Омарова Б.З. 3 базовый уровень сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область
Смарт цели : в конце урока учащиеся умеют рассуждать на морально-нравственную тему, излагают основную мысль рассказа «Я поздно понял…» , смогут обобщить и письменно высказать свои мысли в письме-рассуждении; умеют создать письменное монологическое высказывание с использованием фрагментов исходного текста , смогут доказать, что каждый человек несёт ответственность за совершённое действие, за собственный выбор в реальной жизненной ситуации
Критерии успеха: анализируют художественный текст, письменно высказывают собственные рассуждения
Критерии оценивания : умение последовательно и грамотно излагать на письме свои мысли;
- умение аргументировать и доказывать своё мнение, отвечать на проблемные вопросы;
- умение работать в паре и группе , слушать одноклассников.
- О чём же этот рассказ?
- Какие проблемы поднимает автор в произведении? -О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать? -Как вы думаете называется рассказ? Рассказ называется …
- Как вы понимаете значение милосердие?
- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» -…
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- В чем причины людского равнодушия и невнимания?
- Можно ли воспитать милосердие в себе? — Какие выводы из рассказа для себя сделали вы
- Тема рассказа -…
- Основная идея -…
- Нужно ли старшеклассникам читать такие произведения и почему?
- Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?
- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие»-…
- О чём же этот рассказ?
- Какие проблемы поднимает автор в произведении? -О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?
- Прочитайте цитаты. Обдумайте их. Объясните их значение :
Этап урока |
Время |
Методы |
Действия учителя |
Действия учеников |
1.Оргмомент 2.Постановка цели Деление на группы 3.Вызов Постер- «Ценности» 4.Этап «Чтение и осмысление» 5.Первичное закрепление по критическим вопросам 6. Усвоение понятий. 7. Работа с памяткой «Жизненных правил». 8. Работа с цитатами. 9.Индивидуаль- ная работа. 10.Оценивание 11. Рефлексия» (на стикерах) |
2 мин 1 мин 2 мин 5 мин 5 мин 10 мин 5 мин 5 мин 1 мин 6 мин 1 мин 2 мин |
Приветствие учащихся, позитивный настрой Работа с постером Чтение рассказа, усвоение Групповая работа Индивид.раб |
Проверяет подготовку к уроку, позитивный настрой Сообщает цели и задачи урока Деление на группы : Милосердие, Нравственность раздаю номерки для маршрутного листа (№1,2,3,4,5) — Нам сегодня предстоит интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими? Составьте постер «Мои главные нравственные ценности». Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. — Конечно, одной из важнейших ценностей является свобода. Ничто человек не ценит так дорого, как свободу, в том числе и свободу выбора. Сделать нужный выбор в определённой ситуации не всегда просто, ведь не секрет, что в одних и тех же условиях разные люди поступают по-разному. Скоро вы уйдёте из школы, поступив в выбранные учебные заведения, уйдёте из дома, но жизнь не перестанет ставить вас в ситуацию выбора. Утро. Пора идти на лекцию, но очень хочется спать… Как поступить? Пожалеть себя или подчиниться обстоятельствам? А какие последствия будет иметь поступок? Вот о свободе выбора и ответственности за свой выбор вам и предстоит сегодня поразмышлять. А поможет вам в этом известный писатель Е.Ауэрбах «Из цикла «Маленькие рассказы». Читать рассказ мы с вами будем вместе. Коллективное чтение рассказа Ауэрбаха из цикла «Маленькие рассказы» (раздатка №1) Перед вами вопросы (раздатка №2)– прочитайте их, обдумайте ответы, обсудите в группе Просмотр слайдов: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. Составьте памятку «Жизненных правил», используя ключевые слова на карточках, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь. (раздатка №3- ключевые слова для памятки) – Прочитайте цитаты (раздатка №4). Обдумайте их. Используйте их в своей последующей работе. А сейчас перед вами задача – написать «Письмо маме» от лица главного героя, так если бы его мама выжила и лежит в больнице- в реанимации. Какие слова и чувства захотел бы герой посвятить своей маме? Порассуждайте, обдумайте и напишите. Оценивание по маршрутному листу Воспользуйтесь любой конструкцией , записанной на слайде : Главным для меня на уроке было, то … Теперь я буду знать, что… Меня огорчило то, что… Я рад, что… Я хотел бы, чтобы… Напишите на стикерах свои отзывы |
Готовятся к уроку, психологический настрой Пишут дату, знакомятся с целью урока (слайд 1) Делятся на пары и группу Работают в паре и в группе, составляют постер «Мои главные нравственные ценности». Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство. Защита постеров спикерами. Прослушивание текста, осмысление, усвоение Ответы учащихся по маршрутному листу Просмотр слайдов Работают в группе над составлением памятки «Жизненных правил». Используют ключевые слова из ресурсов №3 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, цените их. 3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Соответствие (сравнить) со слайдом –«Памятка» 8. Работа с цитатами. 9. Пишут письмо маме от лица главного героя. Чтение писем. Пишут отзывы на стикерах |
Раздаточный материал № 1
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».
Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.
Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.
Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.
Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.
После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.
Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.
Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.
Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.
С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.
На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве.
Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,— это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.
Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».
Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал.
Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее…»
Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина.
Е. Ауэрбах из цикла «Маленькие рассказы»
Раздаточный материал № 2
Раздаточный материал №3
Памятка «Жизненных правил».
1. Любите окружающих вас …
2. Умейте видеть …
3. Научитесь прощать людям их …
4. Учитесь ставить себя на место …
5. Не стесняйтесь проявить свое …
6. Старайтесь прийти на …
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните …
Раздаточный материал №4
Цитаты :
1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
людских поступков скрывается только в человеческом сердце. (Де Сад)
2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д.С.Лихачёв)
3.И от огня любви житейское страданье уносится, как мимолётный дым…( Вл. Соловьёв)
4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. (Л.Н.Толстой)
5.Тревожьтесь обо мне пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне, когда мне одиноко.
Желайте мне добра и рядом и не рядом ( Е.Евтушенко)