Мой новый инструмент – синтезатор. Открытый урок по специальности «Клавишный синтезатор». 4-й класс фортепианного отделения

Сочинение

2.1. Общее устройство инструмента.

3. Основные способы игры на синтезаторе

3.1. Ознакомление с банками голосов синтезатора Roland: Sound Effect, String, Brass, Piano, Ride и др. (сочинение музыкального рассказа, узнавание голосов

3.2. Ознакомление с режимом игры в системе Dual (на примере Ю.Голле “Ночь”)

3.3. Ознакомление с режимом игры в системе Split (на примере р.н.п. “Во поле береза стояла”)

3.4. Ознакомление с буквенными обозначениями нот

3.5. Ознакомление с режимом игры с автоаккомпанементом (на примере детской песни М. Красева “Елочка” /р.н.п. “Частушка” / д.п. “Белочка”)

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Ученик входит в класс.

Преподаватель (П):, Ученик (У):

П: Меня зовут Валентина Николаевна. Присаживайся за этот музыкальный инструмент. Сегодня мы с тобой познакомимся с новым для тебя музыкальным инструментом — синтезатором. Я знаю, что ты играешь на фортепиано. Посмотри на синтезатор и скажи, чем он отличается от фортепиано?

У: ответ

П: Синтезатор – электронный музыкальный инструмент. Он похож на фортепиано – у него есть тоже клавиатура и много-много разных кнопок, рычагов и переключателей, за которыми скрываются разные функции. Он может играть тембрами музыкальных инструментов, может выступать как целый симфонический или струнный оркестр, на нем можно рассказывать разные интересные истории, сочинять музыку и многое другое.

Прежде чем начать, мы должны с тобой познакомиться с определенными правилами по работе с ним:

1. Он должен быть включен в розетку. Но в розетку его надо включать ни в коем случае не мокрыми руками и следить за тем, чтобы рядом с ним не было воды – прольешь – будет замыкание.

2. Как и все электронное, как и компьютер, он имеет кнопку включения, которая называется POWER ON или просто ON. Давай ее найдем?

У: хорошо. Ищет, включает.

П: попробуй нажать какую-либо клавишу. (нажимает) Что-нибудь слышишь? Звук есть? (нет).

3. При включении синтезатора громкость всегда должна быть выключенной. Включили инструмент, он готов к работе – прибавили громкость. Собираемся выключать синтезатор – убавили громкость и выключили его. По-английски громкость называется VOLUME. Так как он регулирует звук, он должен крутиться. Нашел? Прибавляй громкость.

15 стр., 7386 слов

Компьютерная игра как инструмент психолога

... на результат измерения. В данной курсовой работе было показано, что экспериментальные работы по психологии компьютерных игр очень редки. Это обстоятельство дает основание констатировать, что проблема воздействия компьютерной игры на пользователя еще далека от своего разрешения. Тем ...

П: А ты знаешь, как звучит синтезатор? Давай попробуем нажать на любую клавишу. Какой звук, инструмент ты слышишь?

У: ответ

П: Правильно, как у фортепиано. Попробуй сыграть мне какое-нибудь упражнение или гамму. Можно сыграть До мажор на две октавы.

У: играет

П: Синтезатор обладает целым набором разных голосов. Это, например, акустические музыкальные инструменты.

Например, вот этот (переключение на String) – сыграй движение вверх пятипальцовкой. Что слышишь?

У: ответ

П: Или, вот этот (переключение на Brass) – сыграй кварту. Что слышишь?

У: ответ

П: Все музыкальные голоса синтезатора объединены по группам, которые называются банками голосов. Ты какие знаешь группы музыкальных инструментов?

У: ответ

П : все правильно. Синтезатор – инструмент иностранный, его выпускают фирмы Casio, Yamaha, Roland, и все-все на нем написано по-английски, как ты уже заметил. Например, струнные — String, медные духовые – Brass, фортепиано – Piano и так далее. Есть у синтезатора особый банк голосов, он называется Sound Effect.Английский знаешь? Как переводится?

У: ответ

П: Звуки шумов или шумовые эффекты. Посмотри на карточку, на которой перечислены все звуки, которые есть в этом банке. И пока я переключаюсь на этот банк, ты придумываешь небольшую историю, которую мы сможем проиллюстрировать этими голосами.

У: ответ (музыкальная история)

Как пример: Утром мне позвонили друзья (Telephone ring — 474) и пригласили меня к себе в гости. Чтобы добраться до них, я завела машину (Car Engne 476) и поехала (Car – Pass 477).

Мимо дома друзей проходила железная дорога (Train 479) через замечательный лес, в котором пели птицы (Bird Tweet 471), но вдруг налетел ужасный ветер (Wind 470), который меня испугал и я поехала домой (477).

