Ведь почему хочется быть генералом . Действие пятое, явление I

Эссе

Его дочь выходит замуж за такого человека, «что и на свете еще не было, что может и прогнать всех в городе, и в тюрьму посадить, и все, что хочет». Боже мой! к лицу ли ему генеральство! А он в неистовом восторге, в бешеной комической страсти от мысли, что будет генералом… «Ведь почему хочется быть генералом? потому что, случится, поедешь куда-нибудь, фельдъегери и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Ха-ха-ха! Вот что, канальство, заманчиво!» Так проявляются грубые страсти животной натуры! Это страсть — и страсть бешеная: у нашего городничего сверкают глаза, в голосе тон исступления, движения порывисты. Если не верите — посмотрите на Щепкина в этой роли. В комедии есть свои страсти, источник которых смешон, но результаты могут быть ужасны. По понятию нашего городничего, быть генералом значит видеть перед собою унижение и подлость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и надменностию; отнять лошадей у человека нечиновного или меньшего чином, по своей подорожной имеющего равное на них право; говорить братец и ты тому, кто говорит ему ваше превосходительство и вы, и проч.

Сделайся наш городничий генералом — и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считая себя «не имеющим чести быть знакомым с г. генералом», не поклонится ему или на балу не уступит места, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!.. тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека»… Приход купцов усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу. Сначала хочет говорить тихо, с сосредоточенной яростию и злобною ирониею; но животная натура не дает ему выдержать этой роли: власть над собою принадлежит только образованным людям; он постепенно приходит в большую и большую ярость и разражается ругательствами. Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали… Купцы являются теми же купцами: они низко кланяются, низко подличают.

Великодушный городничий смягчается, но на условии, чтобы «засусленные бороды, аршинники, самоварники, протоканалии и архибестии» не думали «отбояриться от него каким-нибудь балычком или головою сахара», ибо-де «он выдает дочку свою не за какого-нибудь дворянина»… Начинают собираться гости.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Городничий снова в своем петушьем величии. Перед ним все подличают, как перед знатною особою; поздравляют вслух с «необыкновенным благополучием» и ругают вполголоса. Городничиха, как и с самого начала пятого акта, играет роль случайной дамы, которая, однако, нисколько не удивлена своим счастием, как по праву принадлежащим ее достоинствам и как давно привычным ей. Она показывает, что равнодушна к нему. Но устарелая кокетка берет верх над знатною дамою: она почти оспоривает жениха у своей дочери. Входит простодушный почтмейстер и пренаивно открывает всем глаза насчет мнимого ревизора, доказав очевидно, что он «и не уполномоченный и не особа». Сцена чтения письма Хлестакова — в высшей степени комическая. Но что же наш городничий? — Вы думаете, ему стыдно, мучительно стыдно видеть себя так жестоко одураченным собственною ошибкою, так тяжко наказанным за свои грехи? Как бы не так! Бездарность, посредственность или даже обыкновенный талант тотчас бы воспользовались случаем заставить городничего раскаяться и исправиться; но талант необыкновенный глубже понимает натуру вещей и творит не по своему произволу, а по закону разумной необходимости.

Городничий пришел в бешенство, что допустил обмануть себя мальчишке, вертопраху, у которого молоко на губах не обсохло, он, который «тридцать лет жил на службе», которого «ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!» — Вы думаете: ему совестно, мучительно совестно смотреть на тех людей, перед которыми он сейчас только так ломался, которые унижались и подличали перед его мнимою знатностию? Ничего не бывало! Когда дражайшая его половина обнаруживает всю свою глупость наивным вопросом: «Как же?.. ведь это не может быть… Он совсем ведь обручился с нашей Машенькой?» — он не только не старается замять позорного для них обоих объяснения, но еще с досадою на ее недогадливость очень ясно толкует ей, в чем дело: «А разве ты не видишь, что у него все это фу-фу? Пустейший человек, черт бы побрал его! Вот подлинно, если бог захочет наказать, так отнимет разум. Ну, что в нем было такого, чтоб можно было принять за важного человека иль вельможу? Пусть бы имел он что-нибудь внушающее уважение, а то черт знает что: дрянь, сосулька! Тоньше серной спички!» Засим обманутые чудаки бросаются с ругательствами на Петров Ивановичей, как первых вестовщиков о приезде ревизора.

