Проза, посвящённая Великой Отечественной войне, представляет собой колоссальный пласт русской культуры. Столь грандиозное событие, оказавшее огромное влияние на судьбу как нашей страны, так и судьбу всего мира, не могло не породить огромного количества книг, песен, фильмов и многого другого. Одним из самых известных литературных памятников той эпохе является роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», который рассказывает нам историю обычных советских юношей и девушек, которые, находясь в зоне оккупации, пожертвовали всем, чтобы помочь своей стране и своему народу одержать победу в войне. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.
История создания
В основе сюжета романа лежит реальная история войны. Летом 1942 года немецкие войска заняли город Краснодон. Местные жители, преимущественно молодёжь, и оставшиеся в городе красноармейцы организовали подпольную партизанскую ячейку, которую позже нарекли «Молодой гвардией».
На протяжении второй половины сорок второго года подпольщики занимались агитацией населения на борьбу с оккупантами, проводили диверсионные вылазки, готовили вооружённое восстание в городе.
В январе сорок третьего года группа была раскрыта, почти все её участники арестованы. В конце месяца более семидесяти человек были сброшены в шахту, некоторые из них были ещё живы, после чего шахту закидали гранатами.
После освобождения Краснодона менее чем через месяц тела подпольщиков были с почётом похоронены в братской могиле, в самом центре города.
Эта история произвела на Фадеева неизгладимое впечатление: он лично посетил Краснодон, чтобы пообщаться с местными жителями. Работа над книгой началась после окончания войны и была закончена 1946 году.
Жанр и направление
Роман «Молодая гвардия» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы дышат натурализмом. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. В то же время произведение носит отчётливый идеологический характер, направлено на поддержание социалистического общества, транслирует читателю коммунистические ценности и идеалы.
Жанр «Молодой гвардии» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне эпохальных событий, охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число персонажей, мест и событий.
Стилистические особенности имен собственных в произведении Салтыкова-Щедрина ...
... романа; 4) Выявить экспрессивные функции имени собственного в сатирических контекстах. Структура работы Глава I. Структурно-семантический анализ антропонимов в произведении -Щедрина «История одного города» ... Екатерина II. Создавая «Историю одного города», Салтыков-Щедрин использует имена собственные неоднородные ... в истории остался под мрачным названием « голодного года». Называя город Соломенным, ...
Суть: о чём?
Сорок второй год. Немецкая армия подходит к Краснодону, Красная армия отступает, город находится под угрозой оккупации. Нас знакомят со множеством значимых персонажей, показывают их мысли переживания по поводу грядущей угрозы. Кто-то намерен уходить вместе с армией, кто-то отказывается покидать родной город и намерен бороться, а кто-то и вовсе желает сотрудничать с захватчиками и уже строит грандиозные планы.
Эвакуация идёт полным ходом, но немцы атакуют переправу, не давая части населения уйти, а позже занимают сам Краснодон.
Сцены из жизни на оккупированных территориях перебиваются началом партизанской борьбы. Комсомолец Тюленин поджигает немецкий штаб. Секретарь райкома Лютиков собирает молодых людей в единую организацию, которую участники называют «Молодой гвардией».
Далее нам рассказывают о деятельности организации, рассказывают о непростой судьбе людей, оставшихся в оккупации или угнанных на работы в Германию. Молодогвардейцы распространяют листовки, расправляются с полицаем, готовятся к ряду диверсионных операций. Девушка Любовь Шевцова используя, своё обаяние, внедряется к немцам и добывает для своих товарищей важную информацию.
Во время битвы за Сталинград организация пытается помочь фронту, нападая на немецкие грузовики снабжения. Во время одного из рейдов герои захватывают грузовик, перевозивший новогодние подарки немецким солдатам. Некоторые из молодых людей пытаются продать их на местном рынке и арестовываются немцами. С помощью пыток немцы узнают имена членов «Молодой гвардии» и арестовывают их всех.
Во всех чудовищных подробностях Фадеев вырисовывает сцены пыток и издевательств над молодыми людьми, которые, однако, остаются не сломленными до самого конца, мужественно принимая свою смерть.
