Что такое « на лингвистическую тему»?

Вариант 1., Вариант 2., Вариант 3., Вариант 4.

Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.

4. Как писать основную часть?

Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).

^

Помните, что функции должны быть разные !

Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова , как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.

Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую :

1 . сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении;

2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров.

Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.

5. Как оформлять примеры в сочинении?, Во-первых

  • примеров должно быть не менее 2;

  • примеры должны быть из указанного текста;

  • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;

  • каждый пример должен соответствовать указанной функции;

  • пример без указания на функцию не учитывается.

Во-вторых

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.

Например:

Или предложение заключается в скобки .

Например:

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .

Например:

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

12 стр., 5703 слов

На лингвистическую тему ? , основным содержанием такого сочинения ...

... в основной части? В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно ... Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения - Задание: Распределите слова и предложения по следующим ... должны ответить – для чего необходимо писать сочинение на лингвистическую тему? Цель написания: речевых умений в речевой ...

Например:

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

  • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

  • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

  • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

  • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста , из которого вы берёте предложения для цитирования.

Например,

6. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что …и т.д.

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1., Образец 2., Образец 3., Образец 4., Образец 5.

7. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).

Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:

1 абзац

2 абзац

3 абзац

4 абзац

Данные сочинения обязательно

1. Роль вводных слов и предложений

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ).

С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

2. Роль цитат в речи

Цитата (от лат. cito — вызываю, привожу) — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.

3 стр., 1159 слов

Стили речи: примеры текста

... Функции и жанры разговорного стиля речи Очевидно, что примеры разговорного стиля можно услышать в устной речи, но он так же бывает представлен и в форме текста. Это могут быть ... сочинения. ЧИТАТЬ Как найти друзей: действенные рекомендации и практические советы Лексические особенности , Главная черта этого стиля — это передача эмоциональной окраски , которая может проявляться в изменении слов или в ...

В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.

В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.

В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.

Таким образом, цитаты очень важны в речи.

3. Роль однородных членов предложения в речи

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

4. Роль риторических вопросов в тексте

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

5. Роль средств выразительности в речи

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).

5 стр., 2087 слов

По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»

... тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на ... текста Средства связи предложений в составе текста разнообразны. Связность текста создается лексическим повтором, повтором однокоренных слов, местоименными словами и др. Как ... Разговорная речь - функциональный стиль речи, ...

Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)

Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.

6. Роль архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

7. Разряды и функции частиц в русском языке

Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

8. Зачем нужно двоеточие?

Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.

«Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).

В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11).

Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».

9. Зачем нужно тире?

Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.

Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).

Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».

Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.

Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

10. Зачем нужна орфография?

Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: «И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!» Оказывается, не всегда.

Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово «пора» (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: «пара». Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.

Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!

^

Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два !

11.Роль антонимов в речи

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: «…сказка заставляет…тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

^

12. Зачем надо изучать морфологию?

Морфология — это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.

Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то «ь» на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то «ь» не пишется (могуч, дремуч).

Или существительное «ожог» пишется с гласной «о» после шипящей в корне, а глагол «ожёг» — с гласной «ё».

Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.

Таким образом, морфология — очень важный раздел науки о языке.

оставить комментарий
Дата 27.09.2011
Размер 128,39 Kb.
Тип Сочинение , Образовательные материалы