Брань сыплется на них градом; они сваливают вину друг на друга, как вдруг явление жандарма с известием о приезде истинного ревизора прерывает эту комическую сцену и, как гром, разразившийся у их ног, заставляет их окаменеть от ужаса и таким образом превосходно замыкает собою целость пьесы. Все сказанное нами о «Ревизоре» отнюдь не есть разбор этого превосходного произведения искусства. Подробный разбор хода всей пьесы, характеров ее действующих лиц, их взаимные отношения и их взаимодействия друг на друга завели бы нас далеко и отвлекли бы от главного предмета — «Горе от ума», а наша статья и без того вышла слишком велика. Скрепя сердце и обуздывая руку, мы не показали подробно развития действия, а наскоро пробежали его, не останавливались на отдельных лицах, но, так сказать, зацеплялись за них. Наша цель была — намекнуть на то, чем должна быть комедия, художественно созданная.

7 стр., 3125 слов

Нравственный портрет маленького человека в комедии ревизор ( ...

... в самую суть произведения. Читаемое в разделе: Петербург в повести Гоголя «Шинель» Тема творчества в повести «Портрет» Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души» Значение эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сочинение ... реальные события в целом, а не отдельных людей. В пьесе ему не меньше пятидесяти лет. Тридцать лет он находится на службе. В данный момент является городничим в уездном ...

Для этого мы старались намекнуть на идею «Ревизора», а вследствие ее — не только на естественность, но и на необходимость ошибки городничего, принявшего Хлестакова за ревизора, ошибки, составляющей завязку, интригу и развязку комедии, а чрез все это указать по возможности на целость (Totalitat) пьесы, как особого, в самом себе замкнутого мира. Не нам судить, до какой степени выполнили мы все это; по крайней мере теперь читатели могут ясно видеть наши требования от искусства и наш критериум для суждения о комедии. Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти две комедии суть произведения ума сильного, острого, человека даровитого; но они мастерские сатиры на современное общество, а следовательно, не художественные произведения, следовательно, и не комедии. Ни одна из них не представляет собою целого, замкнутого собою мира, возникшего из творческого зачатия, но представляет пресмешную карикатуру на глупость и невежество; в них нет основной идеи в философическом значении этого слова, но есть намерение, цель, и цель вне, а не внутри их заключенная. Поэтому каждая из них разделена на две части, на смешную и серьезную, потому что действующие лица разделены на два разряда: на дураков и умных.

Та же комната

Явление I

Городничий, Городничий, Анна Андреевна, Городничий

квартальный

А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, — что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!

Квартальный

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? здесь или в Питере?

Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна

Явление II

Те же и купцы .

Городничий

Купцы (кланяясь) . Здравия желаем, батюшка!

Городничий, Анна Андреевна, Городничий

Купцы (кланяясь) . Виноваты, Антон Антонович!

Городничий

Купцы . Богу виноваты, Антон Антонович! Лукавый попутал. И закаемся вперед жаловаться. Уж какое хошь удовлетворение, не гневись только!

Городничий

Купцы (кланяются в ноги) . Не погуби, Антон Антонович!

Городничий

Купцы уходят.

9 стр., 4049 слов

Характеристика городничего и Хлестакова из Ревизора

... герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их. В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: « ... », уверяя, что « это совсем иное дело ». Артемий Филиппович Земляника : В больницах царит грязь, а также ужасный ... такую характеристику в описании героев: Это молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как ...

Явление III

Те же , Аммос Федорович , Артемий Филиппович , потом Растаковский .

Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Растаковский, Явление IV

Те же , Коробкин с женою , Люлюков .

Коробкин . Имею честь поздравить Антона Антоновича! Анна Андреевна! (Подходит к ручке Анны Андреевны.) Марья Антоновна! (Подходит к ее ручке.)

Жена Коробкина

Люлюков . Имею честь поздравить, Анна Андреевна! (Подходит к ручке и потом, обратившись к зрителям, щелкает языком с видом удальства.) Марья Антоновна! Имею честь поздравить. (Подходит к ее ручке и обращается к зрителям с тем же удальством.)