( по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»)
Пускай ты умер!…Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,призывом гордым к свободе,к свету! Безумству храбрых поем мы пес ню!…
М.Горький.
С детских лет мы настолько привыкли к именам Олега Кошевого,Любы Шевцовой,Ули Громовой и других молодогвардейцев,что порой не помним о том,что это ведь были наши ровесники! И уж совсем мы забываем о том, что это были не картинные герои,а живые,жизнелюбивые,с ребяческими недостатками и проказами мальчики и девочки,только что повзрослевшие,только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти,о героизме такой ценой? Наверное.Но так,как порой думаем мы,с тревогой и смутной надеждой: » А мы смогли бы? «. И,может быть,главный их подвиг в том,что они сумели повзрослеть,когда пришло время.
Не все они были пай-мальчиками и пай-девочками. Вот Сергей Тюленин,которого посетил директор школы с угрозой исключить из нее за озорство и хулиганство.Да,с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но,видимо,неплохие педагоги были в этой краснодонской школе (и в других тоже!),если смог этот «не то мальчик,не то маленького роста паренек» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком. А Любка Шевцова разве не была озорницей? Они были очень разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Прекрасно о них сказал поэт военного поколения Павел Коган: Мы были всякими,любыми, Не очень умными подчас, Мы наших девушек любили, Волнуясь,мучась,горячась.
Какого человека можно считать героем своего времени
... людей, которых считаю героями России этих лет. Это Виктор Илюхин, генерал Лев Рохлин и ныне здравствующий Сергей ... простым: «Столько, сколько он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего ... «герое времени» воплотил черты целого поколения молодых людей. Каким должен быть герой? Кого же можно ... а после него, уже – осень. Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря ...
Мы были всякими,но мучась, Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они.
После войны из этого поколения осталось в живых всего несколько процентов. Может быть, эта молодежь вынесла на своих плечах самую большую тяжесть военной ноши. Почему же очень многие из этих молодых людей оказались готовыми к подвигу? Сегодня мы узнаем о страшных преступлениях сталинизма, о чудовищном размахе доносов, об обстановке подозрительности и недоверия, царившей в стране перед войной. И в то же время взлет героизма в войне, такая искренняя преданность Родине.
Как совмещалось это? Мне кажется, что истоком подвига молодогвардейцев и вообще молодежи того времени являлось следующее. Они были были воспитаны на морали революции, одно из главных требований которой-готовность к самопожертвованию. Воспитанные в романтическом духе, стремящиеся жить по самому большому счету, привыкшие к прямоте в школьном комсомоле, они еще не успели запачкаться, столкнувшись с черной изнанкой жизни. А потому это удивительно чистые и цельные натуры. В то, во что они верили, они верили беззаветно.
Перед молодыми людьми,которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть сложа руки преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Думается, один из главных корней их готовности к подвигупреемственность поколений. Дети перенимают революционный опыт отцов. Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардия», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине.
Недаром в своей клятве они клялись перед лицом всего народа.
Слова клятвы сразу крепко связали их. Фадеев пишет, что вчера они были просто школьниками,школьными товарищами,беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним.
Подвиги молодогвардейцев… Еще с седьмого класса остались у меня в памяти эти сцены. Вот Сергей Тюленин из ночной темноты бросает бутылки с зажигательной смесью в здание треста, где расположились немцы. Вот, затаив дыхание, прячется с листовками от полицейского Олег Кошевой. Вот Сергей Левашов и Любка вешают флаг… Как их описывает Фадеев, как любуется ими. «Они были точно созданы для того, чтобы проделать это вдвоем,широкоплечий Сергей Левашов и Любка со своими сильными ногами и легкая, как огонь». Эти и другие их подвиги становятся еще более значительными,если мы вспомним, как они любили жизнь. Не успели с риском для жизни Сергей и Люба повесить флаг, как уже собираются захватить гитару. А как чудесно читает «Демона» Ульяна Громова, из глубины таинственных глаз которой струится «влажный сильный свет». «Добрый до наивности» силач Анатолий Ковалев мечтает стать гиревиком. Да разве расскажешь о каждом!…
Нет смысла перечислять и пересказывать подвиги молодогвардейцев. Они хорошо известны. Вся их жизнь подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон объединил все основные образы и характеристику героев романа «Молодая гвардия» в таблице. Если кого-то не хватает, пишите в комментариях — добавим!
