|Н. Львов|
В Русской православной церкви с середины XVII в. стало распространяться многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором.
В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт.
Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки.
Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку.
Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге
Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.
Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.
Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.
Юные певчие
Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини.
Музыка и духовное становление человека
... Великий христианский реформатор эпохи Возрождения Мартин Лютер, хорошо знавший на личном опыте роль музыки в духовной жизни человека, писал о ней со свойственной ему определенностью: ... сможете найти?» Говоря о том, как Лютер высоко ценил музыку и религиозное песнопение, нельзя не вспомнить, что он был автором и переводчиком более тридцати ...
- Спой главную тему 1-й части концерта «Не отвержи мене во время старости».
- Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? В каком характере необходимо её исполнять?
- Какой партии хора, по твоему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?
хоровое многоголосие |
Концерт «Не отвержи мене во время старости» написан М. Березовским на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета. Вот его современный перевод.
Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря; «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
- Помогает ли прочтение текста псалма восприятию трагического, скорбного характера музыкального высказывания М. Березовского?
- Послушай 1-ю часть Концерта М. Березовского. Попытайся проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.
- Почему композитор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей?
- Проследи по нотной записи за вступлением голосов солистов. Какой тип фактуры — полифонический или гомофонный — использует автор Концерта? Почему?
- В каком знакомом тебе жанре светской инструментальной музыки XVIII в. используется такой же тип изложения музыкальной мысли?
- Как ты объяснишь применительно к Концерту М. Березовского смысл выражения: «Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»?
духовный концерт полифония |