Явление V, Бобчинский, Бобчинский, Добчинский, Бобчинский, Добчинский, Бобчинский, Оба подходят в одно и то же время и сталкиваются лбами., Добчинский, Бобчинский

Явление VI

Лука Лукич

Лука Лукич

Жена Луки Лукича

Целуются.

А я так, право, обрадовалась. Говорят мне: «Анна Андреевна выдает дочку». «Ах, боже мой!» — думаю себе, и так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!» «Ну, — думаю себе, — слава богу!» И говорю ему: «Я так восхищена, что сгораю нетерпением изъявить лично Анне Андреевне…» «Ах, боже мой! — думаю себе, — Анна Андреевна именно ожидала хорошей партии для своей дочери, а вот теперь такая судьба: именно так сделалось, как она хотела», — и так, право, обрадовалась, что не могла говорить. Плачу, плачу, просто рыдаю. Уже Лука Лукич говорит: «отчего ты, Настенька, рыдаешь?» — «Луканчик, говорю, я и сама не знаю, слезы так вот рекой и льются».

Городничий

Гости садятся.

Явление VII

Те же , частный пристав и квартальные .

Частный пристав, Городничий

Гости усаживаются.

Аммос Федорович, Городничий, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Анна Андреевна, Городничий, Многие из гостей, Аммос Федорович

Лука Лукич

Артемий Филиппович, Аммос Федорович, Городничий, Аммос Федорович, Жена Коробкина

Коробкин . Где ж теперь, позвольте узнать, находится именитый гость? Я слышал, что он уехал зачем-то.

Городничий, Анна Андреевна, Городничий

Поздравления сливаются в один гул.

Много благодарен! Но завтра же и назад… (Чихает.)

Поздравительный гул; слышнее других голоса:

Частного пристава, Артемия Филипповича, Жены Коробкина, Городничий, Анна Андреевна, Городничий

Лука Лукич

Растаковский, Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Аммос Федорович

Коробкин . В следующем году повезу сынка в столицу на пользу государства, так сделайте милость, окажите ему вашу протекцию, место отца заступите сиротке.

Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Анна Андреевна, Жена Коробкина

Гостья . Да, она такова всегда была; я ее знаю: посади ее за стол, она и ноги свои…

Явление VIII

Те же и почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке.

3 стр., 1066 слов

Почтмейстер Шпекин в комедии Ревизор Гоголя характеристика и образ героя

... большинство мелких чиновников так и жили. Сочинение Образ Почтмейстера Шпекина Произведение Ревизор было написано, как протест против моральных ... становится ещё то, что Городничий просит почтмейстера проверять письма на наличие отзыва ложного ревизора, то есть глава ... ревизор. Почтмейстер прочитывая письмо Хлестакова, в котором писалось про то, как глупые чиновники из города N приняли его за ревизора. ...

Почтмейстер

Все . Как не ревизор?

Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер

Все . Читайте, читайте!

Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Почтмейстер, Артемий Филиппович

Лука Лукич

Городничий, Городничий, Почтмейстер, Городничий, Артемий Филиппович, Почтмейстер, Артемий Филиппович

Коробкин . А что ж вы остановились?

Артемий Филиппович

Коробкин . Дайте мне! Вот у меня, я думаю, получше глаза. (Берет письмо.)

Артемий Филиппович

Коробкин . Да позвольте, уж я знаю.

Почтмейстер

Все . Отдайте, Артемий Филиппович, отдайте письмо! (Коробкину.) Читайте!

Артемий Филиппович

Все приступают к нему.

Почтмейстер

Коробкин (читая) . «Надзиратель над богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке».

Артемий Филиппович

Лука Лукич

Аммос Федорович

Коробкин (читает) . «Судья…»

Аммос Федорович

Лука Лукич

Почтмейстер, Артемий Филиппович

Коробкин (продолжает) . «Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается.) Должно быть, французское слово.

Аммос Федорович

Коробкин (продолжая читать) . «А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь, наконец, пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться. Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку. (Переворачивает письмо и читает адрес.) Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо».

Одна из дам

Городничий, Жена Коробкина, Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Почтмейстер, Бобчинский, Аммос Федорович, Городничий, Анна Андреевна, Городничий, Артемий Филиппович, Аммос Федорович, Бобчинский, Добчинский, Артемий Филиппович

Лука Лукич

Городничий, Артемий Филиппович, Городничий, Аммос Федорович

Лука Лукич

Артемий Филиппович, Все обступают их., Бобчинский, Добчинский, Бобчинский, Явление последнее

Те же и жандарм .

