 4807 слов

    Роль личности в истории — -рассуждение 11 класс

    ... личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений) ... Интернет. В сочинении о роли личности в истории важно упомянуть, что история состоит ... в России проект парового двигателя ». Хотя, конечно, это процессы, которые ... при написании сочинения по обществоведению «Роль личности в истории», но вряд ...

    При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

  1. Выбирать следует процесс/личность, который(-ую) лучше всего знает выпускник.
  2. Заполнить черновик в табличной форме:
    Событие (явление, процесс) Причина(-ы) события (явления, процесса) Личности и их конкретные действия Значительное влияние конкретных действий исторической личности на ход и (или) результат событий (явлений, процессов) Последствие (-я) события (явления, процесса)
    Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

    ИЛИ

    Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты ( для модели по историческим личностям

  3. Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.
  4. Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

  • Чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил, Суворов начал готовиться к наступлению. Он приказал построить укрепления, похожие на крепость Измаил. На них солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Были заготовлены длинные лестницы и веревки, чтобы быстро взбираться вверх по вертикальным стенам крепости. Когда приготовления были закончены, то Суворов выдвинул ультиматум защитникам крепости: «24 часа на размышление — воля. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть». Комендант крепости был удивлен таким смелым вызовом. Он не мог и предположить, что Измаил будет захвачен. Поэтому он ответил русскому полководцу: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала по ней был открыт артиллерийский огонь. Затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. Тренировки солдат не прошли даром. Они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. Наконец, остатки турецкого гарнизона собрались в центре крепости. Они не имели более сил обороняться и сдались на милость победителя.
  • Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревне Фили, что спасло русскую армию от разгрома.

  • Павлом Пестелем был написан конституционный проект «Русская правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий.
  • В августе 1946 г. Жданов выступил с докладом, осуждающим Ахматову и Зощенко; этот доклад лёг в основу постановления «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», что положило начало идеологической кампании против интеллигенции после войны.
  • Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина, тем самым начав процесс десталинизации.

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Вариант 1

Понимая историю как окружающую действительность в ее развитии и движении, можно с уверенностью утверждать, что человек оказывает на нее влияние. Это касается как отдельной личности, так и целого народа. Я считаю, что каждый человек своей жизнью вносит вклад в историю. Особенную роль играют великие люди. Они воздействуют на историю, общественное сознание и мысли. Люди искусства влияют на умы посредством своих произведений. Общественные деятели используют свой ораторский талант, дела, направленные на общественное благо. Эту мысль можно подтвердить примерами из литературы.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого касается проблемы роли личности в истории. В центре исторических событий Европы начала 19 века находится личность Наполеона. Толстому не нравится Наполеон. Он отмечает его позерство. Французский император постоянно словно находится на сцене перед зрителями. Его всегда беспокоит, как он выглядит в глазах других людей, каким он войдет в историю. То, что он станет исторической личностью, у него не вызывает сомнений. Не могут быть привлекательны и действия Наполеона, направленные на захват власти в Европе, замашки на мировое господство. Толстой отказывает отдельной личности в праве решать судьбы мира. Тем не менее, роль Наполеона в истории велика. Он оказал большое влияние на умы. Вспомним начало романа. Пьер Безухов, Андрей Болконский, прогрессивные молодые люди своего времени, находились под влиянием личности Наполеона. Они восхищались его величием и его судьбой. Пьер с горячностью, напугавшей Анну Павловну, говорил о французском императоре на светском вечере. Болконский мечтал о своем Тулоне, отправляясь на войну. А сколько других людей мечтали о такой судьбе, оправдывали все поступки Наполеона, создавали свои теории захвата власти. Наполеон проиграл Отечественную войну, он не стал властелином мира, но он определенно оказал влияние на ход мировой истории. Действия любого человека имеют свои последствия, тем более действия человека, стоящего во главе государства.

Об этом говорит в романе «Петр I» А. Н. Толстой. Царь Петр оказал большое влияние на ход русской истории. Он был неординарным человеком, сильным, энергичным. Петр не понимал полумер, он хотел разрушить разом все русские традиции и установить европейский порядок. Ноша была непосильной, Петр злился, уставал. Стремясь ввести нарядную и сильную Россию на пир европейских держав, он перегнул палку. Народ бы напуган крутыми мерами царя. Он срывал людей с насиженных мест, отрывал от земли, отправлял на войну, на строительство новых городов. Конечно, без своего окружения, царю не удалось бы стать Петром Великим. И все же его личная энергетика, его харизма смогли заставить людей выполнять его волю. Побывав за границей, Петр решил, что Россия отстает в развитии от европейских держав. Он решил искусственно ускорить процесс развития, навязав чужие традиции стране. Делая это, он проявлял неимоверную жестокость. Толстой, показывая противоречивость характера царя, подчеркивает его глубокий патриотизм. Петр далек от идеала, но это не мешает признавать его великие заслуги. Он создал сильную армию, флот, проложил морской путь в Европу. Его правление изменило ход российской истории.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек может оказывать влияние на ход истории. При этом нужно осознавать, какую ответственность он берет на себя. Неординарные, талантливые люди занимают особое место в истории. Благодаря величию своих дел, они определяют облик эпохи, их влияние распространяется на последующие поколения.

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере).

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде. Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Почему это хорошо

Мысль о том, что мы не самое важное поколение и живем не в самый важный период, разочаровывает. Но это не так плохо, как кажется. Согласно теории «опасных времен», следующее столетие должно быть богатым на катаклизмы. Как отмечает Кемп, когда люди чувствуют, что будущая утопия находится под угрозой, они начинают совершать и оправдывать ужасные вещи ради ее спасения.

Например, некоторые исследователи предлагают установить постоянное наблюдение за каждым жителем планеты, чтобы предотвратить потенциальную угрозу от искусственного интеллекта.

Когда живешь в поворотный момент истории, приходится чем-то жертвовать. Но и в остальные времена живется несладко. В какой бы период мы ни жили, мы должны помнить об ответственности перед следующими поколениями.

Мы уже оставили им «подарок» в виде углекислого газа в атмосфере, пластика в океане и радиоактивных отходов в земле. Возможно, мы и не уничтожим всё живое на планете в этом веке, но вред, уже причиненный нами окружающей среде, всё равно велик.

Является ли настоящий момент в истории поворотным или нет, сегодня мы можем изменить жизни миллиардов людей, которые придут после нас, к лучшему или к худшему.

Историки будущего решат, как мы использовали эту возможность.