П: молодец! Замечательный рассказ! А теперь давай мы с тобой обратимся к произведениям. Тебе хочется узнать, а как на синтезаторе играют произведения? Смотри, перед нами ноты – все так же, да? Скрипичный ключ для правой руки, басовый ключ для левой руки. Сыграешь с листа? (Ю. Голле “Ночь”)

У: играет

П: А теперь посмотри внимательно в ноты. Вверху стоит буква V, сокращенно от Voice, которая предлагает нам музыкальные инструменты, которыми нужно играть. Что написано?

У: ответ

П: Голос Goblins находится в банке Pad. На разных синтезаторах голоса называются по-разному: Tone или Voice. Давай нажмем на панели синтезатора кнопку активации голоса (Tone) и наберем цифрами номер 390. Сыграем?

4 стр., 1660 слов

Статья: Электронные инструменты в музыкальном образовании

... Наступление «электронных клавиш» в музыкальном быту развитых стран можно сравнить с таким же стремительным и безоговорочным завоеванием фортепиано музыкального салона в 19-м веке, и как ведущий инструмент любительского музицирования синтезатор сегодня ...

У: играет

П: В рекомендациях к исполнению стоит плюс еще один голос, что предполагает собой наложение второго голоса – Dual. Вместо одного музыкального инструмента будут играть два. Я тебе сейчас помогу переключить, а ты сыграешь. Второй голос тоже из банка Pad 380.

У: играет

П: Изменилось произведение? Каким оно стало?

У: ответ

П: А соответствует ли наш выбор инструмента названию произведения?

У: ответ

П: и какая у нас получилась ночь?

У: ответ

П: понравилось? Дальше играем? Посмотри, пожалуйста, на это произведение. Здесь в нотах есть что-то незнакомое для тебя? Нажми на кнопку Piano Solo, чтобы сбросить все настройки и вернуться к фортепиано. Сыграй, пожалуйста, это произведение (р.н.п. “Во поле береза стояла”)

У: играет

П: Здесь какими голосами рекомендуют нам сыграть это произведение?

У: ответ

П: а как ты думаешь, а почему именно такими голосами?

У: ответ

П: у нас с тобой произведение именного народного характера: русская народная песня, значит, и голоса должны быть народными – Гобой и Волынка. Только здесь нам предлагают сыграть не наложением голосов, а разделить клавиатуру синтезатора на два голоса. Это называется: режим игры Split. И сейчас я тебе могу сделать необходимые настройки. Пожалуйста, настрой основной голос Гобой, он находится под номером 275. А я нажму на Разделение клавиатуры (Split) и настрою тебе второй голос — 422. Сыграй

У: играет

П: В каком варианте это произведение тебе понравилось больше? На фортепиано или двумя голосами?

У: ответ

П: Синтезатор может звучать не только как соло, дуэт музыкальных инструментов, но и как целый оркестр или ансамбль. У него есть такая функция, как игра с автоаккомпанементом. Посмотри внимательно в ноты, что ты видишь? (М. Красев “Елочка”)

У: ответ

П: В правой руке знакомая тебе мелодия “Маленькой елочки”, а вот в правой руке стоят буквенные обозначения нот. Английский алфавит A B C D E F G, где нота Ф – ля, B – си, С – до и так далее. На первый такт стоит С – до, во втором такте G – соль, которая приходит на До. Потом?

У: ответ

П: Как относятся между собой До, Фа и Соль? До – это тоника, первая ступень, то Фа и Соль?

У: ответ

П: Субдоминанта и Доминанта. Попробуем сыграть?

У: играет

П: не звучит, правда? А давай попробуем включить аккомпанемент. Это когда вместо нот, будут звучать аккорды.

У: играет

П: А теперь настало время сыграть с оркестром. В нотах нам с тобой предлагают S – Style Polka. Я сейчас его выставлю, выставлю средний темп – 80 ударов и сыграю тебе, чтобы ты мог послушать. ИГРА. А теперь сыграй сам.

У: играет

П: чтобы наше произведение было красивым и законченным, предлагаю тебе запомнить две кнопки — Intro и Ending. Первая обозначает вступление, вторая – окончание. Нажали кнопку вступления и левой рукой нажали тонику, вступление проиграет, ты начинаешь сразу играть песенку, потом ты нажимаешь окончание, и синтезатор заканчивает произведение.

16 стр., 7688 слов

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития ...

... большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны ...

У: играет

*если останется время попробовать сыграть это произведение в разных стилях (Марш, Баллада)

П: Наш урок подошел к концу. Синтезатор – это замечательный музыкальный инструмент, он может стать хорошим помощником для твоего основного инструмента, а еще он прекрасно подходит для творчества. Надеюсь, что тебе понравился этот инструмент, а мне сегодня очень понравилось заниматься с тобой. Ты узнал что-то новое для себя?

У: ответ

П: Спасибо тебе за урок!