Жандарм . Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

Немая сцена

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.

4 стр., 1596 слов

Характеристика героев Ревизора — комедии Гоголя

... за что его можно привлечь к ответственности. В образе городничего в комедии «Ревизор» (сочинение по этой теме вы сможете написать, если ... чиновника, за которого принял Хлестакова. Вообще, стоит отметить, что образы городничего и Хлестакова в комедии «Ревизор» во многом схожи. Им ... все относятся к ним с презрительным снисхождением. почтмейстер Шпекин судья Ляпкин-Тяпкин и попечитель богоугодных ...

Юмор и сатира — две разновидности комического. Смешное мы встречаем как в жизни, так и в искусстве, в том числе и в литературе.

Зачем же нужен смех? Какую роль он выполняет в жизни людей? Вопрос может вызвать недоумение. Ведь смех — это когда просто смешно и никто не думает о том, какую он выполняет при этом роль. Но смех смеху рознь, и писатель заранее знает, каким смехом будет смеяться его читатель.

Есть смех весёлый, добрый. Его называют юмором. Таким смехом мы смеемся над смешными словами, манерой их произнесения.

Вспомним «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла. Смешные положения, в которые попадают герои, тоже вызывают смех. Смешными бывают и характеры героев. Например, вызывают улыбку все типы чудаков, к числу которых можно отнести Дон Кихота и Санчо Пансу. Понимание многосторонности и сложности жизни — отличительная черта юмора.

Помимо весёлого, добродушного смеха, есть смех злой, гневный. Называется он сатирой. Сатира известна с древних времён. Это слово латинского происхождения и означает буквально «всякая всячина», «смесь». Сатира — это беспощадное обличение. Недаром существует выражение «бич сатиры».

Сатира в литературе выпячивает и преувеличивает человеческие пороки до такой степени, что они становятся смешными. Например, Гоголь высмеивает мечту городничего из «Ревизора» стать генералом. «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»…» Мечта городничего сводится, помимо его воли, к унижению самого себя. Потому что городничий — это он сам. Мечта причудлива и смешна, но смех этот горький. Он раскрывает в человеке какой-то глубинный порок.

Такой же мрачный и изобличающий смех вызывает хвастливый и придуманный от первого до последнего слова рассказ Хлестакова о том, как он заходил в департамент «Я только на две минуты захожу… с тем только, чтобы сказать: это вот так, это вот так, а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр… пошёл писать». Рассказывает со вкусом, но ведь «крыса» — это он сам, Хлестаков. До какой же степени самоунижения надо было дойти, чтобы видеть себя в таком качестве? Смешно? Больше горько.

Смешно и тогда, когда некрасивое во что бы то ни стало хочет представить себя прекрасным, ничтожное, мелкое — высоким, слабое — сильным, глупое — умным.

6 стр., 2508 слов

Хлестаков в комедии ревизор (образ и характеристика 8 класс по гоголю)

... трудолюбием. Вместе с сочинением «Характеристика Хлестакова (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)» часто ищут Сочинение "Характеристика Хлестакова в комедии "Ревизор" Вариант 1: Оцените этот вариант сочинения: Иван Александрович Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Худенький молодой щеголь ...

Для сатиры характерно открытое выражение неприязни, грубая, а иногда и оскорбительная лексика, намеренная заостренность оценок. Нужна ли сатира? Конечно. Высмеивая отрицательное в человеке и в обществе, она помогает от него избавиться. Так что иногда полезно и обидеть человека, как обижали его великие писатели Дж. Свифт. Мольер, Э. Распе, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин.

Основные особенности сатиры:

  • разновидность комического;
  • смех гневный, злой, уничтожающий;
  • заострённость, иногда фантастическая, жизненных ситуаций и характеров;
  • нарушение пропорций в изображаемых явлениях;
  • наличие гиперболы, реже литоты;
  • положительный герой выраженный неявно;
  • направленность против отрицательных явлений в обществе и характере человека.

Предварительный просмотр:

1 вариант.

1. Гоголя звали

а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич

2. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Береги честь смолоду».

в) «И жить торопится, и чувствовать спешит».

«Стрелялись мы».

3. Кто не является персонажем комедии «Ревизор»?

а) Шпекин

б) Гибнер

в) Чичиков

г) Земляника

4. Кто из действующих лиц комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» не протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова?

а) жена городничего

б) слесарша Пошлепкина

в) смотритель училищ

г) лекарь Гибнер

5. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) чтение письма в) две развязки: разоблачение Хлестакова и приезд настоящего ревизора

б) нет развязки г) отъезд Хлестакова

6. Кому в комедии принадлежит высказывание: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать» ?

а) Ляпкину-Тяпкину

б) Городничему

в) Добчинскому

г) Землянике

7. В чем заключается своеобразие комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) отсутствие конфликта

б) трагическая развязка

в) немая сцена

г) отсутствует любовная интрига

8. Как звали дочь городничего?

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

9. Действие комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

10. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;

  • оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»?

а) о Ляпкине — Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

11. Кто сказал: «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»?

2 стр., 577 слов

План к образу хлестакова ревизор без сочинения

... все недостатки Хлестакова меркнут и становятся незаметными на фоне пороков закоренелых обманщиков и аферистов. Городничий, попечитель ... героев. Она построена совсем на других понятиях. Главный образ “Ревизора” – Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, модно ... продажны и себялюбивы, меркантильны и бесчестны. Например, Анна Андреевна, не задумываясь, принимает ухаживания молодого человека, ...

а) Ляпкин — Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

12. О каком персонаже идет речь: «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов» ?

а) городничий

б) судья

г) почтмейстер

13. О каком персонаже идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»?

а) Ляпкин — Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

14. Хлестаков был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

15. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии?

а) взяточничество

б) халатность

в) добродушие

г) гостеприимство

д) страх перед начальством

е) честность

Тест по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

2 вариант.

1. Гоголь родился

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине

2. Каково происхождение сюжета «Ревизора»?

а) придумал сам Гоголь

б) подсказал Пушкин

в) вычитал в газете

г) взят из других источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/ved-pochemu-hochetsya-byit-generalom/

3. Кто является персонажем «Ревизора»?

а) Коробочка

б) Башмачкин

в) Бульба

г) Шпекин

4. Есть ли в комедии положительный герой?

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным в) унтер-офицерша

б) Мария Антоновна г) да, это разоблачительный смех самого Гоголя

5. Определите завязку в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова

6. О ком из героев пьесы сказал Городничий: «Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол» ?

а) о Хлестакове

б) об учителе по истории

в) об учителе словесности

г) о судье

7. Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

8. Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

9. Хлестаковщина — это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

6 стр., 2734 слов

Почему чиновники приняли за ревизора Хлестакова

... была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: ... Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков ... размеренную и ленивую жизнь. Сочинение 3 Комическая ситуация в ... который не в состоянии обеспечивать их собственные потребности. Итог ...

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

10. Кто сказал: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась» ?

а) Антон Антонович

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

11. О ком идёт речь: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов» ?

а) о судье

б) о Хлестакове

в) о Тряпичкине

г) о докторе Гибнере

12. Кто сказал: «Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»?

а) Хлестаков

б) Городничий

в) Добчинский

г) Бобчинский

13. О ком идёт речь: «… человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес» ?

а) городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

14. Слугу Хлестакова звали

а) Захар

б) Степан

в) Осип

г) этот персонаж без имени, просто — слуга

15. Укажите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

а) по недоразумению

б) рассказы Хлестакова

в) известие о приезде ревизора

г) страх

д) он сам представился таковым

е) больше никого не было

Ключ к тесту по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

1 вариант.

  1. а), б), д

2 вариант.

