Несвоевременные заметки

Ну, вот и я приобщился к числу тех, кто видел это. То самое. Да, именно оно. Они. Культовые и легендарные. Седьмой эпизод.

Не скажу, что я ярый фанат, вовсе нет, фигурки не коллекционирую и персонажей за пределами двух трилогий не знаю (а они есть, причём много).

Но фильмы мне нравились, не скажу, что прямо в восторге, но всегда нравились (хотя от второй части, «Империя наносит ответный удар», ощущения были запредельные).

И да, важная пометка, это не рецензия, чего там рецензировать-то? Это внезапно написавшееся сочинение, ещё одно. Вооот.

Впервые я увидел «Звёздные войны», первую часть (эпизод 4, «Новая надежда») на видеокассете, в седьмом классе. Отчётливо помню этот момент, я тогда повадился ходить в гости к однокласснику Лёше, потому что влюбился в его сестру Свету, они тогда жили на Краснофлотской в 18-м доме. Однокомнатная весёлая квартира, свободная от родителей с утра и до позднего вечера, тёплые летние дни: бегали, играли, а временами сидели дома и смотрели фильмы, тогда в нашей жизни как раз был самый разгар великой эры VHS, у Лёши-Светы был старый, но невероятно качественный видеоплеер Panasonic, на нём мы и смотрели. И в какой-то момент мне на глаза попалась видеокассета, 180 минут, на которой была наклеена жёлтая бумажка с напечатанным заголовком: «Звёздные войны, 1 и 2 часть». Моя реакция была просто неописуемая! Я же тогда ещё и фантастику поглощал тоннами, в любом виде, в основном в бумажном, но при случае без проблем переваривал и видео, уж тем более «Звёздные войны», о которых был наслышан и читал во всяких разных кино-журналах или кино-рубриках в обычных журналах (культовые издания тех времён: журнал «Ровесник», европейский переводной «Popcorn», а ещё линейка журналов от «Видео-асс»).

А ещё у нас дома валялась тетрадь старшего брата, вся изрисованная всякими разными крутыми рисунками (брат у меня классно рисует), в основном всякие черепушки и скелеты с топорами, подсмотренные с обложек хард-металл групп, и среди прочих рисунков были и рисунки C3PO и R2-D2, Дарта Вейдера, а ещё «Миллениум фолкнера».

Разумеется, как только я увидел ту кассету, мы немедленно сели смотреть. Это было олдскульное издание, до реставрации (Special edition, 1997 года до нас добрался только через два года), фильм в исконном своём виде, как он вышел в 1977 году. Первая часть была отсмотрена и принята на ура (я её потом пересмотрел раз десять точно) и тут же началась вторая часть, ещё более крутая! Шагающие огромные железяки с большими пушками-бластерами, и целые флоты звездолётов, космолётов и флаеров самого разного и невероятно крутого дизайна! И вот кино разгорается, Люк начал своё обучение на болотах и… БАЦ!… Кассета кончилась! Трагедия вечера и намертво засевшее в голове ощущение «незавершённого действия». Вот уж облом так облом, всем обломам облом… Это потом я уже обратил внимание, что кассета-то 180 минут всего и туда ну никак два полных фильма не влезли бы… Вот же подлость! Обидно было, слов нет.

4 стр., 1741 слов

Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части ...

... замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным. Приезд Штольца в дом Обломова (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова “Обломов”) Анализ эпизода «Приезд Штольца в дом Обломова» из романа И.А. Гончарова «Обломов» В романе Гончарова «Обломов» Андрей ...

Как же я хотел найти вторую часть! Чтобы досмотреть наконец-то. Ага, щас. По закону подлости нигде и ни у кого не было. Оставалось только ждать по телеку (как назло поймать нормально не удавалось, закон подлости мазафака) и ловить обрывки разной информации. Например, я запомнил как в передаче по ТНТ (тогда ретрансляцию вёл местный «Тивиком») показывали переводную передачу «Кино, кино, кино» (‘Cinema, cinema, cinema»), откуда я и узнал про то, что Лукас, сукин сын эдакий, выпустил в повторный прокат фильмы оригинальной трилогии, отреставрированные и доработанные современной на тот момент компьютерной графикой. Как же я хотел посмотреть ещё и обновлённую версию! Да, блин, любую версию, досмотреть бы только…

Потом в 1998 году начали появляться в более-менее массовых количествах «лицензионки», то бишь видеокассеты в красивой цветной обложке с кратким описанием и парой кадров из фильма. И даже на них «Звёздные войны» мне всё никак не хотели попадаться. И только в девятом классе, в 99 году, наконец нашёл. Появились в «Акценте», и знакомый купил сразу всю трилогию. Ну, и я у него потом выменял ненадолго, на посмотреть. И наконец-то досмотрел! Досмотрел как Империя наносит ответный удар, впечатлился по самое не могу, и сразу же «Возвращение джедая», и легендарные слова, ставшие культовым мемом… Блаженство Наконец-то догнал и завершил просмотр, спустя полтора года. Ваще, блин. В то время как космические корабли… то есть в то время как уже были анонсированы планы по экранизации приквелов, и уже вот-вот должна была выйти «Скрытая угроза», а я, блин, оригинальную трилогию только до середины посмотрел. Но в общем, успел, досмотрел оригинальную трилогию, проникся и приготовился ждать приквел, первый эпизод. Дождался.

Новую трилогию я смотрел, понятное дело, в кино, «Скрытую угрозу» смотрел в Красном зале «Прогресса». Шёл мне тогда 15-й год, поэтому в целом мне всё понравилось и даже отмороженный Джа-Джа почти не раздражал. Зато восторгов от шикарных космических сцен и всяких крутых боевых экшн-сцен с перестрелками бластеров и улётными дуэлями на световых мечах, а эти гонки улётные — в общем мне таки понравилось.