Олег Кошевой | мужественный молодой человек. Рассудительный и дальновидный лидер. Талантливый организатор и стратег. Является одной из центральных фигур подпольной организации. В конце романа погибает. |
Ульяна Громова | девушка, пережившая немецкую бомбардировку во время переправы через реку, не смогла эвакуироваться и была вынуждена вернуться в город, где мужественно боролась с оккупантами. В конце романа подвергается пыткам калёным железом и погибает вместе со своими товарищами. |
Любовь Шевцова | артистичная девушка, внедрившаяся к немцам с помощью своей привлекательности для того, чтобы добывать для молодогвардейцев информацию. На первый взгляд производит впечатление ветреной и пустой особы, но на деле оказывается отважной и самоотверженной героиней. В конце романа принимает смерть с песней, отказавшись встать на колени и получив пулю в лицо. |
Сергей Тюленин | отчаянный молодой человек, убивший двух немцев ещё до начала деятельности молодой гвардии. Участвовал в самых опасных операциях. Сжёг немецкий штаб. Был схвачен и убит вместе с остальными. Не сломался даже в тот момент, когда на его глазах били его родную мать. До последнего сохранял мужество и ясность мысли. |
Филипп Петрович Лютиков | мужчина средних лет. Участник гражданской войны. Секретарь райкома, координатор всех подпольных ячеек на территории Краснодона. Рассудительный руководитель. Погибает в конце романа, выдержав все пытки. |
Сочинение рассуждение на тему молодая гвардия , Подвиг молодогвардейцев
( по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»)
Пускай ты умер!…Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,призывом гордым к свободе,к свету! Безумству храбрых поем мы пес ню!… М.Горький. С детских лет мы настолько привыкли к именам Олега Кошевого,Любы Шевцовой,Ули Громовой и других молодогвардейцев,что порой не помним о том,что это ведь были наши ровесники! И уж совсем мы забываем о том, что это были не картинные герои,а живые,жизнелюбивые,с ребяческими недостатками и проказами мальчики и девочки,только что повзрослевшие,только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти,о героизме такой ценой? Наверное.Но так,как порой думаем мы,с тревогой и смутной надеждой: » А мы смогли бы? «. И,может быть,главный их подвиг в том,что они сумели повзрослеть,когда пришло время. Не все они были пай-мальчиками и пай-девочками. Вот Сергей Тюленин,которого посетил директор школы с угрозой исключить из нее за озорство и хулиганство.Да,с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но,видимо,неплохие педагоги были в этой краснодонской школе (и в других тоже!),если смог этот «не то мальчик,не то маленького роста паренек» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком. А Любка Шевцова разве не была озорницей? Они были очень разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Прекрасно о них сказал поэт военного поколения Павел Коган: Мы были всякими,любыми, Не очень умными подчас, Мы наших девушек любили, Волнуясь,мучась,горячась. Мы были всякими,но мучась, Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они. После войны из этого поколения осталось в живых всего несколько процентов. Может быть, эта молодежь вынесла на своих плечах самую большую тяжесть военной ноши. Почему же очень многие из этих молодых людей оказались готовыми к подвигу? Сегодня мы узнаем о страшных преступлениях сталинизма, о чудовищном размахе доносов, об обстановке подозрительности и недоверия, царившей в стране перед войной. И в то же время взлет героизма в войне, такая искренняя преданность Родине. Как совмещалось это? Мне кажется, что истоком подвига молодогвардейцев и вообще молодежи того времени являлось следующее. Они были были воспитаны на морали революции, одно из главных требований которой-готовность к самопожертвованию. Воспитанные в романтическом духе, стремящиеся жить по самому большому счету, привыкшие к прямоте в школьном комсомоле, они еще не успели запачкаться, столкнувшись с черной изнанкой жизни. А потому это удивительно чистые и цельные натуры. В то, во что они верили, они верили беззаветно. Перед молодыми людьми,которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть сложа руки преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Думается, один из главных корней их готовности к подвигупреемственность поколений. Дети перенимают революционный опыт отцов. Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардия», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине. Недаром в своей клятве они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы сразу крепко связали их. Фадеев пишет, что вчера они были просто школьниками,школьными товарищами,беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним. Подвиги молодогвардейцев… Еще с седьмого класса остались у меня в памяти эти сцены. Вот Сергей Тюленин из ночной темноты бросает бутылки с зажигательной смесью в здание треста, где расположились немцы. Вот, затаив дыхание, прячется с листовками от полицейского Олег Кошевой. Вот Сергей Левашов и Любка вешают флаг… Как их описывает Фадеев, как любуется ими. «Они были точно созданы для того, чтобы проделать это вдвоем,широкоплечий Сергей Левашов и Любка со своими сильными ногами и легкая, как огонь». Эти и другие их подвиги становятся еще более значительными,если мы вспомним, как они любили жизнь. Не успели с риском для жизни Сергей и Люба повесить флаг, как уже собираются захватить гитару. А как чудесно читает «Демона» Ульяна Громова, из глубины таинственных глаз которой струится «влажный сильный свет». «Добрый до наивности» силач Анатолий Ковалев мечтает стать гиревиком. Да разве расскажешь о каждом!… Нет смысла перечислять и пересказывать подвиги молодогвардейцев. Они хорошо известны. Вся их жизнь подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно.
Темы
Тематика романа «Молодая гвардия» более обильна, но описывать все тонкости можно несколько статей подряд, поэтому если Вам необходимо перечисление других тем, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
- Любовь
– Фадеев показывает нам молодых людей, которые хотят жить, работать и любить. Молодогвардейцы – это самые обычные люди, которые из-за обстоятельств вынуждены отказаться от нормальной жизни и вступить в борьбу с захватчиком. Они еще совсем молодые ребята, жаждущие полноценных чувств, но все они жертвуют своими привязанностями ради общего дела.
- Патриотизм
– главные герои романа представляют из себя настоящих патриотов своей Родины, готовых сражаться и умирать за будущее своего народа. Все они жертвуют самым дорогим, что у них есть, лишь бы освободить страну от оккупации.
- Преданность
- Главные герои до последнего верили друг в друга и разделяли общие идеалы. Никто из них не предал отечество и свою команду даже под давлением обстоятельств.
Проблемы
Проблематика романа «Молодая гвардия» тоже может быть дополнена, если в этом есть надобность. О ней нужно написать Многомудрому Литрекону.
- Война
– в романе присутствует множество сцен, которые показывают весь ужас войны. Война у Фадеева лишена всякого романического флёра. Люди, разорванные на куски, расправы над пленными, жизнь в оккупации, — все это читатель видит без розовых очков. Однако писатель, тем не менее, подчёркивает важность и праведность войны за выживание, которую вёл советский народ против нацизма.
- Отвага
– храбрость и сила духа, которую продемонстрировали нам герои Фадеева, кажется поистине нечеловеческой. Писатель показывает силу духа молодых людей, которые за несколько месяцев проходят путь от беззаботных детей до самоотверженных мучеников.
- Детство на войне
— Подростки в оккупации моментально перевоплощаются во взрослых людей, готовых на смерть ради идеи. Борьба лишает их детства, счастья, островка безопасности в семье и доме.
Роман А. Фадеева “Молодая гвардия” — сочинение
С конца 40-х — в 60-е г.г. в СССР не было произведения более популярного, чем роман А.Фадеева «Молодая гвардия» (1945).
Он отвечал чувствам народа, только что пережившего трагедию войны и знавшего цену, заплаченную за Победу. Фадееву удалось романтическими художественными приемами воссоздать портрет поколения, чья юность пришлась на огненные годы.
В этом ему несказанно помог не только жизненный опыт и чутье художника, сумевшего понять молодежь, но и живая память о собственной боевой юности, что обеспечило роману психологическую достоверность. Потрясение, которое испытал писатель, изучивший, насколько ему это было позволено, историю гибели краснодонского подполья, высекло искру подлинного искусства. И хотя ниспровергатели Фадеева по сей день ищут все новые и новые несоответствия художественной реальности частным историческим фактам (17а; 140 -142), от художественного произведения и не требуется фактографической точности.
К сожалению, в декабре 1947 г. появилась редакционная статья «Правды», где говорилось: «Из романа выпало самое главное, что характеризует жизнь, рост, работу комсомола, — это руководящая, воспитательная роль партии, партийной организации». Выступление «Правды» открыло серию «проработочных» статей и Фадеев приступил к переработке романа. В 1951 г. была создана вторая редакция, которую писатель дополнял и позже, неоправданно растягивая роман. «Семь глав автор написал заново, двадцать пять основательно переработал, в семь глав внес поправки и дополнения… Он подвергал редактуре решительно все: и собственно авторскую речь, и лирические отступления, и сцены непосредственного сюжетного действия» (13; 459).
Голоса, раздавшиеся в защиту именно первого варианта романа (к его защитникам принадлежал К.Симонов), тонули в утверждениях «Все-таки второй» (Так называлась статья М.Чарного в «Литературной газете» от 12 января 1957г.).
Храня с 1946г., как реликвию, первое издание «Молодой гвардии», автор этих строк надеется на широкое его переиздание и изучение.
Фадеев положил начало бурному развитию художественно-документального жанра в советской литературе. Им были обоснованы некоторые его принципы. Как художник он понимал необходимость связать узами любви-дружбы Ульяну Громову и Олега Кошевого, но не мог этого сделать в виду определенную документальность романа. В то же время ему пришлось, выдерживая упреки родственников, пойти на некоторое укрупнение характеров. Он сокращал число «второстепенных персонажей», мучаясь даже малейшими несоответствиями трагическому и кровавому сюжету жизни.
Фадеев был не только писателем, но и человеком действия, с горячностью отдающимся организационной работе в руководстве ССП. Он мучительно переживал такую раздвоенность и тогда, когда, захлестнутый бюрократическими обязанностями, не имел возможности писать, но и за письменным столом тоже… 1953-1956 г.г. стали для него порой переоценки ценности, когда пришло трезвое осознание бесплодности и незначительности «неисчислимых бюрократических дел», как писал он в предсмертном письме (23), что привело к тяжелейшему кризису. «Когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня».
Но еще раньше он писал об этом в пространном письме А.Суркову, называя сложившееся положение вещей «издевательством над литературой» (22).
После смерти Сталина и, особенно, после ХХ съезда партии, Фадеев не мог не чувствовать, что именно на него, как на генсека ССП в годы сталинских репрессий обрушивается теперь не просто груз ответственности, которую он переживал (хотя и пытался облегчить участь многих репрессированных), но и «подлость, ложь и клевета». Повод к этому давало и отношение к нему новой власти: «… В течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять».
Самоубийство Фадеева многими воспринималось как заслуженное возмездие, как суд совести. Но даже если Фадеев и испытал ее муки, то и это выгодно отличает его от многих литературных, а чаще окололитературных деятелей, чьи имена теперь известны, которые доносы в НКВД сделали второй профессией и самоубийством не кончили.
Как бы ни относиться сейчас к фадеевским мотивировкам своего рокового шага, ясно, что данная им характеристика положения литературы в тоталитарном обществе — итог позднего и горького прозрения — абсолютно верна и высказана значительно раньше оценок наших дней. «Еще не зная о предстоящих при Хрущеве погромах искусства и литературы, Фадеев предсказал их, ибо от «самодовольных нуворишей», невежд, как аттестует новых правителей Фадеев, «можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина», и их бюрократические привычки, их выводы «сопровождаются угрозой все той же дубинки».
«… Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии».
Эпитафия трагическая и… поучительная.