  1. в), г)

Предварительный просмотр:

Тест по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

1. Жанр этого произведения:

а) трагедия

б) комедия

в) драма

2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

а) ревизор

б) городничий

в) смех

3. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей

Остроты в сцене:

А) в трактире

Б) разглагольствования Хлестакова

В) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге

4. Истинное стремление Хлестакова:

а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением

б) жениться на Марье Антоновне

в) набрать как можно больше денег в долг

5. Глупость, пустота, фанфарствосвойственны:

а) Ляпкину-Тяпкину

б) городничему

в) Хлестакову

6. Хлестаковщина – это:

а) Стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на

самом деле

б) стремление модно одеваться

в) погоня за чинами

7. Кому принадлежала идея «Ревизора»:

а) Н.В. Гоголю

б) В.А. Жуковскому

в) А.С. Пушкину

8. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»:

а) чтение письма

б) отъезд Хлестакова

в) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора

9. В каком городе происходит действие комедии «Ревизор»:

а) Миргороде

б) уездном городе

в) Москве

10. О ком в комедии говорится, что «… в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него

Отдает немного водкою»:

а) заседатель

Б) уездный лекарь

В) городничий

11. Кто брал взятки борзыми щенками?

а) Бобчинский

б) Ляпкин-Тяпкин

в) Держиморда

12. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем

же стулья ломать?»

а) Ляпкину-Тяпкину

Б) Хлестакову

В) Сквозник-Дмухановскому

13. Какую должность занимал Земляника?

а) смотритель училищ

б) судья

в) уездный лекарь

14. Когда чиновники узнали, что их обманул Хлестаков:

а) из письма Хлестакова приятелю

б) рассказал Осип о своем Хозяине

в) приехал настоящий ревизор

15. В качестве эпиграфа в пьесе «Ревизор» использована пословица:

а) По платью видят, кто таков идет

б) Говорит направо, а глядит налево

в) На зеркало неча пенять, коли рожа крива

16. С помощью какого средства уездные чиновники хотели «ублажить» столичного

«ревизора» Хлестакова?

а) лесть

Б) взятка

В) угодливое обхождение

17. Хлестаков:

а) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне

б) хочет взыскать уважение городничего

в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях

18. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

а) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

б) настоящее, светлое чувство влюбленного

в) жесткая насмешка над провинциальной барышней

19. Кто первый сообщил о приезде ревизора:

А) Бобчинский и Добчинский

Б) городничий

В) Земляника

20. Хлестаков способен:

а) быть логичным

Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

◊ Потребность в свободе от страха, тревоги и хаоса.

◊ Потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях.

Потребности принадлежности и любви:

◊ Потребность в любви и привязанности.

◊ Потребность в дружбе.

◊ Потребность в принятии (когда социальная группа принимает человека как часть себя: сюда входят родовые отношения, отношения на работе, в коллективе, группы по интересам; даже преступные группы).

Потребности признания:

◊ Потребность в признании.

◊ Потребность в высокой оценке.

◊ Потребность в достижении успеха.

◊ Потребность в репутации и престиже.

Потребности самоактуализации

Эта потребность заключается в том, что каждый человек стремится соответствовать своему назначению или призванию. К потребностям самоактуализации относятся:

◊ Потребность в творчестве.

◊ Потребность в самовыражении через воспитание детей, установление рекордов, изобретение чего-то нового.

◊ Потребность в любимой работе (основная цель которой – не приносить доход, а доставлять удовлетворение) тоже относится к потребностям самоактуализации.

Потребности познания и понимания:

◊ Потребность в учебе.

◊ Потребность в информации.

◊ Потребность в развлечениях.

◊ Любопытство.

◊ Потребность в истолковании и понимании.

◊ Потребность в достижении истины.

Эстетические потребности:

◊ Потребность в красоте (это понятие имеет самый широкий диапазон).

◊ Потребность в искусстве: музыке, живописи, литературе – на любом уровне.

На первый взгляд может показаться, что все это не имеет прямого отношения к актерской профессии. Однако любые поступки любых персонажей можно объяснить одной или несколькими потребностями, перечисленными выше. Потребности не только рождают мотивацию, но и способны изменить мироощущение персонажа. Маслоу пишет:

«В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности, можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи, как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». О голодном нельзя сказать: «Не хлебом единым жив человек», потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом».

Все это абсолютно верно по отношению к такому персонажу, как Хлестаков. Когда он появляется во втором явлении второго действия пьесы «Ревизор», им движет именно голод:

Явление II

Осип и Хлестаков.

(Отдает фуражку и тросточку)

ОСИП. Да зачем же бы мне валяться? Не видал я разве кровати, что ли?