И дальше начались нулевые, которые прошли под знаком ОХ…ТЕЛЬНЫХ кино-трилогий и прочих долгоиграющих франшиз: «Матрица», «Властелин колец», первые части «Гарри Поттера», ну и, конечно, второй и третий эпизоды «Звёздных войн». Мой друг детства, одноклассник Олег просто с ума сходил по ним и каждую часть ждал с почти ритуальным благоговением. Я супер-фанатом не был, я скорее как фанат жанра фантастики, ну и ценитель блокбастеров «Атаку клонов» смотрели уже студентами, она была проглочена влёт, потом ещё раз пересмотрена на повторном сеансе, впечатлила уже не так сильно, ибо я тогда больше ждал продолжение «Матрицы», но в целом хорошо, конечно.

3 стр., 1073 слов

О кино: Ощущение пространства и времени в современных кинокартинах

... часто становится продолжением самого персонажа, его ощущений, желаний, внутреннего конфликта и так далее. ... что он не определился сейчас, кем он хочет стать и что сделать, потом ... происходили в фильме. Пространство в такие моменты оставалось позади героини. В ... не играет символическую роль в кино, а лишь становится умилением для ... менять то, что его окружает, саму основу, а не некоторые её части. «Мама!» ...

Ну, и потом уже на третьем курсе заключительная третья часть, «Месть ситхов», переломный момент, смычка будущего и прошлого, и наоборот. Мрачное, тяжеловесное, затянутое и пафосное кино, но концовка вытянула, знаете, не сколько от таланта режиссёров, а просто от ощущения УЗНАВАНИЯ, от ощущения ПОСЛЕДНЕГО ПАЗЗЛА, такие маленькие-маленькие мурашки… Вот и всё. И смахнуть непроизвольную скупую слезу…

Ух, как же много всего оказывается, и как же тесно всё переплетено между собой в детстве и юности, воспоминания, события, франшизы в кино и играх (примерно тогда как раз вышла игрушка про Рыцарей старой республики, KOTOR, а позже ммо SWTOR, и шикарнейшие синематики от Лукасфилм).

О многом я уже упоминал в своих больших ностальгических текстах из цикла сочинений. И этот текст вышел насквозь ностальгическим. Знаете почему?

Потому что седьмая часть… Это абсолютно и совершенно точно не шедевр, кино не без изъянов и с кучей традиционных для всей серии условностей, это даже не бог весть что в плане блокбастерного визуала, крепкая такая четыре с плюсом по меркам современной кино-индустрии. Но, и тут даже, наверное, неважно, кто в итоге оказался в кресле режиссёра, потому что стартовая часть новой трилогии обязана была быть такой. Гениально-ностальгической! Именно и только так. Хотя скептики и хейтеры могут обозвать это халтурой и вторичностью, но я с ними не согласен и отправляю их в лес. Вооот.

Я смотрел первые десять минут нового фильма очень напряжённо, а потом — выдохнул, расслабился, втянулся. Потому что магия воспоминаний, нехитрая, но действенная магия приёмов: «А помнишь тогда?», «Это ведь то самое, смотри-смотри! ААА!!!», «Боже мой, это же старый добрый ОН! Как постарел… как постарели все». Потрясающие ощущения. Но оговорюсь — очень субъективные ощущения. Это не фанатский восторг, это те самые мурашки УЗНАВАНИЯ, начиная с легендарных титров… Вооот.

Не буду спойлерить, незачем. Абрамс чётко и без стеснения выбивает из глубин подкорки ощущения непрерывного дежавю, причём сугубо в позитивном смысле. И это самое Великое Прошлое в моих глазах искупает и сглаживает всё, перевешивает все недостатки и огрехи (которых в фильме хватает), и прекрасно оттеняет даже откровенно сомнительный каст и откровенно вторичные сюжетные решения. Плевать! Зато девчонка порадовала, боевая и задорная А уж финал… Ух!

Такие пироги, ребята. Рекомендовать не буду, просто потому что и так истерии вокруг ЗВ очень много, так что рекомендации витают и искрятся в воздухе)) Как вы уже поняли, мне всё понравилось. Совершенно замечательное и гармоничное завершение моего персонального кино-года 2015. Достойная точка и достойный старт. Ну, а непричастные могут не париться, незачем. Каждому своё, свои увлечения и свои воспоминания. Для непричастных «Пробуждение Силы» — просто сказка вне контекста, фильм сам по себе, обычный такой и несовершенный, один из многих других современных блокбастеров. Но, возможно, после прочтения, например, этого не очень последовательного, но эмоционального сочинения они чуть-чуть уловят нотки настроения фанатов и причастных к контексту.

3 стр., 1435 слов

Семиотика кино: фильм как знаковая система (на примере «Зеркало» ...

... О. Сурковой, подготавливаемой в издательстве «Искусство».) // «Искусство кино», № 3, 1979 - с.80-93 3. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики 1973 4. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт ... при этом не чувствует себя лишним. Режиссеру удалось придать поразительное ощущение реальности снам и воспоминаниям героя. Фильм получился глубокомысленным и очень символичным. Благодаря использованным ...

PS

-..и да, честно признаюсь, мне Абрамс очень на душу лёг, потому что он мастерски использовал мой любимый приём — апелляцию к глубинным воспоминаниям, когда бросаешь взгляд на настоящее через призму прошлого, сравниваешь, оцениваешь и ретранслируешь в настоящее всё самое светлое из того, что было. У Абрамса получилось оху***о именно по части вот этого приёма, снайперски.

PPS

И да прибудет с вами Сила!