ХЛЕСТАКОВ. Врешь, валялся; видишь, вся склочена.

ОСИП. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня есть ноги; я и постою. Зачем мне ваша кровать?

(ходит по комнате).

ОСИП. Да где ж ему быть, табаку? Вы четвертого дня последнее выкурили.

(ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит громким и решительным голосом).

ОСИП. Чего изволите?

(громким, но не столь решительным голосом).

ОСИП. Да нет, я и ходить не хочу.

ХЛЕСТАКОВ. Как ты смеешь, дурак!

ОСИП. Да так; все равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет. Хозяин сказал, что больше не даст обедать.

ХЛЕСТАКОВ. Как он смеет не дать? Вот еще вздор!

ОСИП. «Еще, говорит, и к городничему пойду; третью неделю барин денег не плотит. Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой – плут. Мы-де, говорят, этаких шерамыжников и подлецов видали».

ХЛЕСТАКОВ. А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это.

ОСИП. Говорит: «Этак всякий придет, обживется, задолжается, после и выгнать нельзя. Я, говорит, шутить не буду, я прямо с жалобой, чтоб на съезжую да в тюрьму».

ХЛЕСТАКОВ. Ну, ну, дурак, полно! Ступай, ступай скажи ему. Такое грубое животное!

ОСИП. Да лучше я самого хозяина позову к вам.

ХЛЕСТАКОВ. На что ж хозяина? Ты поди сам скажи.

ОСИП. Да, право, сударь…

ХЛЕСТАКОВ. Ну, ступай, черт с тобой! позови хозяина.

Осип уходит.

Явление III

ХЛЕСТАКОВ один. Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит, Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел – и все обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. Какой скверный городишко! В овошенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло. (Насвистывает сначала из «Роберта», потом «Не шей ты мне матушка», а наконец ни се ни то.) Никто не хочет идти.

Если актер, играющий Хлестакова, будет произносить свой текст в этом отрывке без учета потребностей своего персонажа, то роль просто не получится. Голод Хлестакова в первом акте пьесы как бы дает импульс всей роли. После завтрака в богоугодном заведении Земляники начинают раскрываться главные свойства Хлестакова – авантюризм, тщеславие, склонность к вранью, бахвальство. То есть, голод его растет, только этот голод уже другого порядка, эмоционального. Хлестаков изголодался не только по еде, но и по человеческому вниманию и общественному признанию, которого у него никогда не было. «Утоление голода» – так можно назвать основную задачу роли.

Без знания потребностей и мотивов персонажа актер не сможет создать на сцене яркий и запоминающийся образ. Ключ к распознаванию мотивов – наблюдение за людьми в их обыденной деятельности.

Контрольные вопросы:

Что входит в понятие «побудительные причины деятельности»?, Что такое мотивация?

* Какие потребности лежат в основе мотивации выборов и поступков человека? Приведите примеры этих потребностей.

1. Прочитайте пьесу «Ревизор». Выберите небольшой отрывок, например, сцену из пятого действия, где Городничий и Анна Андреевна мечтают о будущем. Подумайте и запишите, какими потребностями мотивированы слова и поступки каждого персонажа.

Действие пятое, явление I

Городничий, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

ГОРОДНИЧИЙ. Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Экой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось – просто из какой-нибудь городничихи и вдруг… фу ты, канальство!.. с каким дьяволом породнилась!

АННА АНДРЕЕВНА. Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.

ГОРОДНИЧИЙ. Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?

Входит квартальный.

А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, – что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может всё сделать, всё, всё, всё! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!

Квартальный уходит.

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?

АННА АНДРЕЕВНА. Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!

ГОРОДНИЧИЙ. Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

АННА АНДРЕЕВНА. Натурально, что за городничество!

ГОРОДНИЧИЙ. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?

АННА АНДРЕЕВНА. Еще бы! конечно, можно.

ГОРОДНИЧИЙ. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

АННА АНДРЕЕВНА. Уж конечно, голубую лучше.

(Заливается и помирает со смеху.)

АННА АНДРЕЕВНА. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские… Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

ГОРОДНИЧИЙ. Что ж? ведь слово не вредит.

АННА АНДРЕЕВНА. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

ГОРОДНИЧИЙ. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.

(Зажмуривает глаза и